Библиографическое описание:

Нуртаева Г. Б., Байхожаева А. М. Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования // Молодой ученый. — 2013. — №11.1. — С. 34-36.

Главной особенностью третьего тысячелетия является всеобщее признание приоритетного влияния образования на общественное развитие. Образование в демократическом обществе, к которому стремится человечество, проявляет себя и как ценность общественная, и как ценность государственная, и как ценность личностная. Осознание триединства указанных ценностных блоков с методологической точки зрения позволяет рассматривать их с позиции диалектического закона единства общего, особенного и единичного [1].

Такой подход является на наш взгляд, характерным для современного казахстанского общества, вовлеченного в методологический пересмотр содержания и технологии образования. В настоящее время в стране идет становление национальной модели образования, которая выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность учащегося, её развитие посредством образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. В экспериментальной деятельности на всех уровнях, начиная со школьной структуры. Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологии обучения, позволяющий учителю использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант конструирования педагогического процесса по любой модели, включая авторские [2].

В настоящее время, в условиях реформирования, модернизации образования очень востребован учитель-исследователь, владеющий методологической культурой, умеющий прогнозировать результат, проектировать свою деятельность по достижению этого результата. Приоритетным направлением системы повышения квалификации является повышение профессионального потенциала учителей перехода на 12-летний срок обучения, для успешной интеграции в мировое образовательное пространство [3].

Новая модель системы среднего образования. Ориентированная на результат, должна обеспечить усиление роли учения как ключевого процесса школьной деятельности, предусматривающего перенос акцента с обучающего как пассивного «получателя готовых знаний» на обучающегося – «активного субъекта» познавательного процесса, формирование компетенций обучающихся у учебно-воспитательном процессе средствами учебных предметов [1].

Перед современным обществом стоит задача подготовки и переподготовки учителей, в полной мере реализующих основные идеи на компетентности и личностно-ориентированном подходах. Именно поэтому, в последнее время, большое внимание уделяется повышению квалификации работников образования. Учителя получили возможность системно и направленно повышать профессиональные квалификационные умения, углубить знания и обогатить опыт посредством взаимодействия через курсовые мероприятия [3].

Не менее важно и необходимо осознание учителем внедрения в процесс развития принципов«самости»:самоопределение, самосовершенствование, саморазвитие, самореализация и т.д. Только формирование учителя новой формации может привести к реализации поставленных задач в соответствии с тенденциями развития мирового образовательного пространства. Это означает, что учитель приобретает новый статус не менее значимый ,чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная его цель деятельности заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формирования творческого мышления, развития его потенциала. Именно эти качества определяют содержание деятельности педагога, как менеджера и преподавателя [2].

Требования, условия подготовки к современному педагогу, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности школьника определены в «Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан» и «Концепции педагогического образования Республики Казахстан» [1].

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. И это сопровождается пониманием и осознанием сути новых изменений, смысла нового качества образования и новых образовательных результатов. Для работы в современной школе и в современных условиях учитель должен владеть определенными компетенциями, например, такими как умение конструировать содержание урока с применением технологий, направленных на формирование образовательных результатов по конкретной теме, осваиванием методов личностно-ориентированного, проектного и исследовательского обучения [3].

Поэтому при работе необходимо тщательно рассматривать каждый этап и составлять схему работы над темой, например:

1. Конструировать проблемную ситуацию;

2. Объяснить с использованием исторического, занимательного или поискового материала;

3. Закрепление темы проводить с использованием группового метода обучения или движения по ступеням: освоил одну ступеньку – иди дальше, выше. Последовательное разрешение проблем: понимание, осмысление, умение, применение, реализация и т.д. Это обязательный уровень, кто его освоил пойдет выше к комбинированным заданиям, где требуется творчество каждого. Но каждый пройдет тот путь который ему по силам, поэтому работают все. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные.

4. Учет результатов учебной деятельности необходимо проводить с использованием системы оценок за творческие задания [2].

Особое значение нужно придавать коллективно-групповой синдикативной и межсиндикативной работе и не в коем случае нельзя уединять ребенка со своими проблемами. Таким образом система приобретает процессуальность – активность – значимость – компетентность – результативность [1].

Данная система может обеспечить уверенность каждого участника процесса, заинтересованность и гарантировать успех, если процесс будет сопровождаться исследовательской практикой или проектированием.

На самом деле несложно заметить , если не учит его тому, как вести исследовательский поиск, специально не развивать его умения и способности, то взять ему будет неоткуда [3].

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности ,обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Для развития и формирования компетентной личности, важнейшей является деятельность преобразовательная, которая связана с исследованием изучаемых объектов и явлений реального мира. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика ребенка. Исследовательская деятельность является познавательной, не имеющей границ. Исследовательское поведение рассматривают: как поиск информации, как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью [2].

Слово «проект» происходит оно от латинского слова projectus. Буквальный перевод означает – « выдающийся вперед».Слово имеет несколько весьма несколько близких по смыслу значений:

1) совокупность документов, расчетов, чертежей и т. п,. необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

2) предварительный текст какого –либо документа ;

3) какой-либо замысел или план [1].

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, по смыслу и содержанию виды деятельности [3].

В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь [2].

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Под исследовательскими способностями следует понимать умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты. Делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям и другие. Составляющими исследовательских способностей являются поисковая активность. Уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления [1].

Поисковая активность является первоисточником и главным двигателем исследовательского поведения, что характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Дивергентное мышление характеризуется продуктивностью мышления, способной разработке и обработке идей. Конвергентное мышление связано с умениями решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу [3].

Важным фактором успешной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении является готовность учителя к пониманию эмоционального настроя, психологических особенностей и когнитивных возможностей каждого ребенка. Умение своевременно находить приемы и методы не только побуждения мотивации учащихся к обучению, но и осознания значимости и необходимости формирования знаний, умений и навыков по предметам и особо важным жизненным метапредметным ситуациям [2].

Литература:

1.    Ниязова Г.Б. Сущность исследовательской деятельности // 12-летнее образование. – 2008. - №6. - С. 56.

2.    Аяпова Г.Т. К вопросу формирования творческих способностей учащихся // 12-летнее образование. – 2008. - №7. - С. 62.

3.    Жексенбаева У.Б., Ниязова Г.Б. Технология исследовательского обучения школьников. – Алматы, 2008. – С. 109-110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle