Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Трегубова Д. Д. Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 386-389. — URL https://moluch.ru/archive/151/42690/ (дата обращения: 25.09.2018).



В статье представлены результаты исследования методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП.

На основании анализа зарубежной и отечественной практики предложены основные рекомендации по совершенствованию существующего методологического обеспечения процесса определения оптимальной структуры финансирования проекта. По итогам исследования сделаны выводы о необходимости сближения показателей эффективности проекта и показателей эффективности реализации целевых программ бюджетов. Кроме того, предложен дополнительный критерий определения структуры источников финансирования на основе сравнительной оценки двух альтернативных моделей финансирования проекта, учитывающих участие публичного партнера.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный компаратор, модель финансирования, оценка эффективности проекта, бюджетная эффективность, управление источниками финансирования

В настоящее время в Российской Федерации механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) при реализации проектного финансирования приобретают особую значимость в виду ограниченности бюджетных средств. Последние могут быть использованы для финансирования экономически значимых инвестиционных проектов регионального значения в качестве источника обеспечения роста инвестиций в регионах. Однако в то время, как в развитых государствах механизмы ГЧП активно используются наряду с традиционными инструментами проектного финансирования практически во всех отраслях и сферах экономики, в Российской Федерации указанный механизм партнерства государства и бизнеса применяется только при реализации ограниченного перечня инвестиционных проектов. Невозможность активизации ГЧП в полной мере на региональном и федеральном уровнях связана не только с организационно-правовыми вопросами, но и с финансовыми аспектами реализации проектов. Например, в Российской Федерации сложившаяся практика формирования структуры источников финансирования проектов ГЧП, в отличие иностранной, характеризуется высокой зависимостью успешной реализации проекта от бюджетного финансирования. В этой связи, особую актуальность приобретают проблемы управления источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора, а также разработка мер по повышению эффективности бюджетного финансирования в рамках реализации проектов ГЧП. Соответственно, остро встает вопрос о методологическом обеспечении процесса формирования структуры финансирования проектов ГЧП.

Для решения поставленной задачи требуется сравнительная оценка существующих в мировой и отечественной практике подходов к определению оптимальной модели финансирования проектов ГЧП с точки зрения выбранной стратегии инвестирования и заданных критериев эффективности проекта.

Проведенный анализ зарубежных научных исследований в области моделирования структуры источников финансирования проектов ГЧП позволил выделить следующие особенности существующих в этой области подходов. Во-первых, процесс определения оптимальной структуры источников финансирования инвестиций, также как и в России, построен на основании оценки показателей эффективности реализации проекта. Однако, при этом основным критерием формирования структуры финансирования является распределение рисков между партнерами [1]. Во-вторых, иностранные специалисты уделяют наибольшее внимание максимизации эффективности участия частного партнера в виду относительно малой доли бюджетного финансирования в структуре капитала проектов, что делает в большинстве случаев нецелесообразным применение предлагаемых моделей в российских условиях [2]. В-третьих, в проанализированных работах при определении оптимальной доли участия в капитале публичного партнера в качестве основного показателя бюджетной эффективности используется не чистый дисконтированный доход, а государственный компаратор (public sector comparator или PSC) [3].

В этой связи, в рамках совершенствования существующего методологического обеспечения процесса определения оптимальной структуры финансирования проекта с учетом иностранного опыта необходима реализация следующих мер:

− активизация использования интегральной оценки эффективности проектов ГЧП;

− установление зависимости между показателями социальной эффективности проекта и показателями эффективности соответствующих программ, включенных в бюджеты разных уровней;

− использование механизмов анализа чувствительности для установления максимальных порогов участия публичного партнера в проекте;

− дополнение инструментов оценки бюджетной эффективности государственным компаратором PSC.

Наибольшее значение из перечисленных мер имеет активизация использования интегрального показателя оценки эффективности финансирования проекта. Данный показатель формируется на основе комплексного учета результатов социальной, коммерческой и бюджетной эффективности проекта с учетом корректирующих коэффициентов в зависимости от степени значимости того или иного показателя для конкретного проекта. Значимость данного метода обусловлена тем, что партнеры в зависимости от конечных целей реализации проекта, формы соглашения и модели его финансирования могут выбирать в качестве приоритетного показателя разные виды эффективности проекта. В таблице 1 приведены ключевые виды эффективности проектов в зависимости от формы их реализации и модели финансирования.

Таблица 1

Выбор приоритетного вида эффективности проекта ГЧП взависимости от модели его финансирования иформы реализации

Форма / Модель

бюджетная модель

кредитно-инвестиционная модель

смешанная модель

основные риски— частный партнер

основные риски –публичный партнер

Аренда с инвестиционными обязательствами

бюджетная эффективность

коммерческая эффективность

коммерческая эффективность

социальная эффективность

Контракт жизненного цикла

бюджетная эффективность

коммерческая эффективность

социальная эффективность

социальная эффективность

Соглашение о разделе продукции

социальная эффективность

коммерческая эффективность

коммерческая эффективность

коммерческая эффективность

Концессионное соглашение

социальная эффективность

коммерческая эффективность

коммерческая эффективность

социальная эффективность

Совместное предприятие

-

-

коммерческая эффективность

коммерческая эффективность

Таким образом, при формировании интегральной оценки эффективности проекта наибольший вес в итоговом показателе будут иметь те виды его эффективности, которые соответствуют заданной модели и форме реализации проекта ГЧП с учетом интересов участвующих сторон. Следовательно, использование интегральных оценок позволит учитывать при анализе эффективности проекта не только общую структуру источников его финансирования, но и специфические условия соглашения о реализации проекта ГЧП.

Установление зависимости между показателями социальной эффективности проекта и показателями эффективности реализации целевых программ бюджетов различных уровней необходимо для создания единой системы оценки результативности бюджетного финансирования и социальной значимости проекта. Такой подход позволит не только повысить результативность программного метода в бюджетном процессе, но и определить место инвестиционного проекта в проводимой политике государства.

Отдельно стоит отметить необходимость использования анализа государственного компаратора PSC (анализ затраты-выгоды для публичного партнера) в качестве критерия выбора бюджетной модели финансирования. В рамках анализа PSC рассчитывается два вида чистого дисконтированного дохода бюджета от реализации проекта для двух альтернативных моделей финансирования:

1) финансирование подразумевает применение финансового механизма ГЧП ()

2) финансирование проекта осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств ().

В случае, когда (PSC<0), использование финансовых механизмов ГЧП является нецелесообразным, то есть проект может быть профинансирован преимущественно за счет бюджетных средств с минимальным участием частного партнера в формировании капитала.

Необходимость дополнения инструментов оценки бюджетной эффективности проектов ГЧП, реализуемыми в России, государственным компаратором обусловлена различиями в сроках коммерческой и бюджетной окупаемости проекта. Так, например, в большинстве инфраструктурных проектов срок окупаемости для публичного партнера превышает сроки соглашения о ГЧП. Необходимо учитывать, что проекты ГЧП создают положительные денежные потоки для бюджетов и за пределами срока их реализации. В этой связи применение PSC позволит более точно оценить целесообразность бюджетного финансирования проектов и оптимизировать объемы выделяемых бюджетных ассигнований.

Таким образом, реализация указанных мер в области методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП будет способствовать:

− выбору оптимальной модели финансирования проектов ГЧП с учетом интересов всех его участников;

− повышению прозрачности оценки эффективности проектов для принятия управленческих решений инвесторами по его финансированию;

− повышению эффективности использования бюджетного финансирования в рамках ГЧП с точки зрения его конечной результативности;

− сокращению зависимости проектного финансирования от объемов бюджетных средств;

− формированию устойчивого к различным рискам финансового механизма реализации проекта ГЧП на весь период его реализации;

− повышению привлекательности проектов ГЧП для частных и публичных инвесторов.

Литература:

  1. Hanaoka S., Palapus H. P. Reasonable concession period for build-operate-transfer road projects in the Philippines. Int. J. Proj. Manag. 2012.
  2. Jasiukevičius L., Vasiliauskaitė A. Formation of optimal capital structure in private-public partnership // Economics and Management. 2012. № 17 (4).
  3. Value for Money Analysis // European Investment Bank URL: http://www.eib.org/epec/g2g/i-project-identification/12/124/
Основные термины (генерируются автоматически): PSC, коммерческая эффективность, социальная эффективность, бюджетная эффективность, публичный партнер, бюджетное финансирование, государственный компаратор, реализация проекта, Российская Федерация, государственно-частное партнерство.


Ключевые слова

модель финансирования, бюджетная эффективность, государственно-частное партнерство, государственный компаратор, оценка эффективности проекта, управление источниками финансирования

Похожие статьи

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Ключевые слова: ГЧП, инфраструктурные проекты, финансирование, источник, государство, частный сектор, бюджетная экономия, социальная инфраструктура.

Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности...

PSC, частный сектор, этап, российская практика, проект, государственно-частное партнерство, социально-экономическое развитие, реализация проекта, система стимулов, Российская Федерация.

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на сегодняшний день развито слабее, чем в других экономически-лидирующих странах.

Перспективы реализации государственно-частного...

– расширение сферы консалтинга и повышение эффективности функционирования института государственно-частного партнерства. Во-вторых, в приоритете остается обеспечение благоприятной конъюнктуры не только для формирования...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

Государственно-частное партнерство дает возможность финансирования проекта из разных источников и комбинирования собственных и заемных средств. Основными источниками финансирования проектов ГЧП в дорожной сфере являются следующие

Государственно-частное партнерство в России в условиях...

проект, Россия, государственно-частное партнерство, условие кризиса, реализация проектов, сторона государства, рынок проектов, время кризиса, экономический кризис, инвестиция.

Государственно-частное партнерство в управлении...

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании. Это позволит получить дополнительные средства для реализации необходимых проектов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Ключевые слова: ГЧП, инфраструктурные проекты, финансирование, источник, государство, частный сектор, бюджетная экономия, социальная инфраструктура.

Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности...

PSC, частный сектор, этап, российская практика, проект, государственно-частное партнерство, социально-экономическое развитие, реализация проекта, система стимулов, Российская Федерация.

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на сегодняшний день развито слабее, чем в других экономически-лидирующих странах.

Перспективы реализации государственно-частного...

– расширение сферы консалтинга и повышение эффективности функционирования института государственно-частного партнерства. Во-вторых, в приоритете остается обеспечение благоприятной конъюнктуры не только для формирования...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

Государственно-частное партнерство дает возможность финансирования проекта из разных источников и комбинирования собственных и заемных средств. Основными источниками финансирования проектов ГЧП в дорожной сфере являются следующие

Государственно-частное партнерство в России в условиях...

проект, Россия, государственно-частное партнерство, условие кризиса, реализация проектов, сторона государства, рынок проектов, время кризиса, экономический кризис, инвестиция.

Государственно-частное партнерство в управлении...

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании. Это позволит получить дополнительные средства для реализации необходимых проектов.

Задать вопрос