Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 16.01.2014

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Гарькина, И. А. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 744-746. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8957/ (дата обращения: 26.04.2024).

Рассматриваются актуальные вопросы по формированию контингента студентов для строительных ВУЗов. Приводится конкретный пример реализации профориентационного проекта «Стройкадры» (руководитель — председатель регионального отделения «Союза молодых строителей» Гарькин И. Н.; г.Пенза).

Повышение престижа рабочих и инженерных специальностей становится крайне актуальной задачей для нашей страны в целом, и для строительной отрасли в частности [1,2]. Проблема дефицита кадров в строительном комплексе возникла не вдруг и не сейчас. В нелегкие 1990-е годы проектировать и строить дома стало невыгодно и непочетно (профессия строителя тоже не пользовалась большой популярностью). Наиболее престижными стали считаться «офисные» специальности, такие как менеджер, юрист, экономист, бухгалтер. Родители, озабоченные будущим благополучием своих детей, стремились дать им именно такое образование: как следствие — появление в России большого числа частных учебных заведений гуманитарного профиля и создание платных отделений в государственных вузах, техникумах и училищах. Строительные же специальности в те годы, напротив, были мало востребованы. В последние годы государство взялось за решение проблем строительной отрасли, объявив строительство жилья одним из национальных приоритетов («Доступное и комфортное жилье — гражданам России»). Но за годы реформ страна потеряла целое поколение строителей, архитекторов, проектировщиков, которые сегодня должны были быть ведущими. В строительной отрасли сложилась парадоксальная ситуация — в последние годы число вакансий выросло почти вдвое (застройщики говорят о серьезной нехватке кадров), заработная плата строителей значительно превышает средние показатели по стране, а при этом конкурс среди соискателей в строительной отрасли остается низким, вакантные места все чаще занимают либо старые кадры, либо мигранты. Строительным компаниям катастрофически не хватает прорабов, электриков и электромонтажников, сварщиков, машинистов строительных машин. Кадровый голод испытывают все без исключения застройщики и предприятия строительной индустрии, даже те, кто готов платить работникам больше, чем родственно-конкурирующие структуры.

Для решения этой проблемы в Пензенской области силами регионального отделения «Союза молодых строителей» (у которого уже есть опыт реализации социальных проектов [3]) реализуется проект «СтройКадры». Партнёрами проекта выступают НП «Союз Пензенский строителей», «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и рад строительных организаций Пензенской области. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

-       поднятие престижа рабочих и инженерных профессий;

-       поднятие престижа профессии строитель;

-       привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области.

Задачи поставленные проектом успешно решаются путём активного сотрудничества со школами и строительными предприятиями г.Пензы и Пензенской области. Для школьников устраиваются экскурсии на промышленные предприятия и строительные площадки. За период с октября по ноябрь были совершенны экскурсии на завод по комплексному выпуску строительных материалов «ПУС» (Пензенское управление строительства) и завод железобетонных изделий ЖБИ-1, школьники побывали на строительной площадке г. «Спутник» (проект по строительству целого города в пригороде г.Пензаы; в «работе» находятся одновременно более 15 высотных домов, а так же объекты инфраструктуры); на предприятие «Управление механизации 2», где школьникам рассказали о различных видах строительной техники. В ходе экскурсий школьникам показывали и рассказывали о производстве, учащиеся могли пообщаться как с простыми рабочими, так с руководителями предприятий; особое внимание уделялось вопросами заработной платы и социального обеспечения рабочих.

Учащимся средней школы № 58 повезло побывать на экскурсии по зданию областной филармонии (проект «Персональной творческой мастерской под руководством Бреусова А. А».), которое скоро будет сдано в эксплуатацию. Экскурсию провел главный архитектор проекта А. А. Бреусов — создатель и многих других уникальных объектов в г.Пензе (драматический театр, киноконцертный зал на 1200 мест и др.). Он интересно рассказал школьникам о проблемах, возникающих при проектировании таких огромных объектов, и о путях их решения.

Всего за 2 месяца на аналогичных экскурсиях побывало более 200 школьников г.Пензы (фото № 1…3).

Следующим видом взаимодействия, является проведение интерактивных бесед со школьниками. Такие беседы-встречи проходят в школах одновременно для всей параллели старшеклассников, на них приглашаются активисты «Союза молодых строителей», преподаватели профильных учебных заведений, представители строительных организаций г.Пензы, ветераны строительной отрасли и т. д. По ходу встречи учащимся на конкретных цифрах и фактах доказывается перспективность работы в «инженерно-рабочем» корпусе, в том числе и в строительной отрасли.

Рис. 1. Учащиеся средней школы № 66 на заводе ЖБИ.-1

Рис. 2. Воспитанники дома интерната для детей, оставшихся без попечения родителей на заводе по производству железобетонных плит

Рис. 3. Учащиеся средней школы № 58 на экскурсии в Пензенской областной филармонии

Одной из составных частей профориентационной работы с учащимися является организация и проведение публичных мероприятий («Дни открытых дверей», круглые столы, семинары). Так, например, в апреле 2013 года было организованно мероприятие под названием «День открытых дверей строительной отрасли» на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Оно проводилось при поддержке «Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области», «Министерства образования Пензенской области» и НП «Союз Пензенских строителей». Это мероприятие собрало около 500 человек, среди которых — 300 школьников, остальные — учащиеся СУЗов, представители строительных и общественных организаций г.Пензы. Перед школьниками выступили представители органов исполнительной власти, бизнеса и общественности. После основной части мероприятия гости смогли посетить выставку достижений строительной отрасли г.Пензы (ООО ПКФ «Термодом», ОАО «Пензастрой», «Персональная творческая мастерская под руководством Бреусова А. А»., ОАО «Пензгражданпроект», ООО «Новотех» и др.).

Социальный профориентационный проект «СтройКадры» способствует пропаганде рабочих и инженерных профессий, предполагает целенаправленную работу по формированию контингента студентов строительного вуза; преследует цель подготовки специалистов, готовых к исследовательской, проектной, организационной, предпринимательской деятельности в рамках строительной отрасли. Опыт такого проекта можно использовать в профориентационной работе и для других отраслей промышленности.

Литература:

1.                 Данилов А. М., Гарькина И. А. Система высшего образования в экономическом развитии страны // Московское научное обозрение. — 2013. –№ 6. — С.48–49.

2.                 Гарькина И. А., Данилов А. М. Образовательная система с позиций идентификации и управления. системах // Региональная архитектура и строительство. — 2013. — № 2(16). — C. 143–147.

3.                 Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

Основные термины (генерируются автоматически): строительная отрасль, Пензенская область, школьник, Пензенский государственный университет, проект, профориентационная работа, учащийся, формирование контингента студентов, школа, экскурсия.


Похожие статьи

Роль общественных организаций в развитии строительного...

- привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области; - формирование стабильного контингента абитуриентов (привлечение наиболее подготовленной и одаренной части молодежи в строительный ВУЗ)

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм...

Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у студентов представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных областях.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро.

Профилизация образовательной среды на этапе...

- обеспечение в рамках УНПК непрерывной практической подготовки студентов и учащихся с

2. Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в

училище им. К. А. Савицкого → Пензенский государственный университет архитектуры и...

Похожие статьи

Роль общественных организаций в развитии строительного...

- привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области; - формирование стабильного контингента абитуриентов (привлечение наиболее подготовленной и одаренной части молодежи в строительный ВУЗ)

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм...

Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у студентов представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных областях.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро.

Профилизация образовательной среды на этапе...

- обеспечение в рамках УНПК непрерывной практической подготовки студентов и учащихся с

2. Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в

училище им. К. А. Савицкого → Пензенский государственный университет архитектуры и...

Задать вопрос