Библиографическое описание:

Федорова Н. Н. Проектная деятельность на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 536-540.

Как любой вид работы в школе, проектная работа по русскому языку планируется заранее. Такое планирование называют педагогическим проектом руководителя. Педагогическое проектирование касается постановки развивающих и образовательных целей, определения времени проведения работы, её формы, конкретных этапов и их содержательного наполнения, адаптации методов исследования, создания конечного продукта и возможностей его представления.

Приступая к проектированию проектной или учебно-исследовательской работы по русскому языку в старших классах, нужно представлять, что основные параметры, такие, как цели, задачи и основные этапы, заданы самими образовательными технологиями, т. е. являются «жанрообразующими» и не могут быть изменены. Параметры, связанные с содержанием: проблема, тема проекта или исследования, литература по теме, методы сбора и анализа языкового материала, — могут быть наполнены в зависимости от интересов исследователей и руководителя. Однако при отборе содержания работы педагогу следует руководствоваться принципами, задаваемыми психологией, дидактикой, методикой преподавания языка и лингвистикой.

Выстраивая цели исследовательской и проектной работы по русскому языку в старших классах, нужно учитывать специфику новых образовательных технологий — их ориентированность на развитие личности учащихся. Вместе с тем эти цели должны соответствовать современным нормативным документам.

Развивающие задачи исследовательской и проектной работы старшеклассников по русскому языку соотносятся с современными задачами развития личности школьниковвлюбых областях общего образования: • развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;

-        развитие исследовательского поведения и исследовательских умений;

-        развитие самостоятельности в приобретении знаний;

-        развитие творческой инициативы;

-        развитие интеллектуальных и творческих способностей;

-        развитие научного мировоззрения;

-        развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений, соотнесении их с приложенными усилиями.

Своеобразной проекцией этих задач на обучение русскому языку в старших классах является развитие языковой личности старшеклассника.

Образовательные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку логично определять через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую), как это делается в федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку.

Лингвистическая компетенция — это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. Можно сказать, что на развитие лингвистической компетенции делается главный акцент исследовательской работы старшеклассников по русскому языку, поскольку он более других близок лингвистике как науке и нацелен на научное познание языка. В ходе исследовательской и проектной работы по русскому языку предполагается формирование и развитие у старшеклассников следующих знаний и умений, составляющих лингвистическую компетенцию:

-          представлений об исследовательской работе по русскому языку;

-          знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии выдающихся учёных-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку);

-          знаний о системности языка (на основе систематизации, расширения и углубления знаний о русском языке, полученных при изучении различных разделов школьного курса);

-          языковой рефлексии;

-          умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала;

-          исследовательских умений сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи лингвистического исследования, выбрать лингвистический метод в зависимости от целей и объекта исследования, сформулировать выводы. [1; 11]

Коммуникативная компетенция — способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Проектная и исследовательская работа ставит старшеклассников перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе; создавать и редактировать текст научного стиля речи; «свёртывать» и «развёртывать» текст; публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога); отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические темы. [1; 12]

Все эти задачи способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Формирование культуроведческой компетенциитакже одна из образовательных задач, которая решается при ведении старшеклассниками исследовательской и проектной работы через понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества, отражающей особенности национального видения мира; через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознание норм речевого этикета как национально-специфичных.

Для проектной работывшколе есть два пути: 1) интегрированность в урочную деятельность; 2) внеклассная форма (элективный или факультативный курс, индивидуальные консультации с научным руководителем). В первом случае проект тематически связан с программой, а «технический» этап (инструкции учителя, разделение учащихся на группы, осознание стоящей перед ними задачи и путей её решения) проходит непосредственно на уроке. Продукт и результат проектной работы также может представляться на уроке. Основная часть работы над проектом проходит вне класса (в школе, дома, в библиотеке, в экскурсионной поездке, экспедиции и т. д.). Второй случай допустим, если в школе есть гуманитарный профиль и возможность предложить старшеклассникам элективный курс по русскому языку, в рамках которого организовать исследовательскую и проектную работу. Элективныекурсы, предусмотренные концепцией профильного обучения, — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, реализуются за счёт школьного компонента учебного плана.

В организации проектной работы учащихся принято выделять следующие этапы:

-          Предварительный этап: вовлечение учащихся в проектную работу; знакомство с целями, структурой нового вида работы;

-          Определение темы конкретного проекта; разделение учащихся на группы;

-          Выявление проблемы и цели проекта;

-          Обсуждение структуры проекта, составление плана работы, определение методов исследования;

-          Работа в группах, координируемая руководителем;

-          Презентация работы;

-          Оценка проекта.

Возможности выбора областей для проектов и исследований старшеклассников по русскому языку не ограничены практически ничем, поскольку образовательные стандарты и программы не регламентируют, какие темы или проблемы следует изучать с помощью новых технологий.

Планируя со старшеклассниками изучение каких-либо проблем по русскому языку в форме проектной или учебно-исследовательской работы, нужно руководствоваться принципами научности, опоры на базовое образование, этичности, коммуникативности, межпредметных связей, практической значимости.

Принцип научности предусматривает изучение языка с разных точек зрения (научных подходов); системности, функциональности, учёта экстралингвистических (внеязыковых) факторов. Функциональный подход (изучение «языка в действии») в исследовательской работе старшеклассников по русскому языку особенно плодотворен. В пользу этого можно привести следующие аргументы: 1) с позиции современной лингвистики — «познать язык вне его функционирования невозможно»; 2) с позиций психологии — во многом лингвистические интересы старшеклассников объясняются стремлением к самопознанию, открытию своего «Я» через язык. Старшеклассникам интересен язык с позиции «пользователей», что и является основой функционального подхода в лингвистике. Но нужно иметь в виду, что изучение какого-либо языкового явления в функциональном аспекте сложнее, объёмнее, чем в системном.

Экстралингвистический подход предполагает изучение языка в связи с внеязыковыми реалиями. Он стимулирует интерес старшеклассников к явлениям языка и поэтому особенно значим на предварительном этапе и на этапе выбора темы исследования. Многие из тем исследовательских работ в социолингвистическом направлении, исследовании коммуникации, в том числе и невербальной, нацелены на исследование экстралингвистических условий языкового общения.

С принципом научности тесно связан принцип опоры на базовое образование. Он означает необходимость учёта знаний, полученных в школьном курсе русского языка при ведении исследовательских и проектных работ. Полученные старшеклассниками в базовом курсе лингвистические знания служат основой для углубления и расширения знаний об отдельных явлениях языка, методах лингвистического анализа в процеcce исследования.

Принцип коммуникативностиобъединяет идею развития связной речи учащихся и изучение речеведческих понятий (связанные с текстом, стилями речи и их языковым средствами, формами речи, ситуациями общения и др.) для сознательного формирования коммуникативных умений навыков. Принцип коммуникативности в исследовательской и проектной работе по русскому языку подразумевает, что одной из важных целей является цель практическая — совершенствовать навыки речевого общения. Очень важно, что и сам путь к этой цели — практическое пользование языком. Основная установка принципа коммуникативности— «учиться общению общаясь».

Принцип межпредметных связейвисследовательской работе

предполагает не только традиционное понимание: связь с дисциплинами филологического цикла (прежде всего литературой при анализе художественного текста, иностранными языками при работе над темами, связанными с этимологией слов, заимствованной лексикой, сопоставлением фразеологизмов). [1; 25]

При выборе направления учебного исследования, например по ономастике, осуществляется связь с географией, историей.

Практическая значимость — неотъемлемая часть проектной работы учащихся, где социальная востребованность продукта является жанрообразующей. Чаще всего эта составляющая определяется ценностью проекта как учебного пособия. Выполненные в рамках классного краткосрочного проекта по русскому языку «Повторение пунктуации» компьютерные презентации на тему «Тире в простом предложении», «Знаки препинания при вводных словах», «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях» полезны не только старшеклассникам при подготовке к итоговой аттестации, но и восьмиклассникам при изучении новых тем.

Выбор метода и проведение исследования соотносятся с основным этапом — сбора и анализа языкового материала. Без него работа не будет представлять ценности как исследование.

Все научные методы исследования, в том числе и лингвистические, могут быть классифицированы по разным принципам: 1) по отношению к формам мышления (теоретические и эмпирические); 2) по соотношению с этапами исследовательской работы; 3) в связи с теорией, на которую они опираются.

Какие лингвистические методы — эмпирические или теоретические—могут быть использованы в исследовательской работе школьников?

Лингвистика является преимущественно эмпирической наукой, основанной на изучении языкового материала. Теоретическое познание также присуще лингвистике как науке, однако из-за различия в целях научного и учебного исследования теоретические лингвистические методы нецелесообразно использовать в исследовательских работах школьников по русскому языку. Отбор и адаптацию лингвистических методов исследования для школьников следует осуществлять из числа эмпирических методов. Главное их достоинство в том, что они обращают старшеклассников к собственному языковому опыту, к наблюдению явлений и фактов языка, развивают речевую и языковую рефлексию.

Сравнительно-исторический метод — первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет установить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, выявить родственные языки, уточнить место языка в языковых группах и семьях. Сравнительно-исторический метод можно также использовать в исследовательской работе школьников в условиях двуязычия, например русско-белорусского, русско-казахского и др. языков.

В отличие от сравнительно-исторического метода, который практически не знаком современным школьникам, многие другие методы лингвистического анализа в адаптированном виде уже давно используются в преподавании русского языка. Так, описательный методлингвистики воплотился в методе объяснения нового материала учителем, в ходе которого он рассказывает о признаках языкового явления и иллюстрирует его примерами. Структурно-семантическийметод получил применение в школьной практике при анализе сложного предложения, семантический анализ — при определении лексического значения слова, фонологический — при обучении орфографии на основе фонемно-морфологического принципа. [2; 32]

Также получил широкое распространение на уроках русского языка метод лингвистического эксперимента.Для исследовательской и проектной работы можно использовать все методы, применяющиеся при изучении русского языка в школе, несколько расширив их посравнению с программой.

Хотя в рамках школьной программы ученики знакомятся со многими методами лингвистического исследования, далеко не во всех они достигают совершенства. Лингвистический анализ художественного текста, элементы которого предлагается использовать в сочинениях старшеклассников, и задание С в ЕГЭ по русскому языку — убедительный тому пример. Лингвистический анализ художественного текста — основа филологического анализа текста. Он нацелен на «выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении» (Н. М. Шанский) в той степени, в какой это нужно для адекватного его понимания.

Экспериментальные методы в лингвистике позволяют изучать факты языка в условиях эксперимента, т. е. в искусственно созданных и управляемых условиях. Этими методами, в отличие, например, от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, изучении вопросов языковой нормы и др. Лингвистический эксперимент — один из самых эффективных научных методов лингвистики, «представляет собой самый сильный вид аргументации» (Ю..Н. Караулов). Он имеет множество разновидностей: наблюдение (в том числе и самонаблюдение, интроспекцию), различные виды анкетирования и интервьюирования, а также ассоциативный эксперимент.

Ассоциативный эксперимент — один из видов лингвистического эксперимента, в ходе которого испытуемым предъявляется (обычно устно) слово-стимул, концепт. На стимул должна последовать словесная ассоциативная реакция, которая фиксируется письменно. По данным ассоциативных экспериментов составляют ассоциативные словари, например «Русский ассоциативный словарь», составленный Ю. Н. Карауловым и др., «Словарь ассоциативных норм» под редакцией А. А. Леонтьева. Словарные статьи включают в себя стимул и все реакции на него, а также усреднённую коллективную реакцию, которую получают с помощью математических методов обработки всех полученных результатов. По словам Ю. Н. Караулова, эта реакция «отражает тотальную языковую компетентность, или знание языка, в обследованной массе индивидуальностей, но одновременно является «собственностью» каждой из этих индивидуальностей, хотя каждая из них формально (в эксперименте) участвует только одной реакцией. [2; 54]

Социолингвистическое анкетирование, интервьюявляются экспериментальными методами, цель которых — собрать языковой материал или сведения об отношении носителей языка к тому или иному языковому явлению. Анкетирование — метод, требующий предварительного составления анкеты, ответы на которую даёт письменно либо сам опрашиваемый, либо исследователь. В отличие от анкетирования, интервью — метод, направленный на фиксацию спонтанного речевого поведения опрашиваемого; он более трудоёмок, так как требует синхронной записи и последующей расшифровки интервью, не может быть проведён одновременно с группой опрашиваемых.

В гуманитарных исследованиях, в том числе и лингвистических, конечным продуктом является текст. В отличие от исследовательской работы, в проекте продукт имеет более «материальные» черты и прикладной характер, он может представлять собой словарь (или его фрагмент), учебное пособие, коллекцию и т. д. Однако, несмотря на это различие, и проекты, и исследования по русскому языку представляются своими создателями заинтересованному сообществу в виде докладов или презентаций. Таким образом, старшеклассники, какую бы они работу ни выполняли, всё равно сталкиваются с необходимостью описать её в тексте определённого жанра. Создание такого текста в стиле, близком научному, — серьёзный вклад в формирование коммуникативной компетенциистаршеклассников.

Текст исследовательской работы, который предоставляется на любой конкурс и конференцию старшеклассников, должен содержать:

1)    титульный лист;

2)    содержание с указанием названий частей и страниц — обязательная часть исследовательской работы;

3)    введение,вкотором должны быть поставлены проблема исследования, его цели и задачи;

4)    краткий обзор научной и научно-популярной литературы — теоретическое основание исследования;

5)    основная, исследовательская часть — описание метода исследования, анализ языкового материала и его результаты;

6)    выводы;

7)    список литературы;

8)    приложения.

Эти разделы — важнейшие композиционные части текста.

Формы представленияисследовательских и проектных работ по русскому языку многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация (слайды или фильм) или компьютерная презентация.

Вместе с созданием текста исследовательской работы подготовка устного доклада, текста презентации и её устного сопровождения значительно расширяет коммуникативную компетенцию старшеклассников. Умение делать устное сообщение по теме исследования и умение создать и представить компьютерную презентацию универсальны и могут быть перенесены с исследовательской работы по русскому языку в любые другие сферы деятельности.

Поскольку главная цель исследовательской и проектной работы — развитие личности в процессе исследования, а особенность исследовательской и проектной работы по русскому языку — развитие языковой личности и лингвистической компетенции старшеклассников, то достижение этих целей и есть главный критерий оценки эффективности проведённой работы.

Однако в реальности оценка продукта и результата исследовательской деятельности остаётся сложной проблемой. Дело в том, что чаще всего экспертам приходится работать с текстом, который ограничивает возможность оценить личностный рост исследователя.

И проектная, и исследовательская работа может быть оценена с различных позиций: 1) какую роль она играет в образовательном процессе учебного учреждения; 2) как она повышает эффективность обучения; 3) как развивает личность учащегося.

Основные критерии оценки исследовательской и проектной работы по русскому языку:

-       наличие авторской позиции: соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы (введение, цели и задачи, методика исследования, выводы), соответствие выводов полученным результатам;

-       литературный обзор и его качество, осведомлённость автора в общей проблематике выбранного направления исследований;

-       самостоятельность в сборе материала и проведении исследования, корректность применяемой методики;

-       культура оформления работы (текст), соответствие представленной работы требованиям конкурса или конференции.

Литература:

1.                 Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9–11 классов: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

2.                 Александрова Г. В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя.- М.: Баласс, 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle