Библиографическое описание:

Попова Р. И. Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1002-1005.

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе».

Ключевые слова:самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Организация одного из важнейших резервов повышения эффективности системы подготовки является — самостоятельной работы магистров в образовательном пространстве, является наиболее актуальной в процессе методической системы подготовки, так как важность данного вида деятельности связана с переходом на деятельностную парадигму высшего образования РФ в соответствии с реализацией ФГОС ВПО третьего поколения. Так, согласно ФГОС ВПО при реализации действующих основных образовательных программ соотношение между аудиторной нагрузки и самостоятельной работой студентов равно 1:3, что наиболее эффективно для улучшения качества образования. С внедрением новых технологий субъектная позиция магистра становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личное развитие — одной из главных образовательных целей в реализации самостоятельной работы как компонента организации методической системы подготовки.

Учитывая выше сказанное важным направлением в процессе методической подготовки магистров на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена является организация самостоятельной работы студентов в процессе теоретического обучения [1,8] и педагогической практики [5].

Специфика организации самостоятельной работы магистрантов в процессе методической подготовки проявляется: в интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности; в изменении характера взаимодействия преподавателя и обучаемых; в изменении образовательных технологий, форм и методов организации, состоящих в сопровождении магистранта при выполнении самостоятельной работы, в оказании ему помощи и поддержки. Под реализацией самостоятельной работы, в нашем исследовании, на основе методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, понимается система организации образовательного процесса подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности, которая варьируется в увеличении количества времени самостоятельной работы от теоретического обучения.

Проблема организации самостоятельной работы студентов как компонента системы подготовки рассматривается в разных аспектах гуманизации современного образования — философского, психологического, педагогического и методического. Например, в трудах отечественных ученых понятие «самостоятельная работа» рассматривается как:

-          планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7];

-          синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности [2];

-          средство моделирования профессиональной деятельности [3].

Рассмотрение феномена самостоятельной работы с психологической точки зрения основано на теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера, как основополагающего фактора компонентов системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. К мотивационным аспектам активизации компонента методической системы подготовки магистров — самостоятельной работы студентов относим следующие:

-          осознанное выполнение обучающимися заданий самостоятельной работы, как подтверждение результата его профессиональной подготовки;

-          проектирование и реализация учебно-методических заданий по самостоятельной работе студентов, с целью формирования и развития методической компетентности студентов;

-          участие магистрантов в научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности на основе комплекса методической системы подготовки;

-          осуществление консультативной деятельности со стороны преподавателя, педагога и модератора;

-          использование комплекса контрольно-измерительных материалов, с целью проверки эффективности организации самостоятельной работы студентов как компонента методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (тесты, портфолио и др.).

По мнению, Л. К. Боровик и Е. Н. Глубоковой, целями самостоятельной работы магистров являются:

-          систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-          формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу;

-          развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-          формирование самостоятельности решения, развитие исследовательских навыков [6].

Таким образом, самостоятельная работа нами рассматривается, как деятельность студентов по выполнению научно-методических функций, способствующая формированию и развитию знаний, приобретения умений и способов применения полученных знаний в процессе методической системы подготовки магистра в области безопасности жизнедеятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учитывая работы Т. А. Коростелиной [4], выделяем следующие виды самостоятельной работы магистрантов:

-          воспроизводящие работы, включающие воспроизведение знаний и умений. Способ выполнения и необходимые данные представлены в самой работе или инструкции к ее выполнению. Задачи данного типа направлены на накопление студентом опорных фактов и способов деятельности, закрепление умений и навыков, способствующие созданию условий для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности. Например, разработка опорных конспектов лекций по дисциплинам «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», тренировочных упражнений (кейс-методов) для проверки полученных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности;

-          реконструктивные работы, предполагающие самостоятельное нахождение студентом способов решения поставленной в задаче проблемы. Для работ данного вида главное — актуализация ранее усвоенных знаний, умение применять их для достижения результата. В процессе такого воспроизведения знаний о способах деятельности превращаются в навыки и умения, так на занятиях по дисциплинам «Организация самостоятельной работы школьников в курсе ОБЖ» магистрам представляется широкое поле для создания разнообразных заданий и их практическое решение (ситуационные задачи, задания проектной и практической направленности и др.);

-          эвристические работы, определяют решение нестандартных, нетиповых задач. В основе таких работ лежит поиск, формулирование и реализация идеи. Но все это относится к фрагментам общего задания. Например, задания, включаемые в спецкурсы, семинары, задания проектной направленности и выполнение рефератов по выбранной тематике;

-          исследовательские работы предполагают самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Например, написание научных статей, участие в научно-практических конференциях по вопросам организации и проведения исследований в образовательной области безопасность жизнедеятельности.

Таким образом, в представленных видах самостоятельной работы, мы отмечаем, что данная работа представляет систему со сложной внутренней структурой, имеющую обратную связь между результатами выполняемых заданий и педагогом через технологии выполнения этих заданий.

Содержание самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе подготовки предусматривает следующие виды работ:

-          выполнение индивидуальных заданий к практическим занятиям;

-          изучение учебной и методической литературы, с целью составления аннотаций и каталогов;

-          изучение нормативных документов, регламентирующих новые направления в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности;

-          проведение исследований в условиях образовательных учреждений различных видов.

Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» представлено в таблице.

Таблица 1

Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности и их трансформация в педагогическом процессе школы

- составление аналитического обзора Интернет-ресурсов с оценкой основных тенденций развития образования в области безопасности жизнедеятельности;

— составление аннотируемого каталога по выбранной теме;

— составление библиографического списка литературы;

— составление характеристики основных тенденций развития образовательной области безопасность жизнедеятельности с использованием электронных ресурсов;

— составление терминологического словаря по теме

Основные этапы и понятия теории и методики предмета «Безопасность жизнедеятельность» в России

- разработка материалов по учебному курсу ОБЖ на основе анализа отечественного, зарубежного и международного опыта в области безопасности жизнедеятельности;

— составление характеристики основных этапов становления и развития предметной области безопасность жизнедеятельности с использованием отечественных и зарубежных источников;

— определение основных направлений развития предметной области безопасности жизнедеятельности на основных этапах;

—составление словаря основных понятий предметной области безопасность жизнедеятельности

Обзор современных проблем методики обучения и практики образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности

- реферирование научной статьи по выбранной теме;

— анализ различных источников информации (журналы, Интернет-ресурсы и др.) по актуальным вопросам методики обучения безопасности жизнедеятельности;

— проведение анкетирования преподавателей — организаторов ОБЖ с целью выявления основных проблем в процессе обучения учащихся;

— подготовка эссе по выбранной теме;

— аналитический обзор методических тем образовательных учреждений с использованием интернет-ресурсов;

Внедрение инновационных технологий в практику педагогического процесса в школе

- подготовка сообщений на одну из выбранных тем по проблемам использования инновационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности;

— подготовка статистических данных по эффективности использования инновационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности

— проведение мини-исследования по выбранной теме;

— разработка плана-конспекта занятия с использованием инновационных технологий обучения;

— разработка контрольно-измерительных материалов при использовании инновационных технологий

Стандартизация образования по безопасности жизнедеятельности и ее отражение в практике образовательных учреждений различных типов

- составление сравнительного анализа образовательных стандартов по курсу ОБЖ;

—составление сравнительного анализа образовательных программ по курсу ОБЖ;

— составление сравнительного анализа учебников по курсу ОБЖ;

— изучение системы работы преподавателя-организатора по ОБЖ выбранной школы

Обучение безопасности жизнедеятельности в профильной школе

- изучение опыта реализации оборонно-спортивного профиля а образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием интернет-ресурсов;

— разработка элективных курсов по выбранной теме;

— разработка конспекта учебных занятий для профильных классов;

— подбор диагностических материалов к различным темам в профильных классах

Моделирование программ и образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в разных типах образовательных учреждений

- анализ нормативных документов (образовательные стандарты, учебные программы по курсу ОБЖ);

— анализ тематического планирования по курсу ОБЖ с использованием методических материалов;

— разработка внеклассных и урочных занятий по курсу ОБЖ для различных типов образовательных учреждений

Таким образом, обобщая выше изложенное можно выделить требования к организации самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:

-          учет особенностей содержания дисциплин направления и дисциплин специальной подготовки;

-          разработка учебно-методической документации, материалов и электронно-библиотечной системы по всем курсам основной образовательной программы магистратуры;

-          систематическое и последовательное оценивание качества освоения основной образовательной программы магистратуры, включающую текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию.

Литература:

1.         В. Ю. Абрамова Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» //Молодой ученый.2012.№ 9. С.260–263.

2.         О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. — М.: Высшая школа,1990. — 191 с.

3.         О. П. Дрон Инновационная модель организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения дисциплинам менеджмента //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена № 32 (т.11) 2007 С.267–270.

4.         Т. А. Коростелина Активные методы в системе организации самостоятельной работы студентов//Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.- Петрозаводск., 1988. — С.38–45.

5.         Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки» 2012. Т.2 № 148. С.54–60.

6.         Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов/Составители: Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009- 139с.

7.         Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432с.

8.         Т. А. Спицына Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый 2013., № 8(55) С.431–434.

Похожие статьи

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности