Автор: Свалова Елена Викторовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 22.04.2016

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Свалова Е. В. Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 223-226.



Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.

Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. Усилить эти качества можем при поддержки родной семьи, сохранением и приумножением семейных традиций.

Традиции семьи складываются из духовной культуры, семейной жизни, сознательно передаются от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа — это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по своему отразившийся в загадках, пословицах, поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Сказка — кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. На народных сказках, прибаутках, колыбельных, потешках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. Сохранение этого наследия — благородная задача, выпавшая на долю родителей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещё во младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др.) можно говорить о том, что формирование представлений о народных, семейных традициях охватывает широкий круг задач:

 формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, родной природе, культурному наследию своего народа;

 воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей — сверстникам, их родителям и окружающим людям;

 воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, традициям и обычаям.

Очень важна и актуальна задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения — актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья сможет обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет воспитанникам начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

 корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны;

 семья — ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания — развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Попробуем сформулировать, что же такое семейные ценности. Это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что не правильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только ему.

Чтобы донести до ребенка красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознавать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение.

Оптимальным для духовно — нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально — игровых праздников: «Кузьминки», «Город мастеров» «Русская ярмарка», «Масленица», «Новый год», «Защитники Отечества», «Наши мамы», «Именины березки» (Троица). При проведении праздников, устраиваются выставки, с помощью которых дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно — прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов (кружок «Волшебная глина»), в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и красивые вещи. Также знакомим с народными костюмами, это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления элементов костюма с духовными традициями. В течении года дети знакомятся с различными народными костюмами, классифицируем их по принадлежности: праздничный для женщин, мужчин, девушек. Дети украшают декором женский и мужской наряд: сарафан, платье, кокошник, косоворотку в рисунках, аппликациях.

В непосредственной образовательной деятельности «Конструирование» дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Также педагоги дают знания: об архитектуре древнего и современного города (села), о сельском рубленом доме, тереме расписном, деревянной резьбе, культовых сооружениях (церквях, соборах), их внешнем виде и украшениях и др.

Мы всегда в своей работе обращаемся к игре: как к дидактической, тек и народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно — нравственного воспитания дошкольников. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»; хакасская народная игра «Волк в отаре» и т. д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение потешек, без которых не обходится ни один режимный момент: «Водичка, водичка» — при умывании, «Ваня, Ваня простота» — при одевании, «Потягушки, порастушки» — при просыпании и т. д.

Цикл дидактических игр по родному поселку помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (памятники поселка), «Так бывает или нет?», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Знакомлю с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Хочу закончить словами из народной мудрости: «Засушив корни, погубишь росток. Не сумеет ребенок стать деревом».

Литература:

  1. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. — Минск, 1983.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Творческий центр Сфера, 2006.
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование В ДОУ: от теории к практике. М.: Творческий центр Сфера, 2010.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова М.: Мозаика-Синтез. 2008.
  5. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилёв, 2000.
  6. Беляковская Н. Н., Засорина Л. И., Макарова Н. Ш. Учим ребёнка говорить: здоровьесозидающие технологии. — М.: «Творческий Центр», 2009.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: «Педагогика — Пресс», 1999.
  8. Куликовская И. Э., Чумичёва Р. М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. — М.: «Педагогическое общество России», 2004.
  9. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. — М.: «Амрита-Русь», 2008 г.
  10. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Издательство политической литературы, 1982.
  11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков: «Фолио», 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): национальных культурных традиций, Творческий центр Сфера, народной мудрости, нравственного воспитания, народными костюмами, родному дому, детском саду, родной земле, семейные традиции, приумножением семейных традиций, нравственного воспитания дошкольников, сохранение национальных традиций, кладезь народной мудрости, Народные игры, духовность народных традиций, актуальна задача воспитания, национальная память народа, чувство сопричастности ребенка, народные игры, различными народными костюмами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос