Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 20.06.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Симонова А. С., Хлебникова Е. А. Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 385-386. — URL https://moluch.ru/archive/158/44620/ (дата обращения: 18.10.2019).



Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. Наглядность, как средство формирования лингвистической компетенции, является предметом исследования многих лингвистов, ученых: А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, А. П. Старкова и др.

В последние годы знание иностранного языка, как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область применения наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности.

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается, т. е. речь идет о комплексном воздействии на все анализаторы. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует в настоящее время понимать значительно шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное и точное представление образа или понятия, что способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям и обеспечивает прочность их усвоения.

Применение наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Картинная наглядность используется в целях обогащения словарного запаса учащихся, в целях совершенствования знаний по грамматике.

Графическая наглядность также является неотъемлемым средством в обучении иностранным языкам в младшем школьном возрасте. Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: важно подвести ребенка к открытию того, что рисовать можно не только предметы, но и речь [Выготский 1991: 480]. Графическая наглядность обобщает, консолидирует, систематизирует грамматическое значение учащихся.

На начальном этапе обучения иностранному языку, «наглядность» образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний. Учитывая психолого-педагогическую характеристику младшего школьника, специфику обучения иностранному языку, мы из всего разнообразия видов наглядности не случайно особо выделяем и комбинируем картинную и графическую наглядность, так как в комплексе, на наш взгляд, они обеспечивают все этапы процесса усвоения материала: восприятие —> осмысление —> запоминание —> применение —> обобщение —> систематизация —> рефлексия.

Осознавая сущность, цели и задачи каждого этапа формирования речевого грамматического навыка и функциональные возможности картинно-графической наглядности, мы можем говорить о том, что одни этапы формирования речевого грамматического навыка базируются на картинной наглядности, а другие на графической наглядности.

Особо выделяется роль «правила» при формировании речевых грамматических навыков. Доступнее, понятнее, нагляднее для младшего школьника будет не вербальное правило, а правило-схема, то есть в данном случае мы рассматриваем графическую наглядность как особый дидактический способ предъявления правил, ориентирующий и побуждающий учащихся на овладение действиями с грамматическим материалом. Кроме того, графическая наглядность позволяет вводить правила — обобщения и приводить грамматический материал, осваиваемый квантами, в систему.

На начальном этапе обучения языку следует говорить о лексико-грамматических речевых навыках, о лексико-грамматических образцах и моделях.

Еще Ян Амос Коменский считал, обучая детей, нужно широко использовать наглядность, но показывая детям вещи и их изображения, необходимо учить детей видеть в них то, ради чего они показываются. Поэтому наглядное обучение должно придерживаться строгих правил: раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном; переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее; сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей; всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет; следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.

Литература:

  1. Загребина И. В. Интегративное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника // Иностр. языки в школе. 2008. № 1. [С.32–34]
  2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.
  3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению. М, 1989.
  4. http: // www. eti-deti.ru
Основные термины (генерируются автоматически): графическая наглядность, иностранный язык, грамматический материал, речевой грамматический навык, предмет, начальный этап обучения, младший школьник, картинная наглядность, дидактический принцип наглядности, этап формирования.


Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь интенсивных...

Дидактические принципы при обучении неродному языку

В преломлении к методике обучения иностранным языкам методисты рассматривают следующие дидактические принципы. Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям)...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Используя игровые методы обучения, следует помнить о наглядности.

Роль грамматических навыков...

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

К вопросу о формировании грамматических навыков...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка.

В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации...

«Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?» И педагоги, и психологи уделяли этой проблеме много

Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений.

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь интенсивных...

Дидактические принципы при обучении неродному языку

В преломлении к методике обучения иностранным языкам методисты рассматривают следующие дидактические принципы. Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям)...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Используя игровые методы обучения, следует помнить о наглядности.

Роль грамматических навыков...

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

К вопросу о формировании грамматических навыков...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка.

В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации...

«Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?» И педагоги, и психологи уделяли этой проблеме много

Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений.

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь интенсивных...

Дидактические принципы при обучении неродному языку

В преломлении к методике обучения иностранным языкам методисты рассматривают следующие дидактические принципы. Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям)...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Используя игровые методы обучения, следует помнить о наглядности.

Роль грамматических навыков...

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

К вопросу о формировании грамматических навыков...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка.

В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации...

«Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?» И педагоги, и психологи уделяли этой проблеме много

Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений.

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь интенсивных...

Дидактические принципы при обучении неродному языку

В преломлении к методике обучения иностранным языкам методисты рассматривают следующие дидактические принципы. Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям)...

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Используя игровые методы обучения, следует помнить о наглядности.

Роль грамматических навыков...

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению.

К вопросу о формировании грамматических навыков...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка.

В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков.

Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации...

«Какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению?» И педагоги, и психологи уделяли этой проблеме много

Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений.

Задать вопрос