Библиографическое описание:

Гарданова Э. Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 935-936.

Развитие общества, современной науки, введение в учебный процесс новых технологий требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности.

Каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах, сформировать у них навыки работы над проектом, умение проводить исследование, но и формировать ключевые компетентности, наличие которых необходимо для продолжения образования.

Для формирования ключевых компетентностей школьников, в рамках традиционных уроков используются:

-     проблемное введение в тему урока;

-     постановка цели и задач урока совместно с учащимися;

-     совместное (самостоятельное) планирование выполнения практического задания;

-     групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

-     выдвижение идеи (мозговой штурм);

-     постановка вопроса (поиск гипотезы);

-     формулировка предположения (гипотезы);

-     обоснованный выбор способа выполнения задания;

-     составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

-     поиск дополнительной литературы;

-     подготовку доклада (сообщения);

-     самоанализ и самооценка, рефлексия;

-     поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативная компетентность развивается с первых дней ребенка в школе, когда совместно в учебных ситуациях дети доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

С первого класса ввожу такие формы работы, как работа в парах, в группах (с лидером и без лидера), что способствует формированию коммуникативных компетентностей учащихся.

В структуру уроков ввожу систему упражнений, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать рекомендованных А. И. Савенковым.

1.                  На уроках литературного чтения выполняем упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему: «Посмотрите на мир глазами персонажа», «Составьте рассказ от имени другого человека, персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».

Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении «Посмотрите на мир чужими глазами» детям читаю неоконченный рассказ. Например: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

2.                  На уроках окружающего мира прошу выдвинуть гипотезу (предположение): «Что такое радуга?», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему солнце светит днём, звёзды — ночью, а на луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

При составлении предположений учащиеся используют фразы: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если».

3.                  Для развития умения задавать вопросы используются различные упражнения на уроках литературного чтения: задать вопросы тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке. На уроках математики и русского языка учащиеся выполняют задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, задают уточняющие, восполняющие вопросы.

При изучении темы «Части речи» выполняют задание «Найди загаданное слово». Для этого дети задают разные вопросы о предмете, выбранный ребёнок отвечает «да», «нет». При работе над словарными словами один из детей загадывает слово, называет только первый его звук, остальные отгадывают. Также провожу игру «Угадай, о чём спросили?». Не читая вопроса вслух, ребёнок громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.

4.                  В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. На уроках математики, окружающего мира сопоставляются два объекта, выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)», «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».

Применяю разные виды уроков с использованием проектной и исследовательской деятельности.

Первый вид — проектный урок. Он или включает в себя как составную часть учебный проект, или целиком состоит из работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это специально выделенные в рабочей программе часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. По окружающему миру урок — проект по теме «История вокруг тебя», по технологии «Бумагопластика: новые технологии и образы. Игрушки из конусов». На проектных уроках формируется компетентность самоорганизации.

Второй вид — урок, на котором есть элементы проектной деятельности в какой-либо композиции, составляющие часть проекта. Это могут быть практические урочные занятия или лабораторные работы, или комбинированный урок с включением фрагментов частично самостоятельной деятельности учащихся. Например, формулирование цели практической работы вместе с учителем с последующим самостоятельным планированием работы, самоанализом и рефлексией во время презентации результатов. Такие занятия нацелены на формирование проектной деятельности через освоение ее фрагментов, также на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

По окружающему миру при прохождении темы «Воздух и его свойства» определяется экспериментальная задача — исследовать свойства воздуха, три опыта проводятся во время урока. Четвёртый опыт – домашнее задание: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении. Как это можно сделать? Составляется план проведения опыта. На следующем уроке презентуется результат проделанного опыта.

При знакомстве с темой «Замечательное вещество — вода» проводим опыты, знакомимся со свойствами воды. Родители проводят экскурсию в Нефтеюганский горводоканал. Продолжаем изучение темы «Очистка воды» в классе. Домашнее задание: подготовка к защите проектов на тему «Охрана водоема».

При проведении уроков данного вида формируются компетентности информационная, коммуникативная и самоорганизации.

Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. На этих уроках необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях.

По технологии спланировала проектную деятельность на серии уроков по теме «Стилизация и использование природных форм в вещах» (Чудо-посуда. 2 урока), «Проектирование предметов по принципу стилевого единства» (Сервиз. 2 урока), «Технология изготовления изделий из папье-маше (Декоративное яйцо. 2 урока), «Технология изготовления изделий из бисера» (Цветы из бисера. 2 урока).

На уроках формируются компетентности: информационная, коммуникативная, самоорганизации.

Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

Проектная и исследовательская деятельность способствуют формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Литература:

1.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 317 с.- (Стандарты второго поколения).

2.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам).

3.  Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. № 2. С.76–86.

4.  Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Изд. центр «Академия», 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle