Библиографическое описание:

Ахмедова Х. О. В мире спортивных терминов // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 475-478.

Сейчас каждый преподаватель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, воспитания, применяя всё новые и новые приёмы и методы обучения, потому что новые перемены требует новых подходов.

Терминология в спорте — система специальных наименований (терминов), предназначенных для обозначения физических упражнений, общих понятий. С помощью терминологии упрощается процесс обучения и тренировки, облегчается общение и передача опыта. Терминология содействует более правильному и точному изложению программ, учебников и учебных пособий, помогает преподавателям и занимающимся лучше понимать друг друга. [1]

Сейчас знание спортивной терминологии для студентов института физической культуры является одним из важных требований. Важнейшим условием возникновения и развития профессиональной направленности, а затем и становление специалиста является интерес к учебным предметам специального цикла. Умение пробудить интерес к предмету — великая заслуга преподавателя. Для познавательной деятельности могут служить методические пособия и средства наглядного обучения, терминологические словари, слайды, плакаты, таблицы, схемы, электронные учебники, которые студенты не только просматривают, но и вслух комментируют.

Изучение спортивной терминологии на занятиях русского языка в спортивном вузе имеет большое актуальное значение.

Последнее время изучение спортивной терминологии значительно выросло. Сейчас спорт в нашем государстве быстрыми темпами развивается. По свидетельству ряда специалистов терминологические системы отдельных областей науки насчитывают в настоящее время от несколько десятков до нескольких сотен тысяч терминов, а одна только спортивная терминология имеет несколько сотен тысяч.

В современных условиях получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном высоком уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий. Это требует внедрять всё чаще и чаще в учебный процесс интерактивных методов обучения.

Наиболее распространенными педагогическими технологиями, используемыми в образовательном процессе обучения русскому языку, являются: ролевые, ситуативные игры, диалоги и диспуты, «диаграмма Венна», «паутина», «5–6-7-ой лишний», «цепочка, «самый внимательный».

Подготовка специалистов по физической культуре и спорту требует применения этих педагогических технологий и интерактивных методов обучения, так как специфика подготовки будущего педагога, тренера по спорту связана с проблемами интеллектуального развития, активного обучения, развития творческой личности.

Развитие спортивной терминологии представляет с собой длительный процесс качественного совешенствования различных его сторон, в том числе и словарного состава языка. Чтоб студент-спортсмен лучше знал свой вид спорта, необходимо ему знать не только по своему виду спорта термины, но и знать другие спортивные термины.

Предлагаемая система игр и заданий поможет студентам более успешно овладеть терминами применяемые в их спортивном мире. Например на занятиях русского языка можно провести несколько игр в разных группах.

Игра называется “В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–1.

ЗАДАНИЕ № 1.Переведите спортивные термины на узбекский язык со словом «теннис, теннисист, судья».

ЗАДАНИЕ№ 2.Составить с терминамитеннис, теннисист, судья простое предложение.

ЗАДАНИЕ№ 3.Составить с терминами теннис, теннисист, судья по желанию диалог.

ЗАДАНИЕ№ 4. Составить с терминами теннис, теннисист, судья текст из 10 ти предложений.

ЗАДАНИЕ№ 5.Составить с терминами теннис, теннисист, судья 10 вопросов для интервью.

ЗАДАНИЕ № 6.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения согласия.

ЗАДАНИЕ № 7.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения не согласия.

ЗАДАНИЕ № 8.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с колличественными числительными.

ЗАДАНИЕ № 9.Составить с терминами теннис, теннисист, судья речевой этикет упрёка, не довольствия.

ЗАДАНИЕ № 10.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с прогнозом о будущей игре.

ЗАДАНИЕ № 11.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с междометием.

ЗАДАНИЕ № 12.Комментировать ход игры, используя термины теннис, теннисист, судья.

игра в теннис

играть в теннис

теннис в атакующем стиле

теннис в зале

теннис детский

теннис женский

теннис любительский

теннис настольный

теннис палками

большой теннис

теннис профессиональный

соревнования по теннису

теннисист-любитель

теннисист-разрядник

теннисист-юниор

известный теннисист

опытный теннисист

способный теннисист

молодая теннисистка

мастерство теннисиста

опыт теннисиста

прыжок теннисиста

тренировка теннисиста

удар теннисиста

ракетка теннисистки

соревнование теннисистов

судья-информатор

судья на ринге

судья международной категории

судья республиканской категории

судья-хронометрист

судья первой категории

судья-секретарь

судья соревнований

судья-стартер

боковой судья

главный судья

главный судья соревнований

почетный судья

старший судья

старший судья по информации

старший судья по хронометрированию и подсчету результатов

официальный представитель судьи

помощник судьи

решение судьи

судейство

надежность судейства

нейтральность судейства

судейский

судейский протокол

судейский свисток

судейская вышка

судейская коллегия

судейская ошибка

главная судейская [2,3]

Каждый раз можно брать термины по разным видам спорта например:

1.                  “Спорт, тренировка”;

2.                  “Футбол, футболист, мяч”;

3.                  “Игрок, игра, фехтование, фехтовальщик,”;

4.                  “Прыжок, равновесие, скорость, закаливание”;

5.                  “Олимпиада, олимпийский, победа, травма, бассейн”;

6.                  “Препятствие, результат, спортсмен, балл, замена”;

7.                  “Борьба, бег, бежать”;

8.                  “Удар, здоровье”;

9.                  “Гимнастика, гимнастический, выносливость”;

10.              “Плавание, пловец, пловчиха, шахмат, шахматист, захват”;

11.              “Движение”.

В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–2

НАЙДИ, КАКОЙ ВИД СПОРТА?

(игра-соревнование)

Подготовка к игре.

Студенты должны знать виды спорта на русском языке, а также спортивные термины по видам спорта.

Задание. а) С помощью характерных движений покажите, какой-нибудь вид спорта.

б) Отгадайте, какой вид спорта имеется в виду. Какие спортивные термины вы знаете по данному виду? Каждый студент пишет термины. Кто больше найдёт и напишет тот и выиграет.

Реализуемый материал. Названия видов спорта. Спортивные термины.

Комментарий. Для начала преподаватель сам играет роль водящего

несколько раз, показывая с помощью характерных движений футболиста, боксёра, гандболиста, баскетболиста, биатлониста, шахматиста, гимнаста, штангиста, хоккейиста, теннисиста, пловца, каратиста, борца, фехтовальщика, волейболиста и т. п. После этого с помощью считалки выбирается водящий. В маленькой группе игра ведётся индивидуально.

в) Большой группе игра ведётся по командам. Тогда водящий не назначается, но командам даётся время на подготовку. Желательно, чтобы в момент подготовки команды были разделены (например, одна остаётся в аудитории, другая выходит в коридор). Игра может использоваться и для введения названий профессий (в этом случае в качестве водящего выступает преподаватель).

В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–3

ЗАДАНИЕ№ 1Составьте тематический словарь к слову «плавание, пловец, пловчиха, гимнаст, гимнастка, гимнастический, бег, бегунья, бежать, футбол, футболист, футбольный, баскетбол, баскетболист, баскетбольный, велосипед, велосипедист, велогонка».

Комментарий. Преподаватель ограничивает время на 5–7 минутами.

Выигрывает тот учащиеся, у кого в списке оказывается много слов тому или иному виду спорта.

В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–4

САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD21300_.gifОписание игры. Даётся первая, последняя буква спортивных терминов. Чёрточками указывается количество букв между ними. Выигрывает тот, кто быстрее найдет нужное слово (или предположит набольшее количество вариантов).

Например:

 Б — – — – — – — – т.(пропущено 8 букв)

Б- — - — - — - — - — т. (пропущено 10 букв)

Б — - — - -я. (пропущено 5 букв)

Б — - -ц. (пропущено 3 буквы)

Б — - -а. (пропущено 4 буквы)

Г — - — - — - — - — - — - й.(пропущено12 букв)

Г — - — - — - — - — - а. (пропущено10 букв)

Г — - — - — - — а. (пропущено7 букв)

Г — - — - — - — -а. (пропущено 8 букв)

Г — - — - -и. (пропущено 5 букв)

В данной работе была сделана попытка выбрать наиболее характерные для обращения в процессе учебы в институте физической культуры и занятия спортом ситуаций. Система заданий должна быть направлена на поэтапное усвоение языкового материала. Активное усвоение и закрепление спортивных терминов позволяет студентам легче ориентироваться в текстовом материале, лучше понимать и выражать суть ситуации, более свободно участвовать в диалогическом общении. [1]

Литература:

1.                  Ахмедова Х. О. Обучение студентов института физической культуры спортивной терминологии в процессе обучения русскому языку. Т., Илмий — назарий журнал. Фан-Спортга № 2. 2008 г. С. 7–9.

2.                  Айходжаева М. С., Ахмедова Х. О. Русско-узбекский тематический словарь спортивных терминов. I-II части. Т.: Lider Press, 2010. С.143–140

3.                  Ахмедова Х. О.,Абдурахманова Л. М. Русско-узбекский тематический словарь по спортивной и художественной гимнастике.(I- часть) Т., «NOSHIR», 2013г. С.113.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle