Библиографическое описание:

Карашашева Д. Б., Шевчук А. Н. Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 30-34. — URL https://moluch.ru/archive/152/43270/ (дата обращения: 20.04.2018).



Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школьников при использовании различных методов на уроках биологии.

The study of the possibility of developing divergent thinking in biology lessons was conducted within the framework of the «Research in Action» research in Nazarbayev Intellectual School of the city of Pavlodar. The positive dynamics of the development of divergent thinking in schoolchildren is shown when using different methods during the lessons of biology.

Интеллектуальные школы Казахстана являются частью стратегии правительства по реформированию системы среднего образования путём трансляции опыта и, как следствие, миссия Интеллектуальных школ – способствовать повышению интеллектуального потенциала Казахстана. И нам, педагогам НИШ, необходимо создать условия для раскрытия способностей талантливых и одарённых детей. Одно из передовых направлений в Отечественном и зарубежном образовании — развитие творческого мышления у учеников, частью которого является дивергентное мышление.

О дивергентном мышлении впервые заговорил Дж. Гилфорд [1]. Он указал, что дивергентное мышление — это тип мышления, которое идет в различных направлениях. Такой тип мышления предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, либо несколько способом решения, что и является условием возникновения креативных и неординарных идей, а также самовыражения личности.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации. Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления ребенка — это тот аспект, на который практически не обращено внимание педагогов в своей практике [2].

Целью исследования в действии являлось: Развить дивергентное мышления учащихся через применение различных методов на уроках биологии.

Задачи исследования:

  1. Выбор методов, стратегий и технологий для решения вопроса исследования.
  2. Применение выбранных методов и стратегий на уроках биологии.
  3. Диагностирование учеников с помощью анкетирования на выявление наклонностей и пристрастий относительно методов усвоения материала и мониторинг развития учеников данной группы (8 и 9 классы НИШ г. Павлодар).

Начало исследования в действии началось в октябре 2016 г.

С помощью анкетирования, было выявлено, что учащиеся используют конвергентный тип мышления, подразумевающий один правильный ответ, что является для них более привычным. Также анализ анкетирования показал, что учащиеся испытывают затруднения при постановке цели, в отношении проектных умений, им сложно выбирать методы и способы в решении задач, находить множество идей за минимальное время, предлагать оригинальные решения, быстро осуществлять поиск решений. Кроме того, учащимся сложно организовать работу группы, для выполнения проекта.

Более успешно учащиеся могут участвовать в совместной деятельности, выслушивать мнение других, отстаивать и доказывать свое мнение, оценивать, что они извлекли для себя при выполнении проекта.

Использование этих данных, позволило спланировать дальнейшую деятельность по исследованию.

В планировании уроков использовались различные упражнения на развитие дивергентного мышления учащихся, навыков проектной работы.

Чтобы научить учащихся быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, нами использовались следующие методы и упражнения:

  1. Метод проектирования. Один из методов развития дивергентного мышления. Учащиеся в группе готовят собственный проект, используя только ресурсы собственного интеллекта, затем защищают его.
  2. Задания на развитие дивергентного мышления. Напишите список из слов (существительных), которые относятся к теме «Митоз», «Эволюция», «Кровь». Следующим моментом тренировки стало создание списка слов, прилагательных, относящихся к той или иной теме. Далее также создать список из слов, характеризующих действие (глаголы). Выполнять упражнение необходимо за определённый промежуток времени, допустим, за 1 или 3 минуты. Так можно увидеть динамику развития вашего мышления из урока в урок.
  3. Задания на развитие дивергентного мышления. Взять любое слово (к примеру, ГАМЕТА или ЗИГОТА). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измерять время, которое требуется на выполнение задания, так можно отследить беглость мышления.

С помощью этих методов и упражнений на уроках улучшались продуктивность мышления и вырабатывалась способность неординарно подходить к решению задач [3].

Результаты исследования

  1. Разработано календарно-тематическое планирование на 2 и 3 четверти текущего учебного года. Были определены темы, в которых хорошо был бы реализован метод проектов:

Тема № 1: «Увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы: проблемы ипути решения» — реализация целей обучения:

- описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных;

- устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями;

- описывать причины и симптомы болезней кровеносной системы (Ишемическая болезнь сердца, Инфаркт, Инсульт, Артериальная гипертензия, Атеросклероз).

Тема № 2: «Современные условия существования человека существенно изменились по сравнению спрошлым веком. Существует ли угроза полного изменения ОДА человека?»— «Какова модель будущего человека, если он не изменит свой образ жизни?»реализация целей обучения:

- называть последствия гиподинамии;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Тема № 3: «Как создать вдомашних условиях замкнутые экосистемы?»реализация целей обучения:

- исследовать дыхание у растений;

- исследовать особенности выделения у растений.

Тема № 4: «Как можно поставить диагноза по анамнезу заболевания?»реализация целей обучения:

- объяснять основные функции желез;

- описывать заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы.

Тема № 5: «Может ли существовать животное, приспособленное ко всем условиям различных сред обитания» — реализация целей обучения:

- описывать роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных;

- исследовать виды адаптаций у теплокровных животных к различным климатическим условиям.

Таким образом, во 2 и 3 четверти мы запланировали 15 уроков, где реализовывали метод проектов для развития дивергентного мышления.

При применении метода проектов на уроках биологии для развития дивергентного мы получили следующие результаты:

Учащиеся освоили технологию метода проектов на уроках биологии и научились создавать собственные проекты. В своей рефлексии — анкете по окончанию исследования, ученики отмечали, что уже умеют формулировать проблему, ставить цель и задачи, выбирать методы, предлагать множество идей, также умеют предлагать оригинальные решения поставленных вопросов.

2. Учащиеся приобрели новые умения или усовершенствовали уже имеющиеся (на основании анкет)

Рис. 1. Самооценивание развития умений при работе с использованием Метода Проектов

Анализ данных рисунка 1 показывает, что школьники улучшили с помощью метода проектов свои навыки: формулировать проблему (55 %), ставить цели (40 %) и задачи (50 %), выбирать вид конечного продукта (73 %), выбирать форму презентации конечного продукта (48 %), в проделанной работе находить «слабые стороны» (50 %). Менее успешными стало развитие таких умений как выбирать методы и способы решения задач (40 %), планировать работу и организовывать работу групп (по 28 %). В своих анкетах учащиеся выделили наличие проблем именно с организацией групповой работы.

3. У школьников улучшились умения дивергентно мыслить

Рис. 2. Самооценивание развития умений дивергентно мыслить

Учащиеся улучшили свои умения по таким показателям развития дивергентного мышления как беглость (60 %), гибкость (39 %) и оригинальность (43 %).

В рефлексивных листах учащиеся отмечают важность групповой работы и высказывают пожелания продолжать такую работу над проектами в дальнейшем.

Таким образом, больше 80 % школьников отметили улучшения в развитии дивергентного мышления с помощью метода проектов.

Кроме того, многие учащиеся смогли определиться с темой научно-исследовательского проекта, которую им захотелось изучать. Пока эти темы носят более информативный характер. Однако, первые шаги учащимися уже сделаны.

На основании анализа результатов был сделан вывод, о том что вышеуказанные методы и упражнения помогают развивать дивергентное мышление у учащихся, а также применение данных упражнений на уроках биологии дает положительный результат в формировании дивергентного мышления.

В процессе исследования было отмечено то, что учащиеся, привыкшие к конвергентному типу мышления во всем, очень трудно переходят на совершенно новый и нестандартный для них тип мышления. Развитие творческого типа интеллекта у большинства из них вызывает затруднение. Применение упражнений по развитию дивергентного мышления регулярно на уроках биологии частично решает это затруднение. Полностью применять на уроках биологии только методы по развитию дивергентного мышления при изучении материала невозможно, но дальнейшая работа по повышению степени усвоения материала с применением данных методов и упражнений, их комбинированию планируется.

Наша дальнейшая задача не только научить учащихся мыслить дивергентно, но и приучить их к дивергентному мышлению в решении различных вопросов, как на уроках, так и в повседневных ситуациях. Это будет способствовать формированию психологически лабильного и устойчивого типа нервной системы, адаптированной и разносторонне развитой личности.

Литература:

  1. Психология мышления, под редакцией А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.1965. — 534 с.
  2. http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10-proektnye-metody-obucheniya
  3. https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit
Основные термины (генерируются автоматически): дивергентного мышления, уроках биологии, развития дивергентного мышления, тип мышления, развитие дивергентного мышления, развитию дивергентного мышления, реализация целей обучения, мышления учащихся, дивергентного мышления школьников, дивергентное мышление, дивергентного мышления учащихся, дивергентное мышления учащихся, развитие творческого мышления, формировании дивергентного мышления, конвергентный тип мышления, метода проектов, развитии дивергентного мышления, «дивергентность» мышления ребенка, беглость мышления, продуктивность мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос