Библиографическое описание:

Клименко О. А. Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент» // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 611-613.

В последнее десятилетие стремительно развивается направление информатизации, связанное с автоматизацией рабочих мест не только непосредственно на производственном участке, но и в деятельности, связанной с обработкой информации и управлении. Для осуществления замены механического труда и поддержки принятия решений в настоящее время разработано большое количество программных продуктов. Непосредственно для осуществления управленческой деятельности традиционно выделяют: 1) технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; 2) технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров; 3) технологии табличных документов на основе использования табличных процессоров; 4) технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования; 5) технологии систем управления базами данных; 6) технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта; 7) гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

Начиная с конца прошлого века, средства информатизации составляют весомую долю мирового рынка и в значительной степени определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств. [1]

С расширением и дифференциацией мирового рынка средств информатизации (вычислительной, периферийной, специальной и коммуникационной техники), программных, информационных и сервисных средств существенно увеличивается число вариантов возможных решений в области формирования технологической среды информационных систем. Здесь, с точки зрения эффективного управления информационными процессами, наиболее важны не непосредственно проектные работы по созданию информационной системы или ее модулей, а решения, которые принимает менеджер (представитель заказчика) в порядке выработки технического задания, исполнителем которого, как правило, является специализированное предприятие.

По-прежнему встречаются организации, в которых внедрение средств информатизации осуществляется стихийно, под воздействием ряда факторов, не имеющих ничего общего с объективной оценкой информационных потоков предприятия. Такой подход является следствием некомпетентного управления информационными процессами организации и, как правило, незначительно улучшает работу структур, подвергшихся модернизации.

Становится очевидной необходимость обеспечения эффективного управления средствами информатизации.

К числу основных задач стратегии развития информационного общества в России относятся [1]:

-          формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

-          повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

-          совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

-          развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

-          повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

-          развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

-          сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

-          противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Таким образом, информатизация неизбежно затрагивает все сферы человеческой деятельности, все сферы общества и от того, насколько рационально будут использоваться имеющиеся ресурсы и технологии, зависит успешность реализации указанной стратегии и достижения главной ее цели — повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для того, чтобы информатизация не стала вырожденной и не представляла собой несистемное нагромождение техники и программного обеспечения, необходимо сразу детально прорабатывать концепцию информационной системы предприятия, тщательно продумывать план внедрения и четко следить за его реализацией. Очевидно, что это серьезная работа, которую должен осуществлять специалист, владеющий информацией как о современных технических средствах, программном обеспечении, так и ориентирующийся в основах управления предприятием. Таким специалистом для организации является информационный менеджер, в круг обязанностей которого входит выявление особенностей области обработки информации, ее организационной структуры, осуществление краткосрочного и долгосрочное планирование информационных систем; эффективное использование кадрового потенциала, финансовый менеджмент в области информационных технологий.

При подготовке специалистов в данной области важно обратить внимание на некоторые немаловажные аспекты.

1.                  Информационный менеджер должен хорошо представлять себе деятельность организации, в которой проводится внедрение или расширение и модернизация информационной системы. Анализ информационных потоков предприятия, его структуры, выявление сильных и слабых сторон обработки информации, анализ ресурсов являются важными составляющими деятельности информационного менеджера и от того, насколько специалист владеет методами и приемами информационного моделирования, зависит успех всей его деятельности. Наиболее информативны и, как следствие, полезны с методической точки зрения для формирования знаний и умений в области информационного моделирования для IT-специалистов информационные модели, подготовленные по методологии IDEF0 (для расширенной модели IDEF3, DFD). Для того, чтобы модель была адекватна предметной области, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации. В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной — функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации. Моделируемая система рассматривается как произвольное подмножество Вселенной, составитель самостоятельно определяет, будет ли некий объект компонентом системы, или его следует рассматривать как внешнее воздействие, при этом, результат подготовки модели зависит от точки зрения на систему. Взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необходимые для проведения работы). Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы. В качестве одного из заданий в рамках лабораторного практикума по дисциплине «Информационный менеджмент» рекомендуется составление технической карты организации (цели, задачи бизнеса компании, цели автоматизации, существующие и перспективные способы автоматизации, анализ требований к информационной системе и возможных ограничений) и информационной модели с точки зрения «информационный менеджер», позволяющей наглядно изобразить все факторы, влияющие на процесс внедрения и модернизации информационной системы.

2.                  Помимо анализа, важным направлением деятельности информационного менеджера является планирование, управление капиталовложениями в сфере информатизации, формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ. Для формирования умений в области планирования наиболее предпочтительны задания по подготовке проектов внедрения информационной системы, учитывающих все возможные издержки. Подготовка такого проекта осуществляется на основе составленной информационной модели — это позволяет сформировать цельную картину деятельности специалиста (в отличие от разрозненных заданий на отработку тех или иных навыков). В ходе подготовки проекта необходимо описать его структуру, установить параметры работ и проекта в целом, провести ресурсное планирование, выполнить стоимостный анализ проекта и проанализировать возможные риски при реализации проекта. Для разработки оперативного плана внедрения информационной системы предприятия можно использовать программный продукт Microsoft Project, предназначенный для управления проектами, и являющийся наиболее популярным инструментом для решения соответствующих задач. Применение Microsoft Project для осуществления планирования помогает оценить реальность воплощения в жизнь рассматриваемого проекта, уточнить конкретные работы, которые необходимо выполнить для достижения целей проекта, виды ресурсов, необходимые для реализации проекта, стоимость проекта и наиболее выгодное распределение во времени финансовых затрат на реализацию проекта.

Таким образом, учитывая специфику деятельности информационного менеджера, для подготовки специалистов в этой области наиболее целесообразно использовать проектный метод обучения. Такой подход позволяет не только закрепить уже полученные в процессе изучения других дисциплин знания и умения, но и погрузиться в будущую сферу деятельности.

Литература:

1.                           Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. // Российская газета. — 2008 г. — 16 февр.

2.                           Костров А. В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие для вузов /А. В. Костров. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 335 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle