Библиографическое описание:

Тырнова Н. А., Зулькорнеева Л. И., Исагалиева А. С. Особенности формирования политических ценностей и ориентаций молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 757-760.

Ценностная ориентация и мотивация такой социальной группы, как молодежь — одна из особо важных и интересных тем современности. В нашем современном, динамичном и развивающемся мире социальные группы подвергаются сильному влиянию со стороны общества, претерпевая колоссальные изменения. В первую очередь, это касается молодых людей. Молодежь находится только в начале своего жизненного пути и нуждается в ориентирах, которыми и выступают ценности. А ведь именно за молодым поколением закреплена ответственность за будущее общества в целом. В связи с этим, ценности и ориентиры именно этой социальной группы имеют особое значение, и должны подвергаться тщательным и объективным исследованиям [1, с. 17].

Многолетними исследованиями доказано, что социально-политическая ситуация в стране во многом определяется тем, какими жизненными ориентирами руководствуется молодежь. Сформированные на их основе ценности молодых людей определяют практическую направленность их деятельности. Современная молодежь России воспитывалась в условиях кардинальной ломки системы ценностей, при полном отсутствии системы социальных институтов социализации. Формирование личности этого поколения прошло под влиянием определенных событий: либерализация всех сфер общественной жизни, криминализация общества, коммерциализация и индивидуализация всех сфер общественной жизни, безответственность государства за свое население в ходе реформирования, уничтожение советской системы ценностей без четкого конструирования новой, разрушение авторитета старшего поколения в глазах молодежи [2,].

Молодежь является самым важным ресурсом развития любого государства. Она выступает инициатором прогресса и его направляющей силой. Молодежь является объектом интересов различных групп: власть, оппозиция, внешние силы — каждая из этих групп хотела бы использовать данный ресурс общества в своих целях. Нередко можно говорить об использовании молодежи в корыстных целях. Отсюда следует сделать вывод, что молодежь и ее ценностное пространство всегда находятся в фокусе внимания заинтересованных групп.

Чтобы контролировать деятельность молодежи и удерживать ее под контролем, государству нужно постоянно держать ее в исследовательском поле зрения. Система молодежных ценностей особенно динамична в силу того, что меняется окружающая их социальная среда, под влиянием которой и возникают ценностные установки, к тому же сама возрастная группа подвержена взрослению. Одно поколение молодежи сменяет другое, соответственно этому меняется и набор ценностей. Все вышесказанное доказывает актуальность исследований структуры ценностей современной российской молодежи [3].

С целью изучить особенности политических ценностей молодого населения города Астрахань было проведено социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование проводилось методом анкетирования.

Проведенный опрос продемонстрировал, на первый взгляд, положительные результаты. На вопрос о том, считают ли респонденты себя патриотами своей страны, абсолютное большинство из них (79 %) ответили утвердительно (Таблица 1). В тоже время, тот факт, что более 20 % респондентов склоняются к отсутствию патриотических чувств к своей стране, нельзя считать положительной тенденцией.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом России?»

Вариант ответа

%

Да

38

Скорее да, чем нет

41

Скорее нет, чем да

13

Нет

8

При этом, нельзя говорить о том, что респонденты неосознанно причисляют себя к патриотам России. Большинство опрошенных верным образом понимают данное понятие. На вопрос о том, что является составляющими элементами понятия «патриот» ответы распределились следующим образом: гордость за великие достижения страны (46 %), в случае необходимости защита страны с оружием в руках (39 %), исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов государства (57 %), любовь к Родине (68 %), вера в великое будущее страны (21 %), активная борьба с угрозами, которые разрушают страну изнутри (29 %), ностальгия вдали от Родины (34 %), знание и гордость культуры страны (45 %).

Результаты исследования показали, что молодые люди отдают своей социальной группе довольно важную роль в политической жизни страны (Таблица 2). По мнению респондентов, молодежь принимает активное участие в выборах, в митингах и забастовках (т. е. отстаивает свои права и права своего народа), влияет на политику через определенные социальные институты и способствует продвижению молодежной политики.

Таблица 2

Роль молодежи в жизни страны

Вариант ответа

%

Не оказывает серьезного влияния на политическую жизнь страны

24

Принимает активное участие в голосовании на выборах

36

Влияет на политику через различные общественные организации, политические партии

31

Участвует в митингах, акциях протеста

41

Участвует в государственных молодежных объединениях и организациях

21

Оказывает влияние на проведение государственной молодежной политики

23

Служит в вооруженных силах РФ

45

Однако, при сложившейся относительно положительной картине, имеет место и противоречие. По мнению респондентов, молодежь принимает активное участие как в выборах, так и в общественных организациях и учреждениях. Тем не менее, на вопросы о том, участвуете ли они в выборах, ответы склонились больше в отрицательную сторону (Рисунок 1).

Рис. 1. Степень участия молодежи в выборах

Политической и экономической жизнью страны молодежь также интересуется не активно (Таблица 3). Лишь 16 % опрошенных всегда внимательно следят за политическими новостями, а 23 % — делают это без особого интереса. Более трети опрошенных не интересуются подобными новостями вообще.

Таблица 3

Уровень заинтересованности молодежи происходящими в стране событиями

Вариант ответа

%

Да, внимательно слежу за развитием ситуации

16

Слежу за развитием событий, но мне это не очень интересно

23

Нет, меня это не интересует

37

Затрудняетесь ответить

24

По мнению большинства респондентов, основными факторами, обусловливающими формирование системы политических ценностных ориентиров, являются средства массовой информации (53 %), Интернет (47 %) и семья (46 %). Образовательные учреждения в качестве факторов выделили 31 % респондентов, а представители государственной власти и окружение — по 15 % (Таблица 4).

Таблица 4

Факторы, влияющие на политические ценности и установки молодежи

Вариант ответа

%

СМИ

53

Интернет

47

Семья

46

Образовательные учреждения

31

Органы государственной власти

15

Окружение личности

15

При этом, 52 % опрошенных молодых людей отмечают высокую роль средств массовой информации в процессе формирования политических ценностей молодежи (36 % оценили роль СМИ на 5 баллов, а 16 % — 4 балла). Интернет респондентами был оценен не менее высокими оценками: 34 % оценили его роль в 5 баллов, а 16 % — 4 балла. Остальные социальные институты, предложенные респондентам, получили оценки сравнительно невысокие (Рисунок 2).

Рис. 2. Роль социальных институтов в формировании политических ценностей и установок молодежи

Проведенное социологическое исследование продемонстрировало, что молодежь обладает как политическими знаниями, так и политическими ценностями и определенными установками. Как показал опрос, большая часть молодых людей осознанно причисляют себя к патриотам своей страны, понимая реальный смысл понятия «патриот». Но, в то же время, молодежь политически неактивна, что говорит о неустойчивом состоянии системы ценностей данной социальной группы.

Литература:

1.       Башкирова Е.И, Трансформация ценностей российского общества // ПОЛИС: Политические исследования. — 2000. — № 6. — С. 14–29.

2.       Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зуброва. — М.: — 2000. — С. 38.

3.       Аналитический доклад «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» — [Электронный ресурс] — URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.htm — Доступ свободный. — Заглавие с экрана. — Яз.рус.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle