Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 25.12.2013

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. И. Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья / Л. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8739/ (дата обращения: 19.03.2024).

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает результативность этого процесса — готовность будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлены и охарактеризованы качественные показатели этой готовности, которыми выступают уровни сформированности компонентов, входящих в ее структуру.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, отклонения в состоянии здоровья, ученики с отклонениями в состоянии здоровья, будущие учителя физической культуры, профессиональная подготовка.

Современные реалии жизни показывают, что из года в год наблюдается значительное ухудшение здоровья ученической молодежи и их физической подготовленности, что вызывает потребность в подготовке будущих учителей физической культуры к проведению работы в общеобразовательных учебных заведениях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Л. С. Рыбалко указывает на то, что производительность мониторинга качества подготовки зависит в определенной степени от правильно определенной критериальной базы (критериев, показателей, уровней сформированности готовности будущего учителя к профессионально-педагогической самореализации) [6].

С целью определения критериев эффективности подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья обратимся сначала к определению самого понятия «критерий».

В словарях понятие «критерий» определяется ​​как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [3]; мерило соответствующей оценки [3]; как показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки [5].

В. К. Валиева указывает на то, что «под «критерием» в педагогике понимают требования, которым должно удовлетворять явление и какой-либо объект» [2, с. 94].

Г. В. Алферова считает, что «...критерий дает возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составляющих компонентов готовности. Критерий представляет собой то, что должно быть предсказано» [1, с. 28].

А. И. Мищенко предлагает в качестве критериев использовать мотивационную, теоретическую, практическую готовность и креативность [4, с. 211].

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский и Е. Б. Стародубцева отмечают, что критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности — насколько система близка к оптимальному состоянию [5].

Исходя из этого, критерием эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья является результативность этого процесса, а именно — сформированность готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Непосредственно качество этой подготовки определяется уровнями сформированности взаимосвязанных компонентов:

-          ценностно-мотивационного (показателями сформированности которого является мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как личностно значимой, установки на успех в достижении этой цели);

-          когнитивного (полнота знаний: методик работы с учащимися специальных медицинских групп, сущности патологических процессов и болезней, особенностей использования средств, методов и методик в зависимости от конкретного заболевания; методов контроля нагрузок и врачебно- педагогического контроля за эффективностью их воздействия и т. д.);

-          организационного (выраженность организационных способностей к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья, умение принимать решения и отвечать за свои поступки, брать на себя роль организатора);

-          коммуникационного (способность к толерантному и доброжелательному общению, бесконфликтному решению проблем в процессе работы по восстановлению и укреплению здоровья учащихся специальных медицинских групп),

-          деятельностного — степень владения комплексом умений и навыков:

·           проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп;

·           отбора средств лечебного воздействия, осуществления системного анализа возможностей учеников и, на основе полученных данных, прогнозирования и обеспечения их дальнейшего развития, предусмотрев особенности их формирования в зависимости от индивидуальности ученика;

·           умений составлять и реализовывать реабилитационные программы;

·           умений обучать учащихся специфическим знаниям и их реализации в повседневной жизни для улучшения самочувствия, здоровья и совершенствования физического развития;

·           умений контролировать и определять эффективность применения упражнений общего и специального воздействия и их соотношения в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и его состояния в конкретный момент);

-          рефлексивного — степень способностей к саморазвитию и самообразованию (адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию и самореализации, способность творческого использования межпредметных связей физической культуры с другими учебными предметами).

Для наглядности, уровни готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья и соответствующие им показатели сформированности ее компонентов можно представить таблицей (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Название компонентов

Показатели сформированности компонентов готовности

Высокий уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

устойчивая мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как личностно значимой, установка на успех в достижении этой цели

Когнитивный

основательные знания методик работы с учащимися специальных медицинских групп

Организационный

ярко выраженный комплекс организационных умений и навыков

Коммуникационный

высокоразвитая коммуникационная способность к толерантному и доброжелательному общению, бесконфликтному решению проблем в процессе работы по восстановлению и укреплению здоровья учащихся специальных медицинских групп

Деятельностный

ярко выраженный комплекс умений работы с учащимися, имеющими разные отклонения в состоянии здоровья

Рефлексивный

адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию и самореализации, творческое использование межпредметных связей физической культуры с другими предметами

Средний уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

Наличие определенной мотивации к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как составляющей будущей профессии

Когнитивный

ограниченные знания современных технологий восстановления и сохранения здоровья учащихся специальных медицинских групп

Организационный

наличие определенных организационных способностей; умение действовать только в стандартных ситуациях

Коммуникационный

достаточно сформированных коммуникационных способностей к толерантному и доброжелательному общению в процессе работы с учащимися специальных медицинских групп

Деятельностный

ограниченные умения проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп

Рефлексивный

удовлетворительная адекватность самооценки; ограниченное стремление к самосовершенствованию и самореализации

Низкий уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

низкая мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и частичное восприятие ее необходимости

Когнитивный

недостаточные знания современных технологий восстановления и сохранения здоровья учащихся специальных медицинских групп

Организационный

недостаточное развитие организационных способностей; недостаточные умения принимать решения и отвечать за свои поступки

Коммуникационный

удовлетворительные коммуникационные способности придерживаться тактичности во время общения в процессе работы с учащимися специальных медицинских групп

Деятельностный

недостаточные умения проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп

Рефлексивный

недостаточная адекватность самооценки, отсутствие стремления к самосовершенствованию и самореализации

Таким образом, обосновано, что критерием эффективности подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья является сформированность готовности будущих учителей физической культуры к этой работе. Определены ее качественные показатели — уровни готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья, которые характеризуются степенью сформированности компонентов, входящих в структуру этой готовности.

Литература:

1.         Алферова Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Галина Викторовна Алферова. — Волгоград: АГПИ, 1996. — 178 с.

2.           Валиева В. К. Формирование готовности студентов педвузов к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе: дис....канд. пед. наук: 13.00.08. / Валиева Валентина Кузьминична. — Чебоксары, 2006. — 180 c.

3.       Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38789/КРИТЕРИЙ

4.           Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дис.... доктора пед. наук.: 13.00.01 / Мищенко Александр Иванович. — Москва, 1992. — 387 с.

5.           Райзберг Б. А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М., 1999. — 479 с. — [2-е изд., испр.]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18299

6.           Рибалко Л. С. Акмеологічні засади професійно-педагогічної самореалізації майбутнього вчителя [Электронный ресурс]: дис. … док. пед. наук: 13.00.04 / Рибалко Людмила Сергіївна. — Харків, 2008. — Режим доступу: http://disser.com.ua/content/349878.html

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, состояние здоровья, отклонение, работа, готовность будущих учителей, процесс работы, сохранение здоровья школьников, уровень готовности будущих учителей, учащийся, доброжелательное общение.


Ключевые слова

профессиональная подготовка, профессиональная подготовка., здоровье, физическая культура, отклонения в состоянии здоровья, ученики с отклонениями в состоянии здоровья, будущие учителя физической культуры

Похожие статьи

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Работы группы здоровья для родителей. Учебный год. Учитель физкультуры.

Состояние здоровья учащихся (кол-во учащихся с отклонениями в здоровье, имеющих нарушения зрения, осанки, группы здоровья и физкультурные группы).

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной...

Профессиональное здоровье учителей — деликатная и многоаспектная проблема, она

Здоровье школьников как фактор национальной безопасности. Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах.

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор...

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

К вопросу о готовности будущих учителей биологии...

педагогический процесс, готовность учителя, знание, детский коллектив, учитель, любимый учитель, организация деятельности учащихся, умение, учащийся, школьник.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и

При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит

При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

‒ низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья обучающихся и их родителей [1].

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Система работы направлена на обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, на

Психолог проверяет работоспособность учащихся, умственное развитие детей, учитель физкультуры — уровень физической подготовленности.

Похожие статьи

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Работы группы здоровья для родителей. Учебный год. Учитель физкультуры.

Состояние здоровья учащихся (кол-во учащихся с отклонениями в здоровье, имеющих нарушения зрения, осанки, группы здоровья и физкультурные группы).

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной...

Профессиональное здоровье учителей — деликатная и многоаспектная проблема, она

Здоровье школьников как фактор национальной безопасности. Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах.

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор...

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

К вопросу о готовности будущих учителей биологии...

педагогический процесс, готовность учителя, знание, детский коллектив, учитель, любимый учитель, организация деятельности учащихся, умение, учащийся, школьник.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и

При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит

При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

‒ низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья обучающихся и их родителей [1].

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Система работы направлена на обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, на

Психолог проверяет работоспособность учащихся, умственное развитие детей, учитель физкультуры — уровень физической подготовленности.

Задать вопрос