Библиографическое описание:

Грецкая А. С. Меры государственного контроля по созданию эффективной алкогольной политики в России // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 631-633.

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема злоупотребления спиртными напитками привлекает к себе ученых, специалистов практиков, различных областей знаний, и простых обывателей. Попытки создания эффективных мер направленных на разрешение существующей «алкогольной проблемы» предпринимаются уже не одно столетие, но только комплексный подход в данном случае может привести к положительному результату.

Автор выделяет основные, на его взгляд, эффективные меры государственного контроля, которые в своей совокупности могут в последствии стать основой программы по урегулированию рынка алкогольной продукции.

Ключевые слова: алкогольная продукция, государственная монополия, акцизы, сухой закон, государственный контроль.

Производство алкогольной продукции наравне с газовой и нефтяной промышленностью является самым доходным источником для государственной казны, но наличие незаконного производства «оттягивает» львиную долю средств, которые могли быть направлены на социально полезные нужды, тем более в сегодняшних условиях экономического кризиса.

В незаконном обороте алкогольной продукции участвует множество субъектов от индивидуальных предпринимателей и нелегальных производителей, до государственных предприятий. Незаконное производство и оборот алкогольной продукции остается острой социально-экономической и правовой проблемой: госбюджет, по данным экспертов, теряет на этом ежегодно около 18 трлн. рублей [2, с.3].

Важной мерой явилось создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (Постановление Правительства РФ от 15 октября 2009 г. № 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы»), которая стала правопреемником, например, налоговой службы относительно функций регулирования данной сферы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» полномочия по ведению ЕГАИС с 31 декабря 2009г. переданы Росалкогольрегулированию.

Функция по выдаче федеральных специальных марок передана Росалкогольрегулированию с 01 марта 2010 г.

На фоне существования множества неразрешённых проблем, что можно увидеть, также по следующим цифрам:

-          30 % смертей от отравлений происходят из-за употребления некачественного алкоголя;

-          25 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний происходят из-за злоупотребления алкоголем;

-          от 2 600 000 до 3 000 000 человек — число больных, состоящих на учёте с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы». Число «неучтённых» алкоголиков в стране, по оценкам экспертов, может доходить до 29 000 000 человек;

-          от 42 % до 60 % умирающих в ДТП — это люди, находящиеся в алкогольном опьянении;

-          до 25 000 человек ежегодно умирают по вине нетрезвых водителей;

-          6 000 детей до 14 лет страдают хроническим алкоголизмом, среди подростков таких около 40 000;

-          30 % юношей и 20 % девушек употребляют алкоголь ежедневно;

-          80 % убийств и 40 % самоубийств совершаются в нетрезвом состоянии [3, с. 6–7].

Создание выше указанной службы говорит о стремлении нашего государства к комплексному разрешению сложившейся ситуации, т. к. полномочия, объединённые в единой службе должны привести к повышению эффективности принимаемых мер.

1.                  Алкогольные марки (специальная или акцизная) — марки, предназначенные для отслеживания происхождения алкогольных напитков. В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года. Введены в использование на территории РФ в 2006 году. На марках изображён штрихкод в формате PDF417, который позволяет с помощью ЕГАИС установить производителя каждой бутылки.

«После введения акцизов на алкоголь доля доходов от продажи спиртного в общих поступлениях по налогам Российского государства колебалась от 30 % до 36 %. Число питейных заведений не было ограничено, и торговля спиртным вскоре приняла нежелательное направление, способствуя распространению в народе пьянства. Поэтому к 1900 году в России вместо акциза стало действовать положение о казённой продаже алкоголя. По сути, это была монополия на его оптовую продажу. За время действия акцизной системы доход увеличился белее, чем в три раза, главным образом благодаря повышению ставки и приросту населения» [4, с. 9]

По итогам 15-летнего опыта применения акцизной системы налогообложения можно считать общепризнанным допущенную недооценку остаточного эффекта большого исторического наследия по применению в России пяти государственных монополий на алкоголь. Поэтому попытки акцизной либерализации в 90-е годы и создания свободного алкогольного рынка в столь ранее зарегулированной отрасли привели к резкому повышению удельного веса (до 40–60 %) контрафактной алкогольной продукции. По этой причине ежегодные государственные потери по сбору налогов достигают до 50 млрд. рублей. Вместе с тем, необоснованное увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию (ежегодно до 10–15 %) не способствует росту их сбора в бюджет, но повышает потребительские цены, что приводит к смертельному отравлению нелегальным алкоголем до 40 тыс. россиян в год [6, с.3].

Из выше приведённых примеров видно, что при всём положительном влиянии акцизной системы регулирования на алкогольную промышленность она не решает проблему суррогатного алкоголя, подделок акциз и пьянства в стране в целом. Сходной позиции придерживался и С. Ю. Витте (Министр финансов 1888г.).

Акцизная система будет эффективна только в совокупности с государственной монополией на алкогольную продукцию.

2.                  Государственная монополия. Международный опыт свидетельствует о том, что в алкогольном секторе государственная монополия вводится в основном на розничную продажу готовой продукции. Примеры — Швеция, Финляндия, шестнадцать штатов США, Болгария, Уругвай и ряд других государств. Регулирование цен на розничную продажу алкогольной продукции, мест продажи, количества единовременно отпускаемой алкогольной продукции преследует решение таких задач, как сокращение теневого сектора, изменение структуры потребления. В качестве примера можно привести, скажем, Финляндию и Швецию, где за двадцать лет с момента учреждения государственных компаний, осуществляющих розничную продажу алкоголя, изменилась структура потребления — от крепких алкогольных напитков в сторону вина и пива.

3.                  «Сухой закон». По мнению автора так называемый «сухой закон», является важным составляющим в механизме регулирования. Мировой опыт его применения показывает его реальную действенность и значимость.

Например, в Норвегии «сухой закон» был принят в 1919 году. Ограничения на продажу вина и крепких алкогольных напитков действуют до сих пор. Алкоголь можно приобрести только в специализированных магазинах государственной системы Vinmonopoletet, работают они только в будние дни и по специальному графику — до 19.00 Цены на алкоголь в Норвегии просто ошеломительные. Бутылка самой дешёвой водки стоит около 40 долларов [5, http;// www.miroslavie.ru].

Швеция, тоже имеет свой положительный опыт по регулированию оборота алкогольной продукции: «сейчас спиртное можно купить только в государственных монопольных магазинах Systembolaget. Они закрыты в пятницу, субботу, воскресенье. Цены в этих магазинах крайне высоки. Алкоголь Швеции принято пить только дома, да и то на праздники или в выходные дни, что говорит о высокой культуре пития, чего так не хватает в России.

В период действия сухого закона в СССР с 1986–1990 гг., введённого Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», продолжительность жизни мужского населения государства увеличилась на 2, 5 года и достигла почти 63 лет. Также наметился перелом в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз [4, с. 9].

Положительной тенденцией является алкогольная политика, проводимая в Краснодарском крае, где запрещено реализовывать алкогольную продукцию в местах массового скопления людей — на вокзалах, в аэропортах, спортивных и детских, общеобразовательных учреждениях, в ночное время с 23 до 11 часов, а так же распивать спиртные напитки в общественных местах (Закон Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории краснодарского края»).

Год спустя подобный закон был принят в Пермском крае: Закон Пермского края от 02.07.2008 № 262-ПК «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Пермского края».

В основу формирования механизма регулирования механизма алкогольной политики, на взгляд автора, должна лечь Европейская хартия по алкоголю одним из постулатов, которой является: «все люди имеют право на семейную, общественную и трудовую жизнь, защищенную от несчастных случаев, насилия и других отрицательных последствий потребления алкоголя» [1, с.2]. Данная хартия имеет декларативный характер, но, тем не менее, это не отменяет её правовую и практическую значимость.

Приведённые в статье меры государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции в своём комплексном объединении, в включая такую меру превенции правонарушений и преступлений как социальный контроль, в точности социальная реклама в СМИ, проведение различных акций, флеш-мобов, уделение значительного внимания развитию и воспитанию подрастающего поколения и мн. др., по мнению автора, может стать хорошим фундаментом для развития алкогольной политики государства с положительной динамикой роста как экономического, так и демографического.

Литература:

1.         ВОЗ. Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ/ Framework for alcohol policy in the WHO European Region. — Дания.- 2006, С.2.

2.         Иванов П. И. Предупреждение и раскрытие органами внутренних дел экономических преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. — М., 2000. С.З.

3.         Кизилов М. Градус опасности// Смена, декабрь 2009. С 6–7.

4.         Логинов Д. Лучше уж пусть они пьют! История великих протрезвлений// Смена, декабрь 2009. 8–9.

5.         Свиридов В. Н. История сухих законов // http: // www.miroslavie.ru

6.         Синицына И. В. Совершенствование российской модели акцизного налогообложения в процессе регулирования рынка алкогольной продукции // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидат экономических наук. — Ставрополь. — 2006. С. 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle