Библиографическое описание:

Иванова Л. И. Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 528-530.

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает результативность этого процесса — готовность будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлены и охарактеризованы качественные показатели этой готовности, которыми выступают уровни сформированности компонентов, входящих в ее структуру.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, отклонения в состоянии здоровья, ученики с отклонениями в состоянии здоровья, будущие учителя физической культуры, профессиональная подготовка.

Современные реалии жизни показывают, что из года в год наблюдается значительное ухудшение здоровья ученической молодежи и их физической подготовленности, что вызывает потребность в подготовке будущих учителей физической культуры к проведению работы в общеобразовательных учебных заведениях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Л. С. Рыбалко указывает на то, что производительность мониторинга качества подготовки зависит в определенной степени от правильно определенной критериальной базы (критериев, показателей, уровней сформированности готовности будущего учителя к профессионально-педагогической самореализации) [6].

С целью определения критериев эффективности подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья обратимся сначала к определению самого понятия «критерий».

В словарях понятие «критерий» определяется ​​как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [3]; мерило соответствующей оценки [3]; как показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки [5].

В. К. Валиева указывает на то, что «под «критерием» в педагогике понимают требования, которым должно удовлетворять явление и какой-либо объект» [2, с. 94].

Г. В. Алферова считает, что «...критерий дает возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составляющих компонентов готовности. Критерий представляет собой то, что должно быть предсказано» [1, с. 28].

А. И. Мищенко предлагает в качестве критериев использовать мотивационную, теоретическую, практическую готовность и креативность [4, с. 211].

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский и Е. Б. Стародубцева отмечают, что критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности — насколько система близка к оптимальному состоянию [5].

Исходя из этого, критерием эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья является результативность этого процесса, а именно — сформированность готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Непосредственно качество этой подготовки определяется уровнями сформированности взаимосвязанных компонентов:

-          ценностно-мотивационного (показателями сформированности которого является мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как личностно значимой, установки на успех в достижении этой цели);

-          когнитивного (полнота знаний: методик работы с учащимися специальных медицинских групп, сущности патологических процессов и болезней, особенностей использования средств, методов и методик в зависимости от конкретного заболевания; методов контроля нагрузок и врачебно- педагогического контроля за эффективностью их воздействия и т. д.);

-          организационного (выраженность организационных способностей к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья, умение принимать решения и отвечать за свои поступки, брать на себя роль организатора);

-          коммуникационного (способность к толерантному и доброжелательному общению, бесконфликтному решению проблем в процессе работы по восстановлению и укреплению здоровья учащихся специальных медицинских групп),

-          деятельностного — степень владения комплексом умений и навыков:

·           проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп;

·           отбора средств лечебного воздействия, осуществления системного анализа возможностей учеников и, на основе полученных данных, прогнозирования и обеспечения их дальнейшего развития, предусмотрев особенности их формирования в зависимости от индивидуальности ученика;

·           умений составлять и реализовывать реабилитационные программы;

·           умений обучать учащихся специфическим знаниям и их реализации в повседневной жизни для улучшения самочувствия, здоровья и совершенствования физического развития;

·           умений контролировать и определять эффективность применения упражнений общего и специального воздействия и их соотношения в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и его состояния в конкретный момент);

-          рефлексивного — степень способностей к саморазвитию и самообразованию (адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию и самореализации, способность творческого использования межпредметных связей физической культуры с другими учебными предметами).

Для наглядности, уровни готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья и соответствующие им показатели сформированности ее компонентов можно представить таблицей (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Название компонентов

Показатели сформированности компонентов готовности

Высокий уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

устойчивая мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как личностно значимой, установка на успех в достижении этой цели

Когнитивный

основательные знания методик работы с учащимися специальных медицинских групп

Организационный

ярко выраженный комплекс организационных умений и навыков

Коммуникационный

высокоразвитая коммуникационная способность к толерантному и доброжелательному общению, бесконфликтному решению проблем в процессе работы по восстановлению и укреплению здоровья учащихся специальных медицинских групп

Деятельностный

ярко выраженный комплекс умений работы с учащимися, имеющими разные отклонения в состоянии здоровья

Рефлексивный

адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию и самореализации, творческое использование межпредметных связей физической культуры с другими предметами

Средний уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

Наличие определенной мотивации к восстановлению и сохранению здоровья школьников и восприятие ее как составляющей будущей профессии

Когнитивный

ограниченные знания современных технологий восстановления и сохранения здоровья учащихся специальных медицинских групп

Организационный

наличие определенных организационных способностей; умение действовать только в стандартных ситуациях

Коммуникационный

достаточно сформированных коммуникационных способностей к толерантному и доброжелательному общению в процессе работы с учащимися специальных медицинских групп

Деятельностный

ограниченные умения проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп

Рефлексивный

удовлетворительная адекватность самооценки; ограниченное стремление к самосовершенствованию и самореализации

Низкий уровень готовности будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Ценностно-мотивационный

низкая мотивация к восстановлению и сохранению здоровья школьников и частичное восприятие ее необходимости

Когнитивный

недостаточные знания современных технологий восстановления и сохранения здоровья учащихся специальных медицинских групп

Организационный

недостаточное развитие организационных способностей; недостаточные умения принимать решения и отвечать за свои поступки

Коммуникационный

удовлетворительные коммуникационные способности придерживаться тактичности во время общения в процессе работы с учащимися специальных медицинских групп

Деятельностный

недостаточные умения проектирования и реализации целей по улучшению состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп

Рефлексивный

недостаточная адекватность самооценки, отсутствие стремления к самосовершенствованию и самореализации

Таким образом, обосновано, что критерием эффективности подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья является сформированность готовности будущих учителей физической культуры к этой работе. Определены ее качественные показатели — уровни готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья, которые характеризуются степенью сформированности компонентов, входящих в структуру этой готовности.

Литература:

1.         Алферова Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Галина Викторовна Алферова. — Волгоград: АГПИ, 1996. — 178 с.

2.           Валиева В. К. Формирование готовности студентов педвузов к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе: дис....канд. пед. наук: 13.00.08. / Валиева Валентина Кузьминична. — Чебоксары, 2006. — 180 c.

3.       Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38789/КРИТЕРИЙ

4.           Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дис.... доктора пед. наук.: 13.00.01 / Мищенко Александр Иванович. — Москва, 1992. — 387 с.

5.           Райзберг Б. А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М., 1999. — 479 с. — [2-е изд., испр.]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18299

6.           Рибалко Л. С. Акмеологічні засади професійно-педагогічної самореалізації майбутнього вчителя [Электронный ресурс]: дис. … док. пед. наук: 13.00.04 / Рибалко Людмила Сергіївна. — Харків, 2008. — Режим доступу: http://disser.com.ua/content/349878.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle