Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Маркова Р. И., Резванцева В. Н., Сторожева Г. В., Юдкина Л. И. Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 449-450. — URL https://moluch.ru/archive/141/39647/ (дата обращения: 28.05.2018).



Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4]

Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. [5] Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. [1]

Урок технологии не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. Деятельность учащихся на уроках технологии первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Реализация исследовательской деятельности представлена как самим исследованием, так и отождествлением с понятием «проектная деятельность». Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

С проектом учащиеся знакомятся непосредственно на уроке, но выполняют его во внеурочное время под руководством учителя. Проекты, если рассматривать их с точки зрения содержания, бывают технологические, информационные, комбинированные. [3] Дети проявляют творчество в отборе материала, в его изложении, в форме презентования результата своей работы. Важно, чтобы тема проектного исследования была близка ребенку, интересна, личностно или общественно значима, т. к. проект на уроке технологии — это самостоятельная творческая работа. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Эффективность этой работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

На уроках технологии дети не только выполняют исследовательско-проектные работы в полном их понимании, но здесь всегда есть место исследованиям, в которых они проявляют творчество и смекалку. Исследуют разные виды бумаги, ткани и нитки различного происхождения, применение бросового материала (конфетных оберток, станиц из глянцевых журналов, пластиковых баночек, упаковочного материала и т. п.). Сюда можно отнести: выполнение работ по заданному учителем условию (придумать свою игрушку, выполненную из модулей оригами или из сложенных «гармошкой» геометрических фигур, сконструировать поделку на основе образца), выполнение работ по собственному замыслу и в любой технике.

В программах по технологии исследовательская деятельность не всегда может быть явно обозначена, но из поставленных задач (точное повторение образца, воплощение собственного замысла, развитие умений планирования последовательности выполнения действий) и предоставленной учителю возможности планирования материала по своему усмотрению, а детям — выбора способа выполнения работы, понятно, что она активно применяется.

Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность — вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность, которая является не только увлекательным занятием, способствующим формированию всесторонне развитой личности, но и развивает уважительное отношение к труду и к окружающему миру во всем его многообразии. [2]

Проектно — исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы — новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов — необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Литература:

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После, № 2, 2005.
  2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.
  3. Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. — Екатеринбург, 2004.
  4. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». — М.: Просвещение, 2010.
  5. Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. — М.: Просвещение, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, урок технологии, выполнение работ, начальная школа, окружающий мир, ребенок, собственный замысел, учащийся.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос