Библиографическое описание:

Нуртаева Г. Б., Байхожаева А. М. Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования // Молодой ученый. — 2013. — №11.1. — С. 34-36.

Главной особенностью третьего тысячелетия является всеобщее признание приоритетного влияния образования на общественное развитие. Образование в демократическом обществе, к которому стремится человечество, проявляет себя и как ценность общественная, и как ценность государственная, и как ценность личностная. Осознание триединства указанных ценностных блоков с методологической точки зрения позволяет рассматривать их с позиции диалектического закона единства общего, особенного и единичного [1].

Такой подход является на наш взгляд, характерным для современного казахстанского общества, вовлеченного в методологический пересмотр содержания и технологии образования. В настоящее время в стране идет становление национальной модели образования, которая выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность учащегося, её развитие посредством образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. В экспериментальной деятельности на всех уровнях, начиная со школьной структуры. Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологии обучения, позволяющий учителю использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант конструирования педагогического процесса по любой модели, включая авторские [2].

В настоящее время, в условиях реформирования, модернизации образования очень востребован учитель-исследователь, владеющий методологической культурой, умеющий прогнозировать результат, проектировать свою деятельность по достижению этого результата. Приоритетным направлением системы повышения квалификации является повышение профессионального потенциала учителей перехода на 12-летний срок обучения, для успешной интеграции в мировое образовательное пространство [3].

Новая модель системы среднего образования. Ориентированная на результат, должна обеспечить усиление роли учения как ключевого процесса школьной деятельности, предусматривающего перенос акцента с обучающего как пассивного «получателя готовых знаний» на обучающегося – «активного субъекта» познавательного процесса, формирование компетенций обучающихся у учебно-воспитательном процессе средствами учебных предметов [1].

Перед современным обществом стоит задача подготовки и переподготовки учителей, в полной мере реализующих основные идеи на компетентности и личностно-ориентированном подходах. Именно поэтому, в последнее время, большое внимание уделяется повышению квалификации работников образования. Учителя получили возможность системно и направленно повышать профессиональные квалификационные умения, углубить знания и обогатить опыт посредством взаимодействия через курсовые мероприятия [3].

Не менее важно и необходимо осознание учителем внедрения в процесс развития принципов«самости»:самоопределение, самосовершенствование, саморазвитие, самореализация и т.д. Только формирование учителя новой формации может привести к реализации поставленных задач в соответствии с тенденциями развития мирового образовательного пространства. Это означает, что учитель приобретает новый статус не менее значимый ,чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная его цель деятельности заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формирования творческого мышления, развития его потенциала. Именно эти качества определяют содержание деятельности педагога, как менеджера и преподавателя [2].

Требования, условия подготовки к современному педагогу, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности школьника определены в «Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан» и «Концепции педагогического образования Республики Казахстан» [1].

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. И это сопровождается пониманием и осознанием сути новых изменений, смысла нового качества образования и новых образовательных результатов. Для работы в современной школе и в современных условиях учитель должен владеть определенными компетенциями, например, такими как умение конструировать содержание урока с применением технологий, направленных на формирование образовательных результатов по конкретной теме, осваиванием методов личностно-ориентированного, проектного и исследовательского обучения [3].

Поэтому при работе необходимо тщательно рассматривать каждый этап и составлять схему работы над темой, например:

1. Конструировать проблемную ситуацию;

2. Объяснить с использованием исторического, занимательного или поискового материала;

3. Закрепление темы проводить с использованием группового метода обучения или движения по ступеням: освоил одну ступеньку – иди дальше, выше. Последовательное разрешение проблем: понимание, осмысление, умение, применение, реализация и т.д. Это обязательный уровень, кто его освоил пойдет выше к комбинированным заданиям, где требуется творчество каждого. Но каждый пройдет тот путь который ему по силам, поэтому работают все. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные.

4. Учет результатов учебной деятельности необходимо проводить с использованием системы оценок за творческие задания [2].

Особое значение нужно придавать коллективно-групповой синдикативной и межсиндикативной работе и не в коем случае нельзя уединять ребенка со своими проблемами. Таким образом система приобретает процессуальность – активность – значимость – компетентность – результативность [1].

Данная система может обеспечить уверенность каждого участника процесса, заинтересованность и гарантировать успех, если процесс будет сопровождаться исследовательской практикой или проектированием.

На самом деле несложно заметить , если не учит его тому, как вести исследовательский поиск, специально не развивать его умения и способности, то взять ему будет неоткуда [3].

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности ,обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Для развития и формирования компетентной личности, важнейшей является деятельность преобразовательная, которая связана с исследованием изучаемых объектов и явлений реального мира. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика ребенка. Исследовательская деятельность является познавательной, не имеющей границ. Исследовательское поведение рассматривают: как поиск информации, как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью [2].

Слово «проект» происходит оно от латинского слова projectus. Буквальный перевод означает – « выдающийся вперед».Слово имеет несколько весьма несколько близких по смыслу значений:

1) совокупность документов, расчетов, чертежей и т. п,. необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

2) предварительный текст какого –либо документа ;

3) какой-либо замысел или план [1].

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, по смыслу и содержанию виды деятельности [3].

В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь [2].

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Под исследовательскими способностями следует понимать умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты. Делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям и другие. Составляющими исследовательских способностей являются поисковая активность. Уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления [1].

Поисковая активность является первоисточником и главным двигателем исследовательского поведения, что характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Дивергентное мышление характеризуется продуктивностью мышления, способной разработке и обработке идей. Конвергентное мышление связано с умениями решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу [3].

Важным фактором успешной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении является готовность учителя к пониманию эмоционального настроя, психологических особенностей и когнитивных возможностей каждого ребенка. Умение своевременно находить приемы и методы не только побуждения мотивации учащихся к обучению, но и осознания значимости и необходимости формирования знаний, умений и навыков по предметам и особо важным жизненным метапредметным ситуациям [2].

Литература:

1.    Ниязова Г.Б. Сущность исследовательской деятельности // 12-летнее образование. – 2008. - №6. - С. 56.

2.    Аяпова Г.Т. К вопросу формирования творческих способностей учащихся // 12-летнее образование. – 2008. - №7. - С. 62.

3.    Жексенбаева У.Б., Ниязова Г.Б. Технология исследовательского обучения школьников. – Алматы, 2008. – С. 109-110.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического образования, национальной модели образования, познавательной деятельности, педагогического образования педагога, педагогического образования Республики, нового взгляда, нового взгляда педагога, высшего педагогического образования, нового качества образования, исследовательской деятельности, приоритетного влияния образования, самостоятельной познавательной деятельности, конструирования педагогического процесса, содержание деятельности педагога, Похожая статья, Качественное изменение образования, квалификации работников образования, системы среднего образования, формирования нового взгляда, процесса школьной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle