Библиографическое описание:

Ерохина О. Б., Логвина А. П., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 909-912.

Оздоровление образа жизни современного человека признается как глобальная проблема всего человечества [6], однако усилия в ее решении сталкиваются с другой проблемой – эпидемией наркотизма или химической зависимости, охватившей население планеты. Расширение сферы употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) и возможности их производства путем синтеза является одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, что диктует необходимость усиления борьбы с наркотизмом прежде всего среди подрастающего поколения [7].

По данным официальной статистики в России находятся на медицинском учете около 600 тыс. человек, однако регулярно употребляющими наркотики признаются в 10 раз больше. При этом 20% из этого числа составляют дети школьного возраста, 60% - молодые люди от 16 до 30 лет и только 20% - лица старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет, однако в последние годы он прогрессивно снижается до 9 – 13 лет. Хронические наркоманы, как правило, не доживают до 30 лет, при этом под угрозой вырождения находится треть нового поколения страны [14]. За период 1995 – 2000 годов в крупных городах России количество наркоманов среди студентов возросло в 6 – 8 раз. Существенную роль играет увеличение числа преступлений, связанных с употреблением наркотиков, а также сопутствующих наркомании заболеваний.

В нашей стране создаются ведомственные структуры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы противодействия употреблению ПАВ. Однако ухудшение наркоситуации свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика – признается основным структурным и содержательным компонентом всей профилактической системы [7].

Показано, что человек, имеющий четкие представления о собственных возможностях, социальной роли и своих способностях, выбирает пути решения проблем без употребления ПАВ [13]. Поэтому особенно эффективной является профилактика наркомании, направленная на развитие адаптационных возможностей человека, на умение приспосабливаться к требованиям социальной среды оптимальным способом.

Необходимым условием разработки успешных целевых программ борьбы с употреблением наркотиков в молодежной среде является учет причинно-следственных связей в цепи событий: «контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение». При этом, несомненно, важным направлением формирования образовательных программ первичной профилактики является оценка отношения представителей молодежи к наркоситуации.

Современные научные исследования доказывают, что к формированию у молодых людей зависимости от наркотиков, алкоголя и других ПАВ приводит недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных стратегий поведения [1, 2, 6, 8]. Следовательно, цель профилактической работы – оказание молодым людям помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения, развитие ресурсов подростков. Стратегическим направлением педагогики становится формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умение принимать на себя ответственность за свою жизнь, умение общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку [2, 4 - 6]. Такая профилактика носит название копинг-профилактики. Лучше всего такую работу проводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о негативных последствиях употребления ПАВ, механизмах развития заболевания наркоманией[15].

Кроме того, с целью формирования компетентности будущих педагогов в области профилактики химической зависимости детей и подростков и организации их здорового образа жизни многие современные авторы считают необходимым внедрение в педагогический процесс вузов курса превентологии – профилактики девиантного поведения [2, 5, 9, 14, 17, 21].

В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления ПАВ.

Это направление и послужило целью нашего исследования.

Для выполнения указанной цели были составлены анкеты и проведен анонимный опрос студентов-бакалавров педагогического вуза.

В ходе исследования были опрошены 100 студентов 2- и 3-их курсов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты анкетирования приведены в табл.1.

Таблица 1

Характеристика групп обследованных студентов

Номер группы

Курс

Пол

Возраст, лет.

Количество обследованных, чел.

1

2

мужской

18-20

31

женский

18

2

3

мужской

20-21

37

женский

14

Анкетирование проводилось индивидуально. Студентам было предложено отвечать на вопросы анкеты (авторская разработка), состоящей из трех блоков:

1.      Общие вопросы

2.      Информационные вопросы

3.      Мнение студентов

Беседа со студентами проводилась на тему проблемы наркомании в России. Были выслушаны предложения респондентов по мерам борьбы с распространением наркомании в нашей стране. Основной целью было выявление интересующих студентов тем по профилактике наркозависимости. В ходе беседы выяснялось мнение о необходимости введения в программу обучения информации о первичной профилактике наркозависимости.

Количественный анализ результатов анкетирования показал, что у практически половины опрошенных студентов (43%) существует безразличное отношение к проблеме наркомании, 29% не нуждаются в знаниях о наркотической зависимости и ее последствия. Обращает на себя внимание тот факт, что 28% респондентов считают, что такая информация не всегда воспринимается адекватно, а зачастую приводит к формированию нездорового интереса.

Значительное количество студентов (39%) относятся к употребляющим наркотические вещества лицам осуждающе, а 29% опрошенных, наоборот, сочувствуют им. Важно подчеркнуть, что 32% студентов не смогли однозначно выразить свое мнение по этому поводу. О последствиях употребления наркотиков студенты знают только в общих чертах (37%), в основном из СМИ и от преподавателей, а 29% считают, что их это не касается. У трети опрошенных в окружении есть знакомые, которые употребляют наркотики. Негативным фактом следует считать то, что 21% респондентов сами пробовали наркотические вещества.

63% опрошенных имеют потребность в знаниях о механизмах развития наркотической зависимости, а 74% студентов настроены против легализации наркотиков и считают нужным проводить тестирование молодежи, желающей получить высшее образование.

За принудительное лечение наркоманов выступило 81% опрошенных. 65% студентов утверждают, что нужно усилить пропаганду против наркотиков в учебных заведениях, а 66% респондентов считают необходимым введение в программу вузов информацию по профилактике злоупотребления ПАВ.

Также анализ результатов анкетирования показал, что общее физическое здоровье студентов признают хорошим 58% респондентов, но необходимым для себя придерживаться принципов здорового образа жизни считают лишь 38% опрошенных. Большинство же (62%), только частично признают необходимость соблюдать указанные принципы.

Текущее положение дел с наркотиками в стране студенты оценивают как отрицательное, характеризуя наркоситуацию следующими словами: «Положение со злоупотреблением ПАВ удручающее…Наркомания процветает... Подростки узнают и пробуют ПАВ уже в школе… Наркотики доступны, поэтому рост числа наркоманов продолжается... Необходимо искать новые, более эффективные методы антинаркотической пропаганды…»

Следовательно, деятельность вуза по профилактике наркозависимости самих студентов и формированию у них компетенций в сфере ее первичной профилактики должна приобрести характер педагогической системы. Указанный процесс должен протекать эффективно при реализации педагогических условий, обеспечивающих прогнозирование и личностно-ориентированную профилактику наркозависимости студентов, направленность учебно-познавательной и воспитательной деятельности вуза на развитие личностных характеристик студента, его мотивов, ценностей, установок, активизацию положительного потенциала с учетом характерологических особенностей и участия студентов в процессе антинаркотической подготовки путем организации их проектной деятельности [2, 4, 14, 18-21].

Таким образом, на основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1.                      Студенты-бакалавры педагогического вуза недостаточно компетентны в сфере объективной оценки наркоситуации в обществе и степени риска здоровью детей, подростков и молодежи, механизмов формирования химической зависимости и ее социальных последствий.

2.                      Для формирования компетенций по профилактике химической зависимости у детей, подростков и молодежи отсутствуют образовательные программы обучения бакалавров педагогического образования.

По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации:

1.                      На первом курсе обучения студентов целесообразно проведение анкетирования с целью выявления отношения будущих педагогов к проблеме химической зависимости, а также анализа имеющихся у них знаний по данной проблеме.

2.                      В обследование студентов второго курса следует добавить набор психологических тестовых методик, что позволит более объективно и адекватно разрабатывать программу первичной профилактики химической зависимости.

3.                      На старших курсах бакалавриата (3-4) необходимо внедрение системы мониторинга динамики отношения студентов к наркоситуации.

4.                      Для студентов педагогического вуза необходимо формирование компетенций в сфере профилактической работы. Педагог должен обладать знаниями, умениями и навыками проведения профилактических мероприятий среди детей, подростков и молодежи.

5.                      С целью формирования компетенций у будущих педагогов разработан дополнительный перечень тем в программу специальности магистратуры «Профилактика наркозависимости в молодежной среде (превентология)».

Литература:

1.                      Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.

2.                      Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.

3.                      Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.

4.                      Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.

5.                      Гетман В.А. Социально-педагогические аспекты профилактики наркомании в подростковой среде // Вестник Российской академии образования.-2009.№ 1.- С. 150-152.

6.                      Горбачев С.В., Соломин В.П. Проблема здоровья человека как глобальная проблема современного мира / Сборник матер. X Межвузов. студен. науч.-практ. конф. – СПб. – РГПУ им. А.И.Герцена, - 2011. – С. 21 – 25.

7.                      Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011 / В сб. матер. к науч.-практ. конф. «Стратегии взаимодействия государственных структур, общественных организаций и религиозных объединений в области профилактики наркомании». – СПб.- РГПУ им. А.И.Герцена, - 2012. – С. 80 – 94.

8.                      Лисовский В.Т. Наркотизм как социальная проблема: социологическое исследование // Вестник Московского государственного университета. 1998. Серия 6. Социология и политология.

9.                      Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. - №3 (40). – С. 476-477.

10.                  Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. – 2011. – С. 12-20.

11.                  Плахов Н.Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А.Е.Бойков, Н.Н.Плахов // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. -№12. – С. 42-45.

12.                  Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.-2012. - № 145. – С.90-95.

13.                  Попов В.А. Наркотизация в России как социально-педагогическая проблема // Педагогика. 2011.№ 3.- С. 45-50.

14.                  Селиверстова Г.П., Югова Е.А. Профилактика наркозависимости у студентов / Матер. науч.-практ. конф. 3 апреля 2001 г. Екатеринбург: Ризограф УГППУ. – 2001. – С. 170.

15.                  Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. Ростов н/Д: Феникс. 2000. – 252 с.

16.                  Соловьев А.В., Савчук О.В., Хартанович И.А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№4 (32).-С 16-19.

17.                  Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.

18.                  Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 98. – С. 201-204.

19.                  Сыромятникова Л.И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.И.Сыромятникова, М.Г.Романцов, И.К.Шац // Профилактическая и клиническая медицина. – 2009. - №1. – С.195-197.

20.                  Сыромятникова Л.И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.

21.                  Сыромятникова Л.И.Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.

Основные термины (генерируются автоматически): химической зависимости, профилактики химической зависимости, первичной профилактики, педагогического вуза, Плахов Н.Н, безопасности жизнедеятельности, профилактике наркозависимости, употребления ПАВ, педагогического университета, Российского государственного педагогического, студентов педагогического, государственного педагогического университета, Сыромятникова Л.И, употребления психоактивных веществ, злоупотребления ПАВ, молодежной среде, наркотической зависимости, студентов педагогического вуза, профилактики наркомании, анализ результатов анкетирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle