Автор: Морковкина Елена А.

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Морковкина Е. А. Исследование профессионально-важных качеств водителей транспортных средств // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 143-151.

Развитие психологии профессиональной деятельности обусловлено социально-экономическими потребностями общества в знаниях психических особенностей человека в различных сферах его профессиональной активности, стремлением к гуманизации труда, научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека в управлении людьми и техникой, особенно в экстремальных условиях [2].  Формирование  научной области знаний и общественной практики в отечественной психологии труда и инженерной психологии принадлежит Б.Ф. Ломову. Своими фундаментальными работами по психологии трудовой деятельности Б.Ф. Ломов создал концепцию системного подхода к анализу операторской деятельности и оптимизации процесса взаимодействия человека и машины [9]. Системный подход определяет общеметодическую природу изучения законов (закономерностей) образования, строения, функционирования, развития целого, единого, чем и является профессиональная деятельность [2].

По мнению В.А. Бодрова, психология профессиональной деятельности расширила свои связи с другими отраслями психологии и науками о человеке и заложила принципы субъективного подхода к изучению человека во всех его проявлениях (организм, индивид, личность, профессионал) и взаимосвязях с компонентами структуры деятельности. Исследования  развивают методологию и теорию профессиональной деятельности, обосновывают принципы и методы формирования профессиональной пригодности, совершенствуют способы психологического обеспечения работоспособности человека, разрабатывают вопросы инженерно-психологического проектирования систем «человек-машина» и т.д. [4].

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек – Техника», являющейся самой большой по количеству профессий и специальностей.  Сюда относятся профессии, включающие в процессе трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом. В технической деятельности различают три стороны  [14]:

  • техническое понимание – как умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;
  • техническую исполнительскую деятельность, которая требующую умение обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
  • конструктивно-техническую деятельность – как улучшение существующих и сознание новых технических конструкций и изделий.

Общим для всех профессий системы «Человек – Техника» является непосредственное или опосредованное оперирование объектами в пространстве. Для выполнения такой деятельности рабочим и специалистам квалифицированного труда необходимо иметь пространственно-образное представление, развитый глазомер и  хорошую оперативную память, определенную устойчивость к монотонии, физическую выносливость, хорошую переключаемость внимания [1].

Кроме того, деятельность водителей транспортных средств осуществляется в особых и экстремальных условиях. Между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, который имеет самостоятельное психологическое содержание, значительно  отличается от других и эти условия названы особыми.  В таких условиях  деятельность субъекта сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов.  Экстремальные условия, имеют место постоянно действующих экстремальных факторов [7]. Как показывают исследования, экстремальные факторы связаны со спецификой профессиональной деятельности и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности субъекта. Наиболее распространенными  экстремальными факторами в деятельности водителя транспортных средств являются:

·         механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т.п.;

·         сильные акустические воздействия;

·         ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время её наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание такой высокой функциональной готовности требует от субъектов труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими  психоэнергетическими затратами.

·         ситуация риска, которая обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответственного решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку;

·         специфика деятельности – стресс, психическая напряженность, монотонность [10].

Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность не только для водителя транспортного средства, но и для других субъектов труда, работающих в подобных  условиях деятельности.

В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних характеристик психологических особенностей субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в обеспечении успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности – мотивационно-потребностные, познавательные, психомоторные, эмоционально-волевые и другие [3].  Согласно А.К. Марковой профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [11]. 

Целью  нашего исследования стало выявление условий, влияющих  на профессионально-важные качества водителей транспортных средств.

         Гипотеза исследования: на становление профессионально важных качеств  может оказывать влияние продолжительный стаж работы и личностные характеристики водителей транспортных средств.    

Предметом исследования являются профессионально-важные качества водителей транспортных средств.

Объектом исследования водители транспортных средств с различным стажем трудовой деятельности.

 Задачи исследования:

1) дать психологический анализ профессионально-важных качеств водителей транспортных средств;

2) соотнести  профессионально-важных качества водителей транспортных средств со стажем работы.

Основная проблема исследования состоит в определении роли профессионально-важных качеств водителей транспортных средств как индикатора системных взаимосвязей между человеком, профессией и обществом и как регулятора преобразования социальных функций в профессиональной деятельности.

Нами исследовались личностные различия между тремя группами водителей транспортных средств, имеющих разный профессиональный стаж.   Всех респондентов мы разделили на следующие группы:

·         I группа – со стажем работы менее 5 лет;

·         II группа – со стажем работы от 5 до 10 лет;

·         III группа – со стажем работы более 10 лет.

Методики использовались в бланковом варианте, каждому водителю выдавались методики и бланки регистрации ответов. Обследованию были подвергнуты водители маршрутных такси в количестве 46 человек, в возрасте от 22 до 58 лет.

. Для решения поставленной  задачи участники исследования отвечали на вопросы диагностического опросника «Человек - Техника» (ЧТ), «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности», затем методика «Уровень притязаний» (УП).

 Диагностический опросник «Человек - Техника» (ЧТ) (Ф.Д. Горбов), предназначенный для определения состояния здоровья, усидчивости, внимания, чувства самосохранения, реакции, выдержки, умения сосредоточиться при наличии внешних раздражителей, первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте,  позволяющего выявить интерес к технике и физическому развитию. Для определения профессионально важных качеств водителей транспортных средств,  осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях,  важно учитывать профессиональную пригодность.

Профессиональная пригодность – есть совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии  специальных знаний, умений, навыков) общественно приемлемой эффективности труда [12].  По мнению А.К. Марковой, формирование пригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, его мотивацией к профессиональной деятельности и профессиональной подготовленностью [11]. Профпригодность – это гибкое, динамическое образование, складывающееся и шлифующееся в ходе самой профессиональной деятельности [5]. Профпригодность является не простым соответствием некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а есть результат длительного процесса, в ходе которого психологические качества субъекта, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений. Абсолютная профпригодность требуется в усложненных  условиях деятельности водителя транспортных средств. Например, при  неожиданном возникновении опасных ситуаций важна быстрота принятия решения.

Диагностика социальных ценностей личности (С.С. Бубнова), способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики [11]. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения. С.Л. Рубинштейн говорил, что ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [13].

Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний (УП) (В. Гербачевского), предназначена для выявления уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности [1]. Уровень притязаний личности как  стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Профессиональные притязания – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности. Это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты [11]. Уровень притязаний определяет зону субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности, то, за что он берется, как он в состоянии оценить свои успехи или неудачи. Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.

С этой точки зрения принципиальным является то, что качество деятельности зависит от уровня развития выделенных  профессиональных качеств.  Значение профессионально важных качеств водителя транспортных средств  растет, поскольку сам по себе технический прогресс и совершенствование условий дорожного движения без учета человеческого фактора еще не обеспечивает безопасности на дорогах.  Эта цель может быть достигнута путем непосредственного изучения человека в различных проявлениях его личности и профессиональной деятельности.

Полученные эмпирические данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 7.0, в результате чего была определена достоверность различий. Для окончательных выводов использовались  результаты  на   уровне  значимости 

р ≤ 0,1; р ≤ 0,05; р ≤ 0,01. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Крускала-Уоллиса.

В результате применения критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, нами было установлено, что распределение переменных диагностического опросника «Человек-Техника» значимо отличается от нормального, поэтому при сравнении профессионально-важных качеств водителей с разным стажем работы мы использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса (табл. 1).

Таблица 1.

Переменные

Значение критерия

Н

Уровень значимости

P

 

Быстрота принятия решения (ЧТ 4)

5,435

0, 066

Наличие чувства самосохранения (ЧТ 8)

6,158

0,046

 

Сравнение психологических характеристик водителей транспортных средств показало, что выявлены достоверные различия по шкале ЧТ 8 – наличие чувства самосохранения и тенденция к достоверным различиям для переменной ЧТ 4 – быстрота принятия решения (реакция).

Под быстротой принятия решения или реакцией понимается любой ответ организма  на изменение во внешней или внутренней среде:  от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса [13]. В обстоятельствах, возникающих в особых и экстремальных условиях деятельности водителя транспортного средства,  значение имеет исполнение или принятие мгновенного решения. Как считает К.М. Гуревич, для быстроты реакции в водительской деятельности необходимы определенные природные данные, то есть  абсолютная профессиональная пригодность [6]. 

Известно, что управление транспортным средством предъявляет повышенное требование к характеристикам внимания водителя транспортного средства. Постоянная нагрузка на внимание связана с необходимостью восприятия огромного количества сигнальных и движущихся объектов. Следовательно, существенной необходимостью профессиональной деятельности водителя является требование к продолжительной произвольной концентрации внимания при одновременной способности к его экстренным переключениям. Таким образом, скорость переключения внимания является профессионально-значимой психологической характеристикой водителя транспортного средства, данная функция должна оцениваться при определении профессиональной пригодности.

Результаты проведенного теста показали, что  две группы водителей транспортных средств, со стажем работы от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет, чаще попадают в ситуации, требующие быстрого принятия решение, чем водители транспортных средств со стажем работы от 10 лет и более (рис. 1). Эти результаты дают нам основание считать, что группы водителей транспортных средств со стажем работы до 10 лет, из-за малого опыта и навыка работы, чувствуют себя неувереннее на трассе, в отличие от опытных и проверенных водителей транспортных средств со стажем работы более 10 лет.

Рис. 1. Сравнительный анализ быстроты принятия решения (реакций) водителей с разным стажем работы.

Самосохранение – это целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации, способностей и даже таланта. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и того образа личности в профессии, которые человек осознанно  или неосознанно принимает для себя [11]. Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить собственную индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в разной степени и в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.

Эмоциональное состояние имеет большое значение в деятельности водителя транспортного средства и во многих случаях определяет правильность и точность его действий. У субъекта труда, помимо переживаний, свойственных каждому человеку, могут возникать эмоции, связанные с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций при управлении транспортным средством могут быть и  опасные ситуации на дорогах, движение в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, плохие метеорологические условия (гололедица, снег, метель, дождь), необходимость резкого торможения и внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной ситуации.

Основным фактором, вызывающим у водителя транспортного средства эмоциональное напряжение, является необходимость в постоянной оценке непрерывно меняющейся дорожной обстановки  и в принятии решений в условиях недостатка времени. Степень эмоциональной напряженности водителя транспортного средства в процессе его деятельности также постоянно меняется в зависимости от характера дорожных ситуаций и условий движения [8]. Важным для него является способность безошибочно и быстро действовать в состоянии эмоционального напряжения, вызванного экстремальной ситуацией на дороге.

Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителей транспортного средства недостаточно изучения отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человеческую личность, т.е. направленность, уровень притязания, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер и т.д.

Рис 2. Связь стажа работы  водителей транспортных средств с чувством самосохранения.

Чувство самосохранения (рис.2) в меньшей степени развито у группы водителей транспортных средств со стажем работы до 5 лет. Так, значение медианы М = 3. У группы, имеющий стаж работы от 5 до 10 лет М = 4. Более высокие показатели  у группы водителей стаж, которых достиг более 10 лет М =  5.

Данные этого теста позволяют нам утверждать, что малоопытные водители допускают больше ошибок в принятии решений во время управления транспортным средством, вследствие меньшей развитости чувства самосохранения, чем у водителей с продолжительным стажем. Чем продолжительнее стаж работы водителя транспортного средства, тем лучше развито его чувство самосохранения, а значит, допускается меньше ошибочных действий  во время управления транспортным средством.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности позволила нам выявить особенности ценностных ориентаций водителей. В результате применения критерия Крускала-Уоллиса обнаружены достоверные различия (Н= 10,453; р=0,0054) по шкале «финансовые ценности». Из рис. 4 видно, что финансовые ценности являются наиболее важными для водителей со стажем работы от 5 до 10 лет, так как значение медианы М равно 200. Социальные ценности (рис.3) имеют тенденцию понижаться со стажем работы (р=0,0828).

Рис. 3. Связь стажа работы водителей транспортных средств с ценностными ориентациями.

Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний включает в себя 15 компонентов, представляющих собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. В результате применения однофакторного дисперсионного анализа, установлена тенденция к достоверным различиям по 3 компонентам (табл. 2.)

Таблица 2.

Переменные

Значение критерия

F

Уровень значимости

P

 

Уровень притязаний 2 (познавательный мотив)

2, 861

0, 0682

Уровень притязаний 8 (сложность задания)

2,448

0, 0984

Уровень притязаний 15 (инициативность)

2,987

0,061

 

·                    УП 2  - познавательный мотив, который относится к ядру мотивационной структуры личности  и характеризует субъекта, проявляющего интерес к результатам своей деятельности (рис. 4).  В нашем исследовании водители транспортных средств со стажем от 0 до 5 лет проявляют самый высокий интерес  – 18,4; со стажем более  10 лет немного ниже – 17,6; от 5 до 10 лет самый низкий  - 15,9.

·                    УП 8 – уровень сложности задания относится к группе компонентов, связанных с достижением достаточно сложных целей, относящихся к положению дел в настоящий момент: водители транспортных средств, имеющие стаж работы более 10 лет имеют самый высокий показатель – 8,2; меньше показатели у водителей транспортных средств со стажем от 5 до 10 лет – 6,2 и  со стажем от  0 до 5 лет  – 6,1. 

·                    УП 15 –выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед ним задач. Водители транспортных средств, имеющие стаж от 0 до 5 лет имеют самый высокий показатель – 17,2; со стажем от 5 – 10 лет – 16,8; у водителей транспортных средств, стаж которых составляет более 10 лет – 14,7.

Рис 4. Связь стажа работы  водителей транспортных средств с уровнем притязания.

Методика по определению уровня притязаний позволила определить, что стаж профессиональной деятельности  водителей транспортных средств влияет на стремление и высокий интерес к познанию профессии. 

С приобретением опыта, накоплением стажа профессиональной деятельности, повышением уровня профессионализма  у водителя транспортного средства развиваются профессионально важные качества. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается  профессиональное мышление, формируется  личностная характеристика с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом. По статистике, приведенной выше, группа водителей  со стажем работы от  10 лет и более допускает меньше ситуаций, требующих быстрого принятия решения. Финансовые и социальные ценности, которые являются важными  в профессиональной деятельности  у водителей  со стажем работы от  10 лет и более, понижаются, что связано с проявлением наибольшего интереса к решению сложных профессиональных задач.

Список используемой литературы:

  1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб, Питер, 2007.
  2. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности // Психол. журн., 2007. Т. 28. № 3 С. 23-28.
  3. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., Изд-во «Институт психологии  РАН», 1998.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: справочное руководство /  Под ред. В.Н. Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999.
  5. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии //  История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983. 
  6. Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974.
  7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., МААА, 1998.
  8. Игнатов Н.А. Человек за рулем. 2-е изд. перераб. и доп. М., Транспорт, 1976.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
  10. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., Наука, 1985.
  11.  Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.  СПб., 2004.
  13. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
  14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Результаты являются статистически незначимыми, если р > 0,1. В статье приводятся результаты, которые значимы на уровне тенденции (0,05<р≤0,1) и статистически значимые (р≤0,05), на основании использованной литературы Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб., 2008 (с. 43)

Основные термины (генерируются автоматически): транспортных средств, водителей транспортных средств, водителей транспортных средств, профессиональной деятельности, профессиональной деятельности, стажем работы, стажем работы, водителя транспортного средства, водителя транспортного средства, деятельности водителя, деятельности водителя, качеств водителей транспортных, водители транспортных средств, водителя транспортных средств, водители транспортных средств, водителя транспортных средств, важных качеств, важных качеств, качества водителей транспортных, группы водителей транспортных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос