Библиографическое описание:

Захаров А. В., Комарова Д. В. Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 526-528.

Эффективным формированием коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми. В статье представлен обзор критико-научных работ, позволяющих рассматривать манипуляцию как педагогическое средство.

Ключевые слова: подросток, скрытое управление, манипуляция.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане коммуникативная компетентность предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [2].

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: на смену техногенному типу общества идет посттехногенное, которому предстоит создать новую, современную парадигму образования. Поэтому приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях.

Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетентность [1].

Нами было выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной разработанностью педагогического средства, такого как скрытое управление людьми.

Исходя из данного противоречия, определяется проблема исследования — выявление особенностей влияния скрытого управления людьми на формирование коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста.

Мыпредполагаем, что эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми.

«Манипуляция — это такое психологическое воздействие на другого человека, которое не всегда им осознается и заставляет его действовать в соответствии с целями манипулятора. При удачном манипулировании субъект, скрывая свои подлинные намерения, с помощью ложных отвлекающих маневров добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели» Метод косвенного действия Я. С. Турбовской считает применимым в двух случаях: когда педагог заранее стремится дать развитию детей определенное направление и «когда уже что-то произошло и мы хотим изменить или вовсе повернуть в иную сторону ход событий».Примером первого порядка можно считать преднамеренные ошибки учителя, рассчитанные на активизацию учения. Примером второго — ситуации быстрого реагирования на поступки детей. «Значимость метода косвенного действия… заключается в том, что он не приводит к возникновению каких-либо конфликтов, не осложняет взаимоотношений» Напротив, он снижает конфликты, восстанавливает добрые отношения. Выделено четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции.

1.                  Тайный характер манипулятивного воздействия обеспечивается многовекторностью воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата от других людей и т. д.

2.                  Для оказания психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

3.                  Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души», т. е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство.

4.                  Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг — создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг — изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору [5].

Исследование проводилось базе МАОУ СОШ № 8, г. Ишима, ул. Ражева 1, с учащимися 5 «А» класса. Количественный состав — 10 человек.

Уровень сформированности коммуникативных компетенций в подростковом возрасте можно измерить через показатели: соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, коммуникативные и организаторские способности с использованием методик «КОС-1» и опросник К.Томаса «Общение в конфликтной ситуации».

Для определения коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста нами выделены критерии:

Соперничество (конкуренция) — как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество — когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы сторон.

Компромисс — способ разрешения некой конфликтной ситуации, путем взаимных уступок, а также взаимных выгод.

Избегание — как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

Приспособление, в противоположность соперничеству, означающее при несение в жертву собственных интересов ради другого.

Коммуникативные способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Организаторские способности- способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности.

По каждому критерию выделяются уровни коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий — высокое владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Средний — средний показатель владения коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении и т. п.

Низкий — отсутствие, либо незначительное владение коммуникативными навыками и умениями.

Для реализации констатирующего эксперимента использовалась методика «КОС-1» и опросник К.Томаса «Общение в конфликтной ситуации».

Ученикам было предложено выбрать наиболее типичный для них вариант поведения среди различных ситуаций, сгруппированных в 30 пар.Умение общаться ярко проявляется в конфликтных ситуациях, которые также раскрывают общую направленность человека в общении. К. Томас выделяет следующие типы поведения в различных конфликтных ситуациях.

В результате анализа работ было выявлено, что в решении конфликтов присутствуют все типы поведения. Соперничество предпочитают 25 %, приспособление -25 %, компромисс — 25 %, сотрудничество — 16,67 % и избегание — 8,33 %.

Такие результаты можно объяснить спецификой возраста.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, борьба за самостоятельность, за утверждение себя как личности.

Для выявления исходного уровня коммуникативных и организаторских способностей мы использовали методику КОС-1 (коммуникативные и организаторские способности). Результаты исследования представлены в таблице № 2.

В результате анализа работ было выявлено, что у учащихся преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей (55,55 %). Уровень ниже среднего у 11,11 %, выше среднего у 11,11 %. Высокий уровень развития коммуникативных способностей у 22,23 %.

Уровень развития организаторских способностей у 50 % выше среднего. Низкий уровень у 10 %, ниже среднего у 20 %, средний у 10а, высокий уровень у 10 %.

Таким образом, мы видим, что у подростков опытно-экспериментальной группы уровень развития коммуникативных способностей стал выше. Эти результаты можно улучшить при индивидуальном подходе к учащимся.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитает их общество.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности т. д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста.

Таким образом, эффективное формирование коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми, была доказана.

Литература:

1.                  Мамонтова, Т. С. Традиции и инновации профильного обучения старшеклассников/ Т. С. Мамонтова// Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. — 2012. — № 6.- С. 74–80.

2.                  Шарпен, Д. В.В возможности формирования познавательной компетентности студентов при обучении математики / Д. В. Шарпен //Альманах современной науки образования.- 2013. — № 10(77). — С. 180–183.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle