Библиографическое описание:

Тульский С. А. Проблемы и перспективы развития проектного финансирования в современной России // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 442-446.

С целью увеличения инвестиционной привлекательности России, все большую актуальность приобретает реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования. В настоящей работе проведен анализ практики применения проектного финансирования в Российской Федерации, выявлены острые проблемы, препятствующие развитию отечественного проектного финансирования, дана оценка имеющейся законодательной базе. Сделан вывод о том, что для успешной реализации проектного финансирования в России необходимо внести поправки в действующее законодательство и придать проектному финансированию юридический статус.

Ключевые слова: инвестиции, проектное финансирование, развитие, перспективы, управление

For the purpose of increase in investment appeal of Russia the relevance is gained by implementation of investment projects with the help of a project financing. In the real work the analysis of practice of application of a project financing in the Russian Federation is carried out, the burning issues interfering development of a domestic project financing are revealed, the assessment is given to available legislative base. The conclusion that for successful realization of a project financing in Russia it is necessary to make amendments to the current legislation is drawn and to give to a project financing the legal status.

Keywords: investments, project financing, development, prospects, management

В последнее время на отечественном рынке инвестиций стала ярко прослеживаться необходимость в столь привлекательном, как для инициаторов проектов, так и для кредиторов, виде финансирования, которое имеет название проектное финансирование.

Проектное финансирование это достаточно новый инструмент для мирового финансового рынка. Не смотря на успешную зарубежную практику применения этого инструмента, проектное финансирование в современной России развито достаточно слабо, причиной тому служит то обстоятельство, что применение проектного финансирования сопровождается целой вереницей недосказанности и проблемных моментов, о которых и пойдет речь в данной статье.

Сложности применения данного вида финансирования начинаются с его определения. Проектное финансирование не имеет единого общепринятого определения как в мировой так и в отечественной практике. Эксперты по данной тематике в своих трудах дают следующие определения проектного финансирования:

«— целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика: обеспечение — денежные потоки проекта;

— способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования различных инструментов и оптимального распределения рисков (Бенджамин Эсти);

— финансирование отдельной хозяйственной единицы, при котором кредитор готов на начальном этапе рассматривать финансовые потоки и доходы этой хозяйственной единицы как источник погашения займа, а активы этой единицы — как дополнительное обеспечение по займу (П. К. Невитт);

— метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга», основанном на займе под денежный поток, создаваемый только самим проектом (Э.Р. Йескомб)» [1, 86]

«Проектное финансирование предполагает обеспечение средствами непосредственно проекта, а не фирмы, выступившей ее инициатором. При этом источником средств для инвестора становится денежный поток, генерируемый конкретным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются только те активы, которые были приобретены при его реализации» [2. 356]

Обобщив все вышеизложенное можно сделать вывод, что проектное финансирование это особая форма долгосрочного кредитования с привлечением средств от одной или нескольких кредитных организаций в пользу специальной проектной компании, созданной для управления только этим проектом. Обеспечением по кредиту при этом являются денежные потоки и активы, непосредственно сгенерированные проектом или продуктами, которые были созданы в результате проектной деятельности.

Наличие специальной проектной компании является одним из ключевых условий при осуществлении проектного финансирования.

За время существования современной России крупных проектов, финансировавшийся по системе проектного финансирования, было очень мало. Однако хотелось бы упомянуть о самых известных и крупнейших проектах:

1.                  «Северный поток» — проект по строительству газопровода между Россией и Германией под строительство которого было привлечено 7,4 млрд. евро.

2.                  «Голубой поток» — проект по строительству газопровода между Российской Федерацией и Турцией, совокупные затраты составили 3,2 млрд. долларов США;

3.                  «Пулково» — строительство нового и ремонт существующего терминалов в аэропорту «Пулково», объем инвестиций составил более 1 млрд. евро.

4.                  «ТЭС Полярная» — строительство тепловой электростанции в городе Салехард, Ямало-Ненецком автономном округе, объем необходимого финансирования 420 млн. евро, 70 % необходимых денежных средств было привлечено в виде проектного финансирования Чешским экспортным банком. [7]

Помимо вышеупомянутых существует еще некоторое количество менее значимых и ресурсоемких проектов, реализуемых на территории и в интересах Российской Федерации.

Практически все проекты объединяет одна отличительная особенность, то, что кредиторы, осуществляющие проектное финансирование, в большинстве своем являются зарубежными. Данная проблема берет свои корни в особенностях Российского права, которое на сегодняшний день, к сожалению, в части проектного финансирования не является конкурентоспособным в сравнении с зарубежными институтами права.

Автор согласен с И. А. Никоновой в том, что в современном Российском законодательстве нет четкого закрепления проектного финансирования и его понимание достаточно упрощенно [6].

В настоящее время данный вид финансирования законодательно регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложении», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об ипотеке» и Федеральный закон «О банкротстве». Но, к сожалению, ни один из вышеперечисленных документов не является регулятором для таких аспектов проектного финансирования как:

-       законодательное закрепление термина «проектное финансирование»;

-       наличие специальной проектной компании как организационно-правового статуса юридического лица;

-       отделение активов проектной компании от активов компании спонсора проекта;

-       способы и пути предоставления активов проекта в качестве обеспечения по кредиту;

-       возможности и способы реализации коллективных прав кредиторов;

-       безопасность денежных потоков проекта;

-       обеспечение целевого использования денежных потоков проекта;

-       субсидиарность кредиторов;

-       наличие эскроу счетов для контроля денежных потоков проекта со стороны кредиторов.

Эксперты считают, что в настоящее время все проекты, осуществляемые с помощью привлечения проектного финансирования, реализуются вопреки существующему законодательству [8].

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону Министерством экономического развития Российской Федерации был подготовлен законопроект, позволяющий внести положительные изменения в действующее законодательство, что способствовало бы улучшению Российского инвестиционного климата [4].

К проекту федерального закона прилагается пояснительная записка, содержание которой разъясняет, что благодаря предполагаемым поправкам в Российском законодательстве должна появиться новая организационно-правовая форма юридического лица, которая будет называться «Специализированное хозяйственное общество» далее «СХО», которое будет выполнять функции схожие с функциями которые выполняют проектные компании при рассмотрении зарубежного опыта проектного финансирования [5]

В зарубежной практике проектная компания именуется SPV (special purpose vehicle), SPV — это специальная проектная компания, учрежденная спонсором (инициатором) проекта, которая осуществляет полное управление проектом. Именно через проектную компанию проходят все денежные потоки, генерируемые проектом, включая расчеты с кредиторами и инициаторами проекта. Проектная компания отвечает за реализацию работ по проекту на всех стадиях инвестиционного проекта [2, 356].

В международной практике в состав проектной компании входит офис управления проектами или проектный офис, являющийся подразделением проектной компании, осуществляющий все необходимые действия для поддержки и координации работ по проекту, такие как нормативная и административная поддержка, обучение и инструктаж команды проекта и других сотрудников, обеспечение обмена информации, автоматизация документооборота, материальное обеспечение команды проекта, архивация и хранение документов и т. д.

По замыслу Минэкономразвития России у СХО в уставе должны быть прописаны все сделки, которые общество вправе осуществлять в рамках проекта, ради которого оно было учреждено, помимо перечисленных сделок, другие сделки общество будет совершать не вправе. Только СХО будет иметь право использовать в своем наименовании юридического лица слова «специализированное хозяйственное общество». Компании имеющие отличный от СХО организационно правовой статус, будут лишены права использования этих слов [5].

Данное обстоятельство позволит всем контрагентам СХО безошибочно определить, что Общество может совершать лишь ограниченный список сделок, что побудит контрагента к более детальному ознакомлению с уставом СХО.

Большое опасение со стороны кредиторов вызывал факт возможности реорганизации или ликвидации СХО с последующей сменой менеджмента и возможности потери для кредиторов прав на объект залогового обеспечения по кредиту или недостаточная для покрытия долга стоимость объекта залога, ввиду его незавершенности и невозможности выхода на запланированную проектную мощность. В свою очередь законодатель решил ограничить данную возможность путем наложения запрета на добровольную ликвидацию или реорганизацию Общества, если данное обстоятельство не предусмотрено уставом проектной компании, а также ограничить возможность сторон в части обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве СХО. Это позволяет значительно снизить риск недружественного поглощения СХО и прочих посягательств на активы проекта со стороны третьих лиц. В добавление к вышеизложенному законодатель настаивает на том, что абсолютно все имущество проекта должно выступать в качестве обеспечения по кредиту.

В ситуации когда объект, под которое было выделено финансирование, уже успешно построен и приносит планируемый доход с обеспечением по кредиту и возвратом средств, взятых проектной компанией в долг, проблем обычно не возникает, но как быть в самом начале инвестиционного проекта, когда объект инвестирования находится только на бумаги и нет четкого понимания полного объема будущих положительных, а зачастую и отрицательных денежных потоков?

Чтобы как-то урегулировать данное обстоятельство Минэкономразвития предлагает ввести следующее: до получения финансирования, компания инициатор проекта должна будет иметь уже заключенные договора или намеренья о их заключении с будущими пользователями объекта инвестирования или продуктов проекта, сгенерированных объектом, например, договора об оказании услуг, договора купли-продажи или договора аренды. Данные договора необходимо привязать к конкретному объекту недвижимости, который и будет выступать как главный объект обеспечения залога по кредиту. Для точной идентификации места объекта недвижимости планируется осуществлять ее по месту расположения земельного участка для строительства объекта, для этого в законодательство вносится норма, позволяющая зарегистрировать ипотеку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [5].

Реализация проекта возможна лишь в случае добросовестного исполнения проектной компанией своих обязательств перед кредиторами. Однако что делать в случае неисполнения компанией, ответственной за проект, своих обязательств или исполнения их в объеме, в результате которого объект инвестирования не в состоянии покрыть обязательства и влечет за собой возникновение убытков со стороны кредиторов?

На этот случай законодатель предоставит возможность кредиторам осуществить замену неблагонадежной проектной компании на другую, которую кредиторы считают более добросовестной. Замена будет осуществляться путем передачи обязанностей по всем договорам заключенным в рамках проекта новой проектной компании, что позволит продолжить работу по проекту со старыми подрядчиками, поставщиками, агентами и прочими заинтересованными сторонами. Для реализации вышеизложенного предполагается внесение изменений в 24 главу Гражданского кодекса Российской Федерации, которое обеспечит законодательство нормами позволяющими осуществлять передачу всех прав и обязанностей по договору в целом, третьим лицам.

Проектное финансирование преимущественно применяется в случае, когда для реализации инвестиционного проекта необходим значительный объем средств и компания инициатор проекта (спонсор) не располагает необходимым размером активов, которые могли бы выступить в качестве залога по традиционному кредиту.

Автор многих трудов в области проектного финансирования выделяет три основных формы его предоставления: финансирование без регресса, финансирование с ограниченным регрессом, финансирование с полным регрессом.

При осуществлении финансирования без регресса банк практически полностью лишен возможности регрессивных исков к проектной компании, принимающей участие в проекте. На момент открытия финансирования Заемщик (проектная компания) не имеет активов для обеспечения возврата заемных средств. Выплата процентов по кредиту и возврат тела кредита гарантируется за счет положительных денежных потоков, генерируемых проектом, а также активов сгенерированных проектом. Финансирование без регресса является примером «чистого» проектного финансирования, это самая высоко рисковая и самая дорогая для проектной компании форма проектного финансирования.

Финансирование с ограниченным регрессом банка — это форма финансирования, при которой проектная компания либо сама имеет частичное обеспечение, либо его предоставили третьи лица (например, спонсоры проекта). Данный вид финансирования является наиболее распространенным в мировой практике.

Финансирование с полным регрессом банка представляет из себя не что иное как традиционное кредитование, при котором спонсор проекта отражает все активы проекта на своем балансе и несет полную ответственность за возврат привлеченных под проект заемных средств. [2]

По мнению автора настоящей статьи: финансирование с полным регрессом, некорректно называть проектным финансированием, ввиду его практически полной идентичности с банковским кредитованием, поэтому данный вид финансирования не будет рассматриваться далее.

При осуществлении проектного финансирования возникает множество рисков для каждой заинтересованной стороны проекта, для снижения кредитных рисков довольно часто в проекте участвуют несколько кредиторов. Кредиторы заинтересованы во взаимодействии с проектной компанией на равных позициях, что позволило бы снизить риск повышенного влияния на проектную компанию со стороны одного из кредиторов. Данный подход дал бы кредиторам с низким уровнем риска предоставить финансирование на более выгодных для проектной компании условиях.

Для реализации данных прав кредиторов в законодательство планируется ввести следующие инструменты, позволяющие реализовать коллективные права кредиторов:

-        соглашения между кредиторами;

-        субординация требований между кредиторами;

-        доверительное управление правами залога;

-        управляющий предметом залога.

Благодаря данным поправкам станут «узаконенными» различные соглашения между кредиторами, что установит порядок принятия коллективного решения по отношению к должнику со стороны кредиторов, благодаря чему будет снижена вероятность влияния на должника одного из кредиторов, исключительно в целях реализации его интересов.

Субординация требований позволит разделить кредиторов на разные порядки: на так называемых старших кредиторов и младших кредиторов. У старших кредиторов будет преимущество по очередности исполнения обязательств по кредиту перед младшими кредиторами, данное обстоятельство позволит кредиторам более гибко распределять между собой риски проекта. Субординация требований позволит старшим кредиторам взамен на повышенную рисковую нагрузку, предоставлять финансирование на более выгодных для спонсора проекта условиях.

Например, при финансировании с ограниченным регрессом спонсор проекта может выступать в роли младшего кредитора, т. е. в случае неблагоприятных для проекта последствий в первую очередь будут удовлетворены обязательства перед старшими кредиторами, и только лишь после этого спонсор проекта сможет, при условии наличия такой возможности, вернуть свои инвестиции.

Для упрощения взаимосвязи между группой кредиторов и проектной компанией, а также для усиления контроля над предметом залога со стороны группы кредиторов, предлагается введение норм в законодательство о назначении управляющего залогом или передачи объекта в доверительное управление. Данный участник проектного финансирования будет выполнять контролирующие функции над предметом залога и обеспечивать его сохранность.

В целях защиты прав кредиторов минэкономразвития предлагает использование номинальных банковских счетов, использование которых дает возможность проектной компании открывать и использовать счета, которые юридически принадлежат проектной компании, а денежные средства на них принадлежат третьим лицам. Контроль за денежными средствами, находящимися на номинальном счете, осуществляет владелец денежных средств, при этом взыскание по обязательствам владельца счета, не может быть обращено на денежные средства находящиеся на счете, что позволяет значительно минимизировать для кредиторов риски связанные с проектом [5].

Автор согласен с высказыванием И. А. Никоновой в части необходимости дальнейшей доработки законопроекта [9], в частности необходимо придание номинальным счетам статуса эскроу счетов, как это принято в международной практике, использование эскроу счетов позволит проектной компании проводить абсолютно все денежные потоки проекта через этот счет. Данное обстоятельство обеспечит прозрачность денежных потоков проекта для всех заинтересованных сторон проекта.

Для реализации возможности успешного применения проектного финансирования в отечественной практике необходимо внесение соответствующих поправок в действующее российское законодательство и придания проектному финансированию юридического статуса. Вышеперечисленные поправки в российское законодательство, в случае их доработок и успешного принятия, открывают достаточно хорошие перспективы для успешного развития проектного финансирования на территории Российской Федерации. Учитывая достаточно большой инвестиционный потенциал, проектное финансирование откроет новые горизонты для увеличения темпа экономического развития России, что обеспечит значительный рост ВВП, увеличение уровня жизни и обеспечит Государство новыми рабочими местами.

Литература:

1.         Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование — М: Альпина Паблишер 2012. — стр.77–121.

2.         Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. — М: Вузовский учебник: Инфра-М: 2011. — стр. 356–359

3.         Инвестиционно-строительный инжиниринг: справочник для профессионалов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, А. В. Гинзбург, Ю. Н. Забродин, Н. Г. Ольдерогге, С. А. Титов, под ред. проф. И. И. Мазура и проф. В. Д. Шапиро — 2-е изд., стер. — М: Изд. Центр «ЕЛИМА», Издательство «Омега-Л», 2010. стр. 801–824

4.         «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)»: проект федерального закона от 15.03.2011, режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/corpmanagment/doc20110315_02 (дата обращения 15.12.2013)

5.         Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)» от 15.03.2011, режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/corpmanagment/doc20110315_02 (дата обращения 15.12.2013)

6.         Никонова И. А. Развитие проектного финансирования // Корпоративный менеджмент, библиотека управления 24.08.2012, режим доступа: http://www.cfin.ru/management/finance/capital/project_fin_ru.shtml (дата обращения 15.12.2013)

7.         Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире // Исследования рынка РБК 25.06.2013 режим доступа: http://marketing.rbc.ru/articles/25/06/2013/562949987553142.shtml (дата обращения 15.12.2013)

8.         Быть или не быть проектному финансированию в России? // Недвижимость и цены № 25 от 17.06.2013, режим доступа: http://dmrealty.ru/UrbanRealEstateArticle/View?contentViewID=41ceb3a7–5f70–4aef-9011–97078d7585aa (дата обращения 15.12.2013)

9.         Ирина Никонова: законопроект о проектном финансировании требует доработки // Ассоциация региональных банков 05.07.2011 режим доступа: http://www.asros.ru/ru/pr/news/3146-irina-nikonova-zakon-o-proektnom-finansirovanii-trebuet-dorabotki (дата обращения 15.12.2013)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle