Профилизация образовательной среды на этапе профессионального образования
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Профилизация образовательной среды на этапе профессионального образования

В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе профессионального образования. Анализируется концепция профилизации в контексте методологического, теоретического, содержательного и субъектного аспектов. Приводится программа профилизации профессиональной образовательной среды.
Поделиться в социальных сетях
300 просмотров
Библиографическое описание

Каргина, Е. М. Профилизация образовательной среды на этапе профессионального образования / Е. М. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 917-919. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9446/ (дата обращения: 29.07.2021).

В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе профессионального образования. Анализируется концепция профилизации в контексте методологического, теоретического, содержательного и субъектного аспектов. Приводится программа профилизации профессиональной образовательной среды.

Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, профессиональное образование, концепция.

Под профилизацией профессиональной образовательной среды нами понимается процесс дифференциации взаимодействия системы профессионального образования и совокупности источников образования в референтной социальной среде, интеграция деятельности которых на основе системно-деятельностного подхода, личностной ориентированности, акмеологичности и аксиологичности действия участников педагогического процесса позволяет учитывать интересы, склонности, способности и потребности студентов и осуществлять процесс их активного самоопределения.

Разработана концепция профилизации профессиональной среды, включающая:

Первое концептуальное положение (методологический аспект), определяющее методологию исследования, заключается в системно-деятельностном обосновании развития структуры и содержания профилизированной профессиональной образовательной среды на основе выявления ведущих аксиологических аспектов и акмеологического содержания взаимодействия его участников.

Второе концептуальное положение (теоретический аспект), определяющее теоретическую основу исследования: основываясь на концептуальном характере профилизации, следует рассматривать следующие уровни определения и реализации факторов, определяющих необходимость профилизации профессиональной образовательной среды: содержание государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды; федеральный уровень определения стратегии профилизации системы образования; региональный уровень тактических действий по профилизации системы образования; уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования; уровень взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования.

Третье концептуальное положение (содержательный или практический аспект), определяющее содержание исследования: о создании инновационной структуры профилизации профессионального образования на базе многопрофильного образовательного комплекса и реализации модели профилизации профессиональной образовательной среды на основе условий (организация педагогического сопровождения личностно-направленного развития учащегося, дифференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и потребностей личности студента, формирование мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды), способствующих социально-педагогическому проектированию в рамках Концепции профилизации.

Четвертое концептуальное положение (субъектный аспект), определяющее субъектную основу исследования: о формировании компетентной самодостаточной субъектной основы профилизации профессиональной образовательной среды средствами социально-педагогического проектирования на основе формирования и развития таких личностных качеств студента, как: профессионально-направленная активность участников профилизированного образовательного процесса; профессиональная мотивация; личностный смысл профессиональной подготовки в профилизированной образовательной среде [1] и др.

На основе принципа преемственности [2] разработана программа профилизации профессиональной образовательной среды, включающая в себя:

1. Формирование мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды:

-          создание учебного профессионального студенческого центра;

-          формирование на базе профессиональных учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» центра «Лидерство»;

-          организация трудового лагеря с профессиональной направленностью;

-          создание Учебно-научно-производственного комитета (УНПК), деятельность членов которого направлена на решение вопросов проектирования, руководства и участия в строительстве объектов по договорам;

-          обеспечение в рамках УНПК непрерывной практической подготовки студентов и учащихся с включением производительного труда на завершающем этапе обучения;

-          привлечение для учебной и практической работы со студентами и учащимися в установленном порядке высококвалифицированных специалистов предприятий и других образовательных учреждений города;

-          проведение УНПК научно-исследовательских, опытно-конструкторских и исследовательских работ по важнейшим научно-техническим проблемам;

-          активное участие вуза Ассоциации в решении экономических проблем региона, а также активное взаимодействие с представителями бизнеса;

-          проведение «Дней карьеры», на которых студенты узнают у работодателей о деятельности предприятий, предлагаемых вакансиях, и имеют возможность пройти собеседование по трудоустройству;

-          продолжение проведения на качественно-новом уровне на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС при участии Министерства образования РФ, Союза архитекторов России, администрации г. Пензы Всероссийского конкурса архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года);

-          обеспечение преемственности с этапом общего образования в организации мастер-классов по рисунку и композиции, олимпиады по живописи, композиции, рисунку и черчению в рамках конкурса архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года).

-          использование возможностей предметной подготовки в вопросе формирования мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, в частности, на основе реализации социально-педагогического проекта «Образ «Я» в иноязычной культуре».

2. Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды:

-          создание необходимой и достаточной информационной среды на основе обеспечения доступа учащихся, родителей и педагогов к библиотечному фонду Университетского учебного комплекса и другим его информационным ресурсам;

-          обмен опытом педагогических коллективов университетских комплексов на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Университетский комплекс — форма инновационного развития образовательных учреждений» на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики;

-          проведение профессиональных консультаций с целью установления соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей студента специфическим требованиям той или иной профессии [3];

-          обеспечение курсовой подготовки работников учреждений профессионального образования, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», в учреждениях дополнительного профессионального образования;

-          реализация внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по проблемам организации профильного профессионального образования.

3. Организацию педагогического сопровождения профессионально-направленного развития учащегося:

-          реализация социально-педагогических проектов «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса», «Комплексная поэтапная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений», предусматривающих профессиональное образование в качестве одного из этапов профильной среды;

-          разработка стратегического плана развития Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и информационной инфраструктуры для взаимодействия с рынком труда, производством;

-          методическое и технологическое обеспечение участников педагогического процесса на этапе профессионального образования;

-          налаживание контактов с предприятиями региона для возможной стажировки студентов на основе реализации системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников системы профессионального образования в целях снижения уровня безработицы среди молодежи;

-          предоставление возможности студентам получения второго высшего образования параллельно с первым;

-          создание информационной базы для прогнозирования объемов подготовки и переподготовки кадров нужных профессий в соответствии с потребностями рынка труда, создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;

-          проведение комплексного консультирования студентов и выпускников университета в период поиска работы и по самопрезентации перед работодателем;

-          установление партнерских отношений с работодателями, представителями бизнес-сообществ в рамках программы «Стратегическое партнерство», формирование и обновление банка данных вакансий на частичную занятость студентов и полную занятость для выпускников по соответствующим специальностям;

-          содействие открытию малого бизнеса студентами и выпускниками;

-          организация сотрудничества по вопросам трудоустройства молодых специалистов с предприятиями Белгородской области, Республики Мордовии, Московской области, регионов Западной Сибири и Урала;

-          проведение сбора и статистической обработки информации по состоянию рынка труда и рабочей силы от внешних источников;

-          формирование для предложений внешним пользователем банка данных о выпускниках текущего года с целью их трудоустройства.

4. Дифференциацию педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и потребностей личности учащегося:

-          продолжение реализации социально-педагогического проекта «Одаренные дети» — архитектура», начатого на этапе дошкольного образования и имеющего следующий алгоритм: Детский сад → Лицей Архитектуры и дизайна № 3 → Художественное училище им. К. А. Савицкого → Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;

-          организация производственной практики студентов на базовых предприятиях Пензенского региона: ФГУ «ФУАД «Большая Волга», ОАО «Домостроитель», «ОАО «Пензастрой», ФГУ «Сурский гидроузел» ОАО «Завод ЖБК-1», ООО «Стеновые материалы», ОАО «Пензавтотранс» и др.

-          углубленная профильная профессиональная подготовка по специальностям: графическая подготовка — выработка навыков работы различными графическими материалами, понимание геометрии тел и их частей, членения и врезки тел (для всех специальностей); колористическая подготовка (для дизайнерских специальностей); макетирование из различных материалов и различными методами.

Литература:

1.         Сохранов, В. В. Условия профилизации профессиональной подготовки студентов [Текст] / В. В. Сохранов // Известия Тульского государственного университета. Серия. Педагогика. Вып. 4. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. — 286 с. — С.88.

2.         Сманцер, А. П. Преемственность обучения в системе «средняя школа — вуз» [Текст] / А. П. Сманцер // Педагогика высшей и средней специальной школы. — Минск «Университетское». — 1989. — № 3. — С.18.

3.         Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода [Текст] / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.

основные термины

генерируются автоматически
профилизация, образовательная среда, профессиональное образование, концепция.
Похожие статьи
Калашникова Светлана Анатольевна
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды
Общеобразовательная школа
2015
Каргина Елена Михайловна
Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне
Педагогика
2014
Мерзон Елена Ефимовна
Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза
Педагогика
2011
Искрин Никита Сергеевич
Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения
Спецвыпуск
2017
Шапран Юрий Петрович
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
Педагогика
2015
Клемантович Ирина Павловна
Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы»
Педагогические науки
2016
Мазурик Мария Ивановна
Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей
Педагогика
2015
Щербакова Татьяна Николаевна
К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений
Педагогика
2012
публикация
№3 (62) март 2014 г.
дата публикации
март 2014 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Калашникова Светлана Анатольевна
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды
Общеобразовательная школа
2015
Каргина Елена Михайловна
Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне
Педагогика
2014
Мерзон Елена Ефимовна
Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза
Педагогика
2011
Искрин Никита Сергеевич
Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения
Спецвыпуск
2017
Шапран Юрий Петрович
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
Педагогика
2015
Клемантович Ирина Павловна
Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы»
Педагогические науки
2016
Мазурик Мария Ивановна
Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей
Педагогика
2015
Щербакова Татьяна Николаевна
К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений
Педагогика
2012