Библиографическое описание:

Дятлов М. Н., Долгов К. О., Тодорев А. Н. Основные факторы, снижающие работоспособность водителя перед рейсом // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 99-103.

Профессиональными участниками дорожного движения являются миллионы людей, каждый из которых обладает определенными психофизиологическими характеристиками, состоянием здоровья, личностными качествами, знаниями, навыками, опытом, интересом к водительской деятельности и уровнем мотивации. Кроме того, на дорогах встречается огромное количество непрофессиональных водителей и водителей-новичков, чьи личностные и профессиональные качества не всегда позволяют обеспечивать безопасный режим движения. Многие дорожно-транспортные происшествия (ДТП) происходят из-за неопытности, недобросовестности, невнимательности, а порой и по излишней самоуверенности водителей в своих профессиональных качествах.

Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:

-        несоблюдение правил дорожного движения водителями, пешеходами и пассажирами;

-        неправильный выбор водителями режимов движения;

-        снижение психофизиологических функций участников дорожного движения;

-        неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

-        неправильное размещение и крепление груза;

-        неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

-        неудовлетворительная организация дорожного движения [1, с.15].

В каждой профессии можно выделить наиболее важные профессиональные качества. Так, для водителей автомобилей основными профессионально важными психофизиологическими функциями являются зрение, внимание, личностные качества, эмоциональная устойчивость и скорость реакции.

Физические, психологические и физиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа его деятельности (рис. 1).

Водитель должен постоянно воспринимать большой объем информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии и параметрах дороги, о состоянии окружающей среды и наличии средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Водитель в процессе восприятия огромного потока информации должен не только обнаружить ее, но и переработать, провести анализ, принять соответствующее решение и на основании принятого решения произвести действия. Весь процесс от восприятия до совершения действия требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, если учесть быстроту изменения дорожно-транспортной ситуации. В этом случае водитель может совершить неправильные действия [1, с.20].

Рис. 1. Структурная схема системы «водитель-автомобиль-дорога-среда движения» [2].

Одной из причин неправильных действий является отклонение психического состояния водителя от нормы во время движения. Сильные положительные или отрицательные эмоции могут резко изменять психофизиологические качества водителя, что, в конечном итоге, может привести к ДТП. Причины возникновения отрицательных эмоций можно свести к трем факторам: взаимоотношение с семьей, коллегами по работе, другими участниками движения. Если причиной эмоционального напряжения стала ссора в семье или с коллегами по работе, то снизить пагубное влияние отрицательных эмоций можно за счет переключения в деятельности или отсрочки выезда в рейс. В дорожных условиях борьба с последствиями отрицательных эмоций значительно усложняется, так как прогнозировать их возникновение практически невозможно и не всегда можно прервать рейс или хотя бы прекратить движение на сколько-нибудь продолжительное время.

Эмоции, как правило, повышают качество деятельности человека, однако сильное эмоциональное напряжение ведет к снижению производственных показателей, а сверхсильное может привести даже к прекращению производственной деятельности вообще.

Очень сильные положительные эмоции также не способствуют повышению надежности на дороге. При сверхсильных положительных эмоциях может наблюдаться очень серьезное нарушение в нервной регуляции сердечной деятельности, снижается уровень концентрации внимания водителя, растет время реакции, снижается адекватность оценки дорожной обстановки.

Для того чтобы снизить возможность попадания в аварийную ситуацию при сильных эмоциях, необходимо снизить скорость автомобиля, постараться мобилизовать внимание, а в отдельных случаях вообще остановить автомобиль, выйти из него и переключиться на другой вид деятельности [3, с.85].

Существует оптимум как физической, так и информационной нагрузки. Как однообразие, так слишком большое количество информации или физических движений ведет к быстрому развитию утомления.

Проблема снижения утомления или его предотвращение является одной из важнейших. При определенных условиях хроническое утомление или даже одиночное, но очень сильное может явиться причиной возникновения заболевания или даже гибели человека.

Утомление — временное снижение работоспособности, вызванное длительной или интенсивной работой [3, с.108]. Величину утомления нельзя измерять только объемом выполненной работы, так как на нее оказывают влияние производственный фактор, мастерство вождения, опыт, состояние здоровья, индивидуальные психофизиологические особенности водителя, режимы труда и отдыха. Каждый из этих факторов может оказать решающее влияние на величину и время возникновения утомления.

Существует три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. У водителя они чаще всего возникают одновременно, так он сочетает физический труд с умственной деятельностью и большим эмоциональным напряжением.

Физические нагрузки на водителя с учетом постоянного совершенствования конструкций автомобилей постоянно снижаются. И все же резервы снижения утомляемости за счет созданий удобств и облегчения управления автомобилем, особенно грузовым или автобусом, все еще велики. Физически быстрее устает водитель при движении по бездорожью, заснеженным, скользким и горным дорогам, при продолжительном вождении, особенно в сложной дорожной обстановке. На улучшение физической подготовки водителей положительное воздействие оказывают занятия физическими упражнениями или подвижными видами спорта.

Умственное утомление быстрее наступает при длительном движении с высокой скоростью или в интенсивных транспортных потоках. Снизить этот вид утомления можно с помощью соблюдения определенного режима труда, правильного распределения времени работы и отдыха в течение смены.

Эмоциональное утомление вызывается отрицательными чувствами во время конфликтных или аварийных ситуаций, при движении в сложной дорожной обстановке, при нарушении Правил другими участниками движения. Большая роль в снижении воздействия отрицательных эмоций принадлежит самому водителю. Часть раздражающих сигналов он может попросту не воспринимать или, по крайней мере, не обращать на них излишнего внимания. Надо воспитывать в себе волю, умение подавлять вспышки раздражительности и гнева [4, с.102].

Проведенные в ФРГ исследования показали, если водитель работал в течение всей ночи, то его способность к безопасному управлению автомобилем резко снижается. Утомление, вызванное работой и бессонной ночью, по своему эффекту воздействия на организм водителя соответствует содержанию в крови алкоголя: от 0,6 до 0,8 промилле. Аналогичные изменения функционального уровня водителя могут наблюдаться и при болезни. Об этом необходимо помнить и стараться избегать управления автомобилем в этих состояниях [3, с.115].

Исследования показали, что преобладающими заболеваниями среди водителей являются: радикулит, грипп, респираторные острые заболевания, острые желудочно-кишечные заболевания, ангины, фурункулез.

Среди водителей грузовых автомобилей зарегистрировано сравнительно большое число случаев заболеваний сердца [5, с.149].

В начальной стадии простудные заболевания и грипп проявляются в легком недомогании, головной боли и быстрой утомляемости. В этот период, у водителя наблюдается снижение психофизиологических качеств, связанных с управлением транспортным средством.

Водитель часто не информирует об ухудшении своего самочувствия, так как-либо  умышленно скрывает его, либо недооценивает последствий своего недомогания, считая себя вполне работоспособным. Это же следует отнести и к физическим недостаткам водителя (недостаткам зрения, слуха и др.). Наибольшую опасность представляют водители, имеющие недостатки зрения.

Снижение работоспособности водителя может наступить в результате приема некоторых лекарственных средств перед рейсом или во время работы. Прием лекарств вечером перед сном может негативно повлиять на работоспособность водителя на следующий день.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих работоспособность водителя, является предшествующий отдых. При неполноценном отдыхе возможны случаи, когда работоспособность водителя в течение всей рабочей смены не достигнет оптимального уровня. Очень сильно влияет на работоспособность само желание работать, т. е. уровень мотивации к деятельности.

Суточные колебания работоспособности связаны с установившимся ритмом жизни. Людей с этих позиций обычно подразделяют на две группы — «жаворонки» и «совы». Первая категория людей без труда может вставать с наступлением светлой части суток и, обычно, тяжело переносит работу ночью. Группа «сов» эффективно работает в темное время суток [3, с.116].

Изменение графика работы по времени суток приводит к колебаниям работоспособности, связанной с установившимся ритмом жизни. Перед рейсом у водителей, работающих по новому суточному графику, может наблюдаться пониженная работоспособность и возрастать время врабатываемости.

Одной из причин аварийности на дорогах является управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

К сожалению, опасен не только пьяный водитель за рулем. Отрицательное влияние алкоголя на функциональное состояние человека прослеживается в течение нескольких суток. Исследования на 30 здоровых добровольцах в возрасте 20–26 лет, проведенных советским ученым В. П. Латенковым (1985), показали, что употребление алкоголя, соответствующего средней степени опьянения, отрицательно сказывается на состоянии человека спустя 51 ч. после его приема. При более значительных дозах алкоголя его последствия в отдельных случаях наблюдаются до 10–15 дней [3, с.173].

Содержание алкоголя в крови и степень опьянения (по П. И. Новикову) представлены в табл. 1 [5, с.145].

Таблица 1

Содержание алкоголя в крови и степень опьянения (по П. И. Новикову)

Содержание алкоголя в крови, ‰

Степень опьянения

Менее 0,1

В пределах физиологической нормы (вследствие процессов брожения в организме).

0,1–0,2

Функциональные изменения отсутствуют. Человек практически трезв.

0,3–0,4

Небольшие функциональные изменения. Вождение автомобиля недопустимо.

0,5–0,9

Слабое опьянение. Выраженные функциональные сдвиги.

1–1,9

Опьянение средней степени — значительная эмоциональная неустойчивость, неясная речь, шатающаяся походка, нарушение психики, ориентировки, иногда резкая сонливость.

2–2,9

Сильное опьянение — резкое снижение болевой чувствительности. Признаки отравления алкоголем.

3–5

Острое отравление алкоголем — опасное для жизни состояние.

Негативное влияние алкоголя может значительно усиливаться приемом медикаментов.

Для водителя правильно организованное питание имеет существенное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде может меняться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.) [5, с.133].

Нередко причиной ошибок водителей является отвлечение их внимания от управления автомобилем при прикуривании или по другим причинам, связанным с курением. Специальными исследованиями установлено, что при выкуривании одной сигареты суживается поле зрения, нарушается цветоощущение и восприятие красного и зеленого цветов, снижается зрительное восприятие приборной информации на 20 %, уменьшается скорость двигательных реакций на 25 %, снижается слух в диапазоне разговорной речи. Курение оказывает отрицательное влияние и на протекание психических процессов [6, с.126].

Существенные изменения психофизиологических качеств водителя могут происходить под действием климатических факторов внешней среды (температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, солнечной радиации и т. д.).

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что функциональное состояние водителя перед рейсом зависит от большого количества факторов, под воздействием которых может значительно изменяться его работоспособность (рис. 2).

Рис. 2 Основные факторы, снижающие работоспособность водителя перед рейсом

Важным методом предупреждения ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием водителей, является организация в автотранспортных предприятиях медицинского контроля.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение.

Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.

Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Приглашая на осмотр индивидуально каждого водителя, медицинский работник должен обратить внимание на: как обследуемый заходит в кабинет, на его походку, внешний вид и поведение. Осмотр начинается с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность [7].

Ориентировочными объективными данными для отстранения водителя от рейса служат: увеличение частоты пульса более чем на 20 ударов в минуту по сравнению с постоянной частотой для обследуемого водителя, нарушение ритма пульса, изменение величины артериального кровяного давления более чем на 20 мм. рт. ст. по отношению к «норме» данного водителя, повышение температуры тела, положительные пробы на алкоголь. Водителей, отстраненных от работы по состоянию здоровья, направляют в поликлинику [5, с.153].

При изучении факторов, оказывающих влияние на психофизиологическое состояние водителя и соответственно на безопасность и безошибочность его работы, особое внимание следует обращать на те, которые приводят к явному снижению функциональных возможностей, но возможно не ощущаются и не осознаются человеком. В подобных случаях частота пульса и величина кровяного давления водителя могут находиться в допустимых пределах (некоторые психические состояния, начальные стадии простуды и гриппа, влияние биологических режимов Космоса, атмосферных явлений и т. д.).

В ряде автотранспортных предприятий в предрейсовых осмотрах водителей используют, дополнительно, оборудование для диагностики основных психофизиологических функций [8]. Как правило, в автотранспортных предприятиях, в которых проводят предрейсовый контроль с использованием аппаратуры для исследования психофизиологических функций, значительно снижается число ДТП по вине водителей, и выявляются на ранних стадиях отдельные заболевания.

Литература:

1.      Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1991, 183 с.; ил.

2.      Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта [Текст] / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, А. Н. Тодорев // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 134–138.

3.      Варламов В. А. Что надо знать водителю о себе. — М.: Транспорт, 1990. — 192 с.: ил.

4.      Резервы безопасности дорожного движения/Г. Т. Прохоцкий, В. М. Студенцов, В. Я. Бибиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Полымя, 1989. — 176 с., [4] л. ил.: ил.

5.      Игнатов Н. А. Человек за рулем. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1976. 184 с. с ил.

6.      Мишурин В. М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения. — М.: Транспорт, 1990. — 167 с.: ил.

7.      Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов. Москва 2008 г.

8.      Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle