Библиографическое описание:

Звягин Л. С. Системный анализ как новое направление исследования процессов управления // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 420-424.

Системный анализ представляет собой комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и развития деятельности по улучшению системы управления и всей производственной и хозяйственной деятельности организации. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания или совершенствования организации. В данной статье отражена конечная практическая цель системного анализа — разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

Ключевые слова: системный анализ, деятельность организации, развитие, система управления, проблема, метод.

System analysis is a complex of research aimed at identifying common trends and factors of development of the organization and development activities for the improvement of the management system and throughout the production and economic activities of the organization. System analysis allows to identify the feasibility of the establishment or enhancement of the organization. In this article reflects the final practical goal of system analysis of the development and implementation of the selected reference model of the control system.

Keywords: system analysis, organization, development, management system, problem method.

1.Сущность современного системного анализа

Системный анализ представляет собой комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и развития деятельности по улучшению системы управления и всей производственной и хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания или совершенствования организации, чтобы определить, к какому классу сложности она относится с целью выявления наиболее эффективных методов научной организации труда, более совершенных, чем были ранее применяемые.

Системный анализ деятельности предприятия или организации находится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:

-          продолжительность и объем работ, связанных с рассмотрением предварительного проекта;

-          выбор материалов для проведения экспертизы;

-          выбор метода исследования;

-          обоснование экономической, технической и организационной точек зрения;

-          • разработка компьютерных программ.

-          Конечная цель системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления. В соответствии с основной целью необходимо выполнить следующую исследовательскую цепочку, носящую системный характер:

1)        выявить общие тенденции развития предприятия и его место и роль в рыночной экономике;

2)        определить особенности функционирования компании и ее отдельных подразделений;

3)        определить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;

4)        создать условия, которые преодолевают препятствия к достижению целей;

5)        для сбора данных для анализа и разработки мер по улучшению существующей системы управления;

6)        использовать передовой опыт других компаний;

7)        изучить информацию, необходимую для адаптации выбранной (синтетической) эталонной модели к условиям бизнеса в данном вопросе.

В процессе системного анализа выявляются следующие характеристики:

1)        роль и место компании в отрасли;

2)        состояние производственной и экономической деятельности предприятия;

3)        производственная структура предприятия;

4)        система управления и организационная структура;

5)        особенности взаимодействия предприятий с поставщиками, клиентами и вышестоящими организациями;

6)        инновационные потребности (возможные отношения компании с научно-исследовательскими и проектными организациями);

7)        формы и методы стимулирования и оплаты труда работников

Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Большинство организаций являются многоцелевыми. Различные цели вытекает из особенностей развития предприятия и его фактического состояния в рассматриваемый период, и окружающей среды (геополитических, экономических, социальных факторов). Четко сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой системного анализа и исследовательской программы развития. Системный анализ в таком аспекте включает в себя перечень вопросов, которые будут исследованы, и выявлен их приоритет.

Системный анализ проводимый таким образом может включать в себя следующие разделы:

-          анализ предприятия;

-          анализ производства и его технико-экономических характеристик;

-          анализ подразделений компании, производящие товары (услуги) — основные разделы;

-          анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений;

-          анализ системы управления предприятием;

-          анализ форм отношений документов существующих на предприятии, на маршрутах их движения и технологии обработки.

Каждый раздел программы является независимым исследованием и начинается с определения целей и задач анализа. Это наиболее важно, так как она определяет весь ход исследования, выбор приоритетов и в конечном итоге реформу конкретной системы управления.

Основной задачей системного анализа является определение глобальных целей развития организации и целей работы. Имея конкретные, четко определенные цели, мы можем определить и проанализировать факторы, способствующие или препятствующие скорейшему достижению этих целей. Для анализа организации на основе системы целей, мы должны определить и сформулировать множество задач на каждом уровне управления. В этом случае, дерево целей будет наиболее полным. Основная задача такого структурирования является приведение цели для каждого конкретного сегмента.

В результате системного анализа необходимо внести предложения по обоснованию целесообразности рационализации системы управления. На основе таких предложений появляются: решение об осуществлении выбранной модели системы управления, разработка регулирующего документа, разработанную для процесса управления схему и цель, разработанную для конкретной компании организационные и технические меры по улучшению управления предприятием, выбираются конкретные прикладные науки на основе методов управления, новая корпоративная культура.

2. Основные подходы в изучении системы управления

Системный подход — это направление методологии научного познания и практической деятельности, основанной на изучении любого объекта как сложной целостной кибернетической социально- экономической системы. В самом общем виде системы понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Рассмотрим основные принципы системного подхода, (системного анализа).

1.         Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему в целом и в то же время как подсистемы в более высоких уровнях.

2.         Иерархическая структура, т. е. существование многих (по крайней мере, два элемента), расположенных на подведомственных уровнях элементов самого низкого уровня. Элементы более высокого уровня для реализации этого принципа хорошо видны на примере любой конкретной организации, как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управление и контроль — один подчинен на другую.

3.         Структурирование которое позволяет анализировать элементы системы и их отношения в рамках конкретного организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не только свойствами ее отдельных элементов, как свойств структуры.

4.         Множественность, позволяющая использовать многие из кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход является более важным для изучения характеристик организации как системы, т. е. характеристик «входа/выхода», «процесса» и характеристик. Системный подход на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т. е. товары или услуги, а именно, что производить, какие показатели качества, с точки зрения любых расходов, для которых надо определить, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. «Выход» в конце должен быть определён конкурентоспособной продукцией или услугами.

Затем надо определить входные параметры, то есть исследовать потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня системы (уровень технологии, особенно организации производства, работа и управление) и параметров окружающей среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, не в последнюю очередь, важно изучение параметров процесса, превращения ресурсов в готовую продукцию. На данном этапе изучают, в зависимости от объекта исследования и рассматриваемой технологии производства, или технологию управления, её факторы и пути её совершенствования.

Системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в рамках конкретной системы, определить характер проблемы ввода, обработки и вывода.

Такой подход будет рассматриваться в анализе как внутренней, так и внешней среды организации. Это означает, что мы должны рассмотреть не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и другие факторы, которые являются важными аспектами при анализировании организаций и, к сожалению, не всегда учитываются. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются или откладываются. С введением нового оборудования не всегда принимается во внимание показатели эргономичности, что приводит к увеличению рабочих, их утомляемости и в конечном счете к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социальные и психологические аспекты, в частности, проблема мотивации. Комплексный подход является необходимым условием для решения задачи анализа организации. Для изучения функциональных связей управления и системы управления информацией осуществляется интеграция подхода, суть которого в том, что исследование проводится как по вертикали (между отдельными элементами системы управления) так и по горизонтали (на всех этапах жизненного цикла изделия). Интеграция является ассоциацией субъектов хозяйствования по укреплению взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе выявляют более сильную связь между отдельными системами организации, более конкретных задач. Например, система управления определяет услуги в подразделениях организации, набор конкретных показателей их деятельности по качеству, количеству, стоимости, ресурсам и срокам и т. д.

Интеграция программных стадий жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования информационной системы и четкого управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества стоимости на всех этапах исследований, проектирования и технологической подготовки производства, а также показатели фактического производства, реализации, эксплуатации и удаления продукта от производства. Эта согласованность показателей жизненного цикла на всех этапах продукта позволяет создать структуру управления, которая обеспечивает работоспособность и гибкость управления.

Интеграция вертикали представляет ассоциацию юридически независимых компаний, направленных на лучшее достижение целей. Это обеспечивается, во-первых, человеческим ресурсом, во-вторых, созданием новых научно- экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения отношений, построенных вертикально между федеральными, муниципальными органами и частными организациями, в частности в производственной и социальной сферах. Эта интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в реализации новых указов, постановлений и других нормативных документов. Интеграция дает организациям новые возможности для улучшения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Применение интеграции создает условия для лучшей реализации стратегических задач на всех уровнях в системы управления: уровень холдинга, отдельных компаний и отдельных бизнес-единиц. Сутью системного ситуационного подхода является то, что мотивацией для анализа являются конкретные ситуации, широкий спектр которых существенно влияет на эффективность управления. В этой системе управления подход в зависимости от характера ситуации может изменить любой из их функций.

Объектами анализа в этом случае могут быть:

-          структура управления: в зависимости от ситуации и на основе объемных расчетов отдельных структур управления с преобладанием вертикальных или горизонтальных связей;

-          методы управления;

-          стиль управления: в зависимости от профессионализма, выбран номер и личные качества сотрудников, стиль управления, ориентированность на конкретную задачу, или человеческие отношения;

-          внешняя и внутренняя среда организации;

-          стратегия развития организации;

-          технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает анализ организаций, базирующихся на результатах маркетинговых исследований. Основная цель этого подхода заключается в том, что ориентация системы управления на потребителя и реализация этой цели требуется, прежде всего, для улучшения организации бизнес-стратегии, цель которого заключается в обеспечении для организации устойчивого конкурентного преимущества. Маркетинговый анализ направлен на выявление преимуществ и факторов. Как показывает практика исследований, такие факторы включают в себя следующее: качество продукции или услуг, качество управления организации, качество маркетинга, то есть товары соответствуют реальным потребностям населения. Важно рассмотреть конкурентные позиции, т. е. позиции обучающейся организации в отрасли за этот период времени, как в своеобразной конкурентной борьбе. Значение маркетингового подхода заключается в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, которая позволит держать и поддерживать свои конкурентные позиции в отрасли.

Инновационный подход здесь основан на способности организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это относится к реализации инноваций, новых технических решений, в устойчивом возобновлении производства новых товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей рынка, это так же становится и гарантией успешного функционирования любой организации, что должно иметь место не только наравне с техническим прогрессом, но и впереди него. Внедрение инноваций также требует системного анализа, а именно потенциала организации для осуществления инноваций. Процесс анализа в инновационном подходе является очень сложным и охватывает все этапы жизненного цикла продукции.

Рассмотрим эти этапы:

1.         Анализ возможности проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить, имеет ли организация достаточно необходимых финансовых ресурсов, так как расходы на разработку инновационных идей и их реализация являются существенным увеличением финансовой интенсивности. Как правило, финансирование предоставляется инвестиционными компаниями, частными и государственными средствами, и в конечном итоге финансируется за счет проекта или новой научной идеи. Финансирование осуществляется в несколько этапов: сначала прикладные исследования, затем наступает время научно-исследовательских проектов и на заключительном этапе — финансирование для массового производства. Поиск авторитетных финансовых инвесторов важен для интенсивного производства, если их нет, то это чревато неопределенностью. Многие инновации не доходят до массового производства в связи с тем, что это просто отвергается на рынке, и финансовый риск здесь достаточно велик. На этом этапе вы должны также рассмотреть, есть ли команда исполнителей, которые будут заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и заботится об их подготовке.

2.         Анализ возможности внедрения в производство результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники или технологии.

3.         Анализ возможности внедрения нового продукта на рынке. Особую роль здесь должен играть маркетинговый подход. Вы должны учитывать требования рынка, характер продуктов этого тип, которые пользуются спросом, определить, где они производятся и в каком количестве.

Важную роль играют частный случай конкурентной позиции. Именно на этом этапе анализа вы должны доказать себе бизнес-стратегии организации, от которых зависит продолжительность жизни товара — от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка. Когда применяется инновационный подход, важно помнить: для того, чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность для изобретателей создавать новые вещи, свободно создавать и принести свои изобретения для успешного осуществления. Для этого команде изобретателей нужна творческая свобода: право принимать решения и нести ответственность за конечные результаты.

Суть нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с заданным набором ключевых норм, которые регулируют деятельность аппарата компании. Это установлено для каждого из отраслевых стандартов, таких как стандарты управляемости и норм, разработанных дизайнерами. Правила могут иметь цель, функциональную и социальную направленность. Стандарты включают в себя всё, что обеспечивает реализацию определенных целей предприятия. Показатели качества продукции, продуктов и ресурсов, эргономики, надежности и технического уровня производства. Функциональные стандарты, качество и своевременность планов четких организационных единиц, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.

Стандарты в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для развития специальной команды: это обуславливается показателями в области поощрения и защиты труда, достаточности всех сотрудников необходимым техническим оборудованием для успешной работы, необходимостью систематического совершенствования профессионального роста, хорошей мотивированностью, правовыми и экологическими стандартами. Нормативный подход в анализе требует рассмотрения всей совокупности стандартов для управления ресурсов, процессов и продуктов. Целью поведенческого подхода является создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника для реализации собственной значимости в управлении организацией. Важно для менеджеров стало и изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендуют совместное управление и исследование возможностей их применения в системном анализе организации. Хорошо подобранный коллектив единомышленников, способных понять и реализовать идеи своего руководителя — это является самым важным условием для экономического успеха.

Поэтому, как итог стоит отметить::

1.         Чтобы определить специфику работы организаций, необходима разработка мероприятий по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и внедрение прикладного системного анализа.

2.         Основной целью системного анализа в организации является разработка и внедрение такой системы управления, которая выбрана в качестве эталона, соответствующего всем требованиям оптимальности.

3.         Системный анализ в компании носит комплексный характер и основан на наборе подходов, применение которых говорит о том, что необходимо провести анализ и получить желаемые результаты.

4.         Для успешного анализа необходимо выбрать команду экспертов, знакомых с методами экономического анализа и организации производства.

Литература:

1.         Аверьянов А. Н. «Система: философская категория и реальность». — М.: 1976.

2.         Валуев С. А. «Системный анализ в экономике и организации производства». — М.: 2001.

3.         Игнатьева А. В., Максимцов М. М. «Исследование систем управления». — М.: 2002.

4.         Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие /Под ред. А. А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.

5.         Камионский С. А. «Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления». — М.: 2003.

6.         Лавриенко В. Н., Путилова Л. M. «Исследование социально-экономических и политических процессов». — М.: 2004.

7.         Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. — М.: Дело, 2008. — 568 с.

8.         Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010. — 224 с.

9.         Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 423 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle