Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Р. И. Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей / Р. И. Маркова, В. Н. Резванцева, Г. В. Сторожева, Л. И. Юдкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39647/ (дата обращения: 18.04.2024).



Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4]

Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. [5] Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. [1]

Урок технологии не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. Деятельность учащихся на уроках технологии первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Реализация исследовательской деятельности представлена как самим исследованием, так и отождествлением с понятием «проектная деятельность». Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

С проектом учащиеся знакомятся непосредственно на уроке, но выполняют его во внеурочное время под руководством учителя. Проекты, если рассматривать их с точки зрения содержания, бывают технологические, информационные, комбинированные. [3] Дети проявляют творчество в отборе материала, в его изложении, в форме презентования результата своей работы. Важно, чтобы тема проектного исследования была близка ребенку, интересна, личностно или общественно значима, т. к. проект на уроке технологии — это самостоятельная творческая работа. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Эффективность этой работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

На уроках технологии дети не только выполняют исследовательско-проектные работы в полном их понимании, но здесь всегда есть место исследованиям, в которых они проявляют творчество и смекалку. Исследуют разные виды бумаги, ткани и нитки различного происхождения, применение бросового материала (конфетных оберток, станиц из глянцевых журналов, пластиковых баночек, упаковочного материала и т. п.). Сюда можно отнести: выполнение работ по заданному учителем условию (придумать свою игрушку, выполненную из модулей оригами или из сложенных «гармошкой» геометрических фигур, сконструировать поделку на основе образца), выполнение работ по собственному замыслу и в любой технике.

В программах по технологии исследовательская деятельность не всегда может быть явно обозначена, но из поставленных задач (точное повторение образца, воплощение собственного замысла, развитие умений планирования последовательности выполнения действий) и предоставленной учителю возможности планирования материала по своему усмотрению, а детям — выбора способа выполнения работы, понятно, что она активно применяется.

Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность — вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность, которая является не только увлекательным занятием, способствующим формированию всесторонне развитой личности, но и развивает уважительное отношение к труду и к окружающему миру во всем его многообразии. [2]

Проектно — исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы — новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов — необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Литература:

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После, № 2, 2005.
  2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.
  3. Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. — Екатеринбург, 2004.
  4. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». — М.: Просвещение, 2010.
  5. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. — М.: Просвещение, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, урок технологии, выполнение работ, начальная школа, окружающий мир, ребенок, собственный замысел, учащийся.


Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности...

Смена ведущей деятельности ребёнка в начальной школе с игровой на учебную происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Поэтому очень важно, чтобы на уроках учитель использовал игровые технологии [1, с. 87–93].

Проектная и исследовательская деятельность младших...

урок, работа, исследовательская деятельность, окружающий мир, проектная деятельность, Технология изготовления изделий, развитие умения, домашнее задание, литературное чтение, урок математики.

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Ключевые слова: метод проектов, исследование, исследовательские умения, обучающиеся начальной школы.

Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного...

Использование технологии проектного обучения на уроках...

проект, проектная технология, проектное обучение, начальная школа, учащийся, слово, урок, класс, окружающий мир, учебный процесс.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

во-первых, спецификой самого начального образования. Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка.

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной...

Использование проектного метода на уроках математики при...

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности...

Смена ведущей деятельности ребёнка в начальной школе с игровой на учебную происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Поэтому очень важно, чтобы на уроках учитель использовал игровые технологии [1, с. 87–93].

Проектная и исследовательская деятельность младших...

урок, работа, исследовательская деятельность, окружающий мир, проектная деятельность, Технология изготовления изделий, развитие умения, домашнее задание, литературное чтение, урок математики.

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Ключевые слова: метод проектов, исследование, исследовательские умения, обучающиеся начальной школы.

Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного...

Использование технологии проектного обучения на уроках...

проект, проектная технология, проектное обучение, начальная школа, учащийся, слово, урок, класс, окружающий мир, учебный процесс.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

во-первых, спецификой самого начального образования. Начальная школа- это особый этап в жизни ребенка.

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной...

Использование проектного метода на уроках математики при...

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Задать вопрос