Библиографическое описание:

Лялина Л. А. Надо ли вернуть духовное воспитание в детские сады? // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 619-623.

«Без памяти нет традиций. Без воспитания нет духовности. Без духовности нет личности. Без личности нет народа. «Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников, как исторической общности», — сказал академик Г. Волков на семинаре педагогических работников.

Сегодня в обществе происходят глубочайшие изменения во всех направлениях: в политике, экономике и народном образовании. Однако общество желает видеть интеллектуально развитую личность, сочетающую в себе: физическое совершенство, духовное богатство, моральную чистоту. Перед нами встал вопрос: как это можно всё осуществить≤ Если мы, взрослые, потеряли и продолжаем терять дальше истинно человеческие понятия о добре, благородстве, внимании к близким людям и любви к Родине.

Словами мы говорим красиво. Мы любим свою Родину, потому что в ней мы родились и выросли. А что подрастающее поколение сделало для нее, чтобы ею гордиться≤ Кого и как мы воспитали≤ Через 18 лет оглянувшись назад, увидишь равнодушного взрослого и безответственного человека. И зададим сами себе вопрос: как это получилось и кто в этом виноват≤ Можно ли исправить≤ Надо ли воспитывать духовно≤ Вот на какие вопросы надо ответить сегодня взрослым. Дети растут, общаются в той атмосфере, которую мы с вами создаем. Если мы не соблюдаем традиций и обычаев своего народа, своей семьи, не знаем своей родословной, теряем годами, накопленные поколениями богатства, то возникает вопрос, где и когда упущено нравственно — духовное воспитание≤ И что делать подрастающему поколению, чтобы не совершать ошибок нашего поколения≤ В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. В обществе не соблюдаются социальные нормы.

Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Многому виною в этом наши средства массовой информации и влияние Запада. Продолжается разрушение института семьи через активное половое просвещение, у детей формируются ложные представления о полноценной семье. Неполная семья в обществе не может дать ребенку духовно — нравственного воспитания. Развал семей, общественных институтов, а также дискредитированные по вине «человеческого фактора» проявления равнодушия и безответственности приводит к проблеме преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей». На сегодняшний день нет передачи культурных ценностей и традиций от поколения к поколению или носит искусственный характер, как на государственном, так и на бытовом уровне.

Пожилые люди оказались в таких условиях, когда нет понимания, милосердия и сопереживания, помощи со стороны младших членов общества, которые должны нести эти традиции дальше. Изменения в стране, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, привели к конфликту и разрыву между поколениями, а такое отношение общества к старикам — показатель его цивилизованности. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. В современном обществе в основном, каждая семья живет отдельно. Сами себя обеспечивают, воспитывают детей. Очень мало или совсем не общаются с родственниками, не говоря о старшем поколении. Бабушки и дедушки помолодели и живут современной жизнью общества. Пока есть силы, пока старшее поколение не является обузой для своих детей, вроде идет все хорошо. Но когда — то наступает зрелая старость и всем им не хватает человеческого внимания близких: встречи за чашкой чая, просмотры семейных фотографий, игры в домино, душевные семейные и народные песни. Молодежь сегодня не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.

Поскольку семейные связи имеют все меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными. Ах, как мы заблуждаемся, ведь через определенное время мы все станем следующим старшим поколением и по заслугам получим такое уважение, милосердие, понимание, какое смогли воспитать в своих детях. Сегодня, как никогда, актуален вопрос воспитания духовно-нравственной личности, уважающей не только старшее поколение, но и просто людей. Все вышеизложенное свидетельствует об изменениях в отечественном образовании и воспитании.

Издавна в отечественной педагогике тесным образом были слиты воедино развитие духовно-нравственной сферы и сознания человека. Была цель: воспитывать человека честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, милосердным, чутким и внимательным. Вот эти качества нам предстоит прививать нашим детям через народный фольклор (сказки и былины, песни и танцы, присказки и потешки, народные игры и традиции).

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она богата своими обычаями, традициями и обрядами, культурой. В наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало слышим народные песни, мало знаем народных примет и прибауток, не знаем о своих поколениях, о жизни наших предков. И как мы русские «Иваны» будем жить без имени и рода дальше≤ Нужно помочь нашему поколению не растерять великое богатство своего народа, чтобы потомки могли сказать: «Это мой дед сделал, а это моя бабушка связала».

И когда надо начинать духовное воспитание≤ Да начинать надо с рождения.Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с самого раннего детства.

Ведь недаром народная пословица гласит: «Все впитывается с молоком матери». Порою эти красивые слова мы знаем и произносим, но не осуществляем. Давайте спросим себя, как я, мама, бабушка и другие члены семьи передают от поколения к поколению первые представления о семье, о Родине, любви и послушании, добре и зле, осуждении и прощении, милосердии и чуткости, совести и благодарности. Почему это можно перебросить на детский сад, школу или улицу, а не принять на себя≤ Причины и оправдания всегда найдутся. Можно сказать правительство не занимается этими вопросами, родители заняты, им не хватает времени, так и уходит время для воспитания своих детей. А ведь именно дошкольное детство является важным этапом в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, где они живут.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом — источник чистый и вечный. В чем бы ни показывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно — это идет от души, а душа русская не только широкая, но и добрая.

Наверное, это очень хорошо, что Правительство Российской Федерации стало поднимать вопросы укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере и поставило задачу: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания. «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29)», — сказано в Конвенции о правах ребенка. Для того чтобы разобраться в вопросах духовного воспитания и развития детей дошкольного возврата, надо четко себе представлять, что такое духовное воспитание и развитие вообще≤

Значение «духовность» в словаре русского языка С. И. Ожегова — «это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Несомненно, Духовность — это Связь Души и Тела, это соединение Высшего божественного Я, с Низшим личностным Я.

Н. А. Бердяев писал: «Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».

Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). Все остальное зависит от нас, взрослых, как мы будем это внедрять в жизнь.

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Очень высокое определение дают ученые духовному развитию и надо ли его переносить на воспитание детей маленького возраста. Надо, но надо и четко понять, что мы имеем под словом духовно-нравственное воспитание для ребенка.

Духовно–нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье дают отпечаток на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.Воспитание духовно-нравственной личности зависит от воспитания взрослых, в частности, и от духовного воспитания людей, которые занимаются воспитанием детей. Какие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию стоят для педагогов детских садов:

-          Воспитание чувства патриотизма, осознание ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относится к ее символике (флагу, гербу, гимну);

-          Воспитание положительного отношения к окружающим – терпимость (толерантность) к детям и взрослым;

-          Уважение к чувствам, мнениям, желаниям других;

-          Отношение к близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности.

Духовно-нравственное чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе и т. д.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств — работа сложная, требующая от нас, педагогов, большой убежденности и вдохновения. Она должна проходить систематически и планомерно, пронизывать весь педагогический процесс. Свою работу мы строим от простого к сложному, от важного к второстепенному. Все начинается с проблемы, чтобы ее определить используем в работе анкетирование и беседы среди взрослых (родители и педагоги).

Анкета для взрослых на тему «Растим патриотов с детства»

В беседе и анкетирование приняли участие 80 человек.

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания≤

а) актуальна — 70 %

б) уже не актуальна — 5 %

В) ваш вариант — сомнения 5 %

2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»≤

а) это семейные традиции — праздники, обряды и т. д. -30 %

б) это культурное наследие — памятники, музеи и т. д.– 50 %

в) ваш вариант — 0 %

3. Надо ли отдельно вводить в детские сады духовное воспитание≤

а) да — 35 %

в) нет -45 %

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей≤

а) государство — 40 %

б) родители —15 %

в) образовательные учреждения — 25 %

5. С какого возраста следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами≤

а) с 1 года — 0 %

б) с 3 лет — 30 %

в) с 5 лет — 40 %

г) старше — 10 %

6. Знаете ли Вы свой род, сколько поколений (2– 3-х поколений.)

а) да 2–3 поколения — 50 %

б) нет или 1 поколение -30 %

7. Как в вашей семье проявляется принадлежность к народной культуре

а) совместные праздники и встреча разных поколений — 30 %

б) народные песни и игры.-10 %

в) знакомство с историей своего края.-20 %

г) ваш вариант — читать, фильмы -20 %

8.Надо ли приобщать детей к русским народным традициям≤

а) да — 50 %

б) нет — 15 %

в) иное — 5 %

9. Посещаете ли Вы храмы≤

а) да — 70 %

б) нет — 10 %

10. Как часто≤

а) постоянно — 20 %

б) в дни праздников — 40 %

в) иное — 20 %

Для себя сделали следующие выводы. Взрослые понимают, что воспитывать детей надо на народных традициях, приобщать к искусству, знакомить со своей родословной, но не все еще могут это четко представлять. А кто, как не семья, обязана дать малышу азы воспитания. Наша задача — помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

С этой целью для родителей разработали буклеты, рекомендации, методические книжки и брошюрки, в которых предлагали примерные вопросы о нравственно- патриотическом воспитании и готовые ответы на них при беседе с ребенком.

На брошюрках рекомендован список литературы и видеофильмов о своей стране, быте людей, о музеях, рекомендации о посещении музеев «Царицыно», «Коломенское».

Буклеты «Нравственный ребенок. Каков он≤»

Специалистами составлена «Азбука вежливости и добрых слов»

Для детей 2 лет подобран материал о народом фольклоре (песенки и пестушки). Оформлены проспекты и альбомы малых форм устного народного творчества, как для детей, так и для родителей.

Понятие значения «пестушки» — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Ехал мальчик маленький

На лошадке каренькой

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам

По ухабам, по ухабам,

Прямо в ямку — бух. (5.c7)

Раньше бабушка или мама, или старшая сестра, лаская младенца, припевали:

А ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

***

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Какие красивые и добрые слова слышит малыш с колыбели. С этого начинается нравственно-патриотическое и духовное воспитание малыша в семье. Разнообразны народные игры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходит косвенное знакомство детей с различной деятельностью:

«Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське — указке — воды носить,

Мишке — соседке — печи топить,

Гришке — сиротке — кашу варить,

Крошке — Тимошке — песни петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать» (4, с.24).

А, мы педагоги, являемся продолжателями этого воспитания. В детском саду создаем для этого условия, подбираем программы, которые помогут малышу ориентироваться в этом большом мире предметов и происходящих событий. В каждой группе есть волшебный сундучок, в котором лежат русские костюмы, кокошники, украшения, сшитые и сделанные с любовью и теплом руками родителей.

Работает «Музей Русского быта», который занимает отдельное помещение на территории детского сада. В музее собрано более 300 экспонатов — кухонная утварь, чугуны, ухваты, рубельки, праники, маслобойка, прялки, рушники. Собрана коллекция кукол разных времен, с которыми дети могут играть, укачивать спать и петь песенки.

В коллекции есть игрушки и игры-забавы, сделанные руками человека. Малыши могут не только играть, но забавляться.

В музее проходят занятия и игры, экскурсии, где знакомят детей с жизнью нашего народа при помощи предметов. Стараемся рассказать жизнь русского народа через народные и хороводные игры. Задача взрослых — направить игры в нужное русло, которое способствовало бы восстановлению добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, взаимной выручки и ответственности. В течение 5 лет в детском саду работала экспериментальная площадка. По внедрению народных игр в практику современных детей. Народные игры, помогают развивать у детей качества, необходимые для будущей их трудовой деятельности (ловкость, соответствующие возрасту сила, выносливость), а также нравственные и психологические качества (смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность и т. д.) и дает знания о труде, быте, отношениях детей в далекие времена.

Например, такая игра как «свадьба» (посиделки, сватовство, баня, девичник) сопровождалась пением, которую можно услышать на свадьбе. Но традиции игры не мешали ребенку в полной мере проявить фантазию. Игре присуще, прежде всего, творчество, питаемое интересом, азартом, опытом, точными правилами, а из игры дети тот час выходят, как только она становится неинтересной.

Игры, связанные с подготовкой к будущей деятельности, всегда поощряли и направляли взрослые, лучшей похвалой сыну или дочке были ласковые слова: «Хороший помощник растет!»

Игра «Никанориха» учит подчиняться правилам игры, уступать друг другу, договариваться. По считалочке выбирается Козлик и Никанориха. Дети стоят парами, взявшись за руки, свободно. Козлик быстро идет между детьми, а Никанориха — за ним идёт и машет рукой с прутиком.

Дети поют:

— Никанориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел — то улыбается.

Правила игры.Дети после припева разбегаются и козлик с ними вместе, а Никанориха стоит, его ругает. После того, как музыка кончилась, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары, говорят: «Раз, два, три — козлик ты!» Оставшийся ребенок становится козликом, игра продолжается. (5.c36)

Современные народные игры передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету народа, в толще которого он живет и развивается. Именно поэтому так высок наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную, прежде всего, каждому ребенку индивидуально.

В играх более полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И еще очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели — стихийно.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. Предметы народно — прикладного искусства помогают познакомить детей с трудом людей, с новыми ремеслами, с росписью и рассказать об обозначении элементов на тарелке, ложке, чашке, кувшине.

Мини-библиотеки, в которых хранятся сказки, былины народов мира, фильмы и мультфильмы, рассказывают о жизни наших воинов, защитниках, патриотов (Илье Муромце).

В режим дня традиционно — один раз в неделю чтение сказок под названием «Сказка приходит к детям». Ведь именно сказки несут в себе воспитательные и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Совместно с родителями создаем проекты о жизни русского народа: «Русский костюм», «Головные уборы, «Какие разные ключи», «В какие игрушки играли наши бабушки», «Русская матрешка» и другие.

Открыты детско-родительские клубы: «Вместе с мамой и бабушкой споем песенку и поиграем». Важно, чтобы педагоги и все взрослые, кто занимается этим благим делом, были заинтересованы, знали материал и умело доносили до детей, используя в своей работе разные технологии и формы (развлечения, досуги, праздники, вечера, конкурсы, игры — забавы, фестивали).

Такие праздники, как «Капустинские посиделки», «Вот так чудо — самовар», «Хлеб- всему голова», знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица», «Красная горка» дети знакомятся с праздничной культурой русского народа, как люди умели работать и отдыхать.

Ввести ребенка в мир социокультурной среды, способствовать возникновению ценностного отношения к наследию родной страны, формировать основы гражданственности и патриотизма, невозможно без приобщения к традициям русского народа, его обрядам, праздникам. Поэтому в нашем детском саду ежегодно отмечаются такие праздники как Рождество, День Святой Пасхи, Яблочный спас, Медовый и Ореховый спас, Троица, Вербное воскресенье. В конце зимы, мы проводим фольклорное развлечение «В гостях у Масленицы». Это событие пользуется большой популярностью, как у детей, так и у взрослых. Дети с удовольствием наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы, играют на трещотках, свистульках, деревянных ложках и т. д. Интерес к истории праздника способствовал созданию мини-музея в группах «Русские народные инструменты», «О чем могут рассказать колокола», проектов «Ложка», «Валенки», «Куклы из бабушкиного сундука» и другие. Весело проходят недели зимних и летних каникул. Совместно со специалистами (музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре) дети играют в игры — забавы, игры — соревнования, молодецкие игры с привлечением родителей. Работа продолжается и сегодня.

Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию духовно-нравственного воспитания сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно», — говорил академик Д. С. Лихачев и обращался к людям: «Люби людей — и ближних, и дальних». Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к другим народам и странам, считал Дмитрий Сергеевич, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека. «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое» [1, с. 9].

Литература:

1.      Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000.г

2.      В. Н. Вишневская «Программа духовно — патриотического воспитания детей 5–7 лет». М- Аркти,2004г

3.      Л.А Лялина. «Народные игры в детском саду» М, ТЦ Сфера,2008г

4.      Лихачев Д. С. Земля родная: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1983.

5.      Л. А. Лялина, И. А. Качанова «Традиционные игры в деском саду»,-М.:ТЦ Сфера, 2011г

.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle