Библиографическое описание:

Шепелев А. В. Повседневная деятельность местного гарнизона пожарной охраны: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 869-871.

Повседневная деятельность местного гарнизона пожарной охраны является одной из важнейших составляющих деятельности по обеспечению пожарной безопасности и направлена на поддержание сил и средств гарнизона, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, к выполнению задач по предназначению. Как свидетельствует практика, она существовала всегда. Но только в последние годы она начала выделяться в особую основную форму существования сил МЧС, и в частности — пожарной охраны. В трактовке МЧС режим повседневной деятельности определяется как функционирование системы (гарнизона пожарной охраны) при нормальной оперативной и производственно-промышленной обстановке, при отсутствии долгосрочных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, крупными авариями, катастрофами и пр. Таким образом, в обиходе и литературе появился термин «режим повседневной деятельности (ПД)», что в свою очередь безусловно предполагает и управление силами гарнизона в условиях режима повседневной деятельности (УПД).

При этом существует некий парадокс, выражающийся в следующем. Наука управления гласит, а практика подтверждает, что основой управления является решение руководителя. Стало быть, для того, чтобы осуществлять управление силами гарнизона в режиме повседневной деятельности начальник гарнизона должен принять решение на осуществление этой деятельности. Однако, как показывает практика и анализ руководящих документов, руководители формирований сил обеспечения пожарной безопасности, в т. ч. и начальники гарнизонов, принимают какие угодно решения и разрабатывают какие угодно планы, кроме основополагающих — решения на повседневную деятельность и плана повседневной деятельности гарнизона.

Кроме прочего следует отметить то, что период повседневной деятельности местного гарнизона пожарной охраны, охватываемый планом профессиональной подготовки (активный период) составляет 10 месяцев, а повседневная деятельность осуществляется круглый год (12 месяцев). Таким образом, целых 2 месяца деятельности сил гарнизона выпадает из общего планирования, что также не способствует общему повышению эффективности деятельности сил обеспечения пожарной безопасности.

С точки зрения функциональности повседневную деятельность гарнизона (ПДГ) можно определить как совокупность взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих поддержание необходимой степени готовности, жизни и быта сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, на уровне современных требований. Этот комплекс, по существу являясь содержанием ПДГ, объединяет в себе деятельность по поддержанию готовности к действиям по предназначению, профессиональную подготовку, гарнизонную службу, материально-техническое обеспечение, финансово-хозяйственную деятельность, воспитательную и культурно-массовую работу, спортивно-массовую работу, социально-правовое обеспечение, здравоохранение и охрану труда, работу с местным населением. Кроме того, по решению начальника гарнизона могут быть определены и другие необходимые направления работы.

Как видим, помимо того, что силы и средства гарнизона являются разнородными, что требует немалых и квалифицированных усилий для достижения их согласованных действий, все приведенные мероприятия также носят разноплановый характер. Тем не менее, полную ответственность за согласование их в интересах достижения главной цели — поддержание сил гарнизона в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению, несет начальник местного гарнизона. И именно в обеспечении согласованного выполнения всех мероприятий ПДГ и заключается его главная управленческая обязанность и задача. Поэтому в дальнейшем ПДГ будет рассматриваться как реализация совокупности взаимосвязанных мероприятий, выстроенных в определенной последовательности, т. е. как процесс.

При этом, опираясь на многолетний опыт ПДГ, следует констатировать, что ее стержневую основу составляют профессиональная подготовка сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и поддержание их в необходимой степени готовности к действиям по предназначению. Все остальные мероприятия лишь обеспечивают их выполнение. И поэтому в настоящее время основу планирования повседневной деятельности гарнизона составляют планы профессиональной подготовки и гарнизонных мероприятий, а также расписание выездов подразделений пожарной охраны. Эти документы составляют основу планирования повседневной деятельности гарнизона. Качество отработки этих документов напрямую определяют степень готовности сил гарнизона к действиям по обеспечению пожарной безопасности и их разработку целесообразно, на мой взгляд, осуществлять на основе единого решения на осуществление повседневной деятельности сил гарнизона, принимаемого начальником гарнизона. Т. е., деятельность по обеспечению пожарной безопасности в режиме повседневной деятельности предполагает согласованное выполнение всех мероприятий, составляющих ее содержание, связанных единым решением и под единым руководством начальника гарнизона.

Все остальные планы по службам и приложения являются обеспечивающими.

Вместе с тем, опять же из практики, видно, что по отдельности мероприятия повседневной деятельности планируются и выполняются. Часто это происходит с запозданием, нередко вступая в пространственно- временные, организационные и экономические противоречия с мероприятиями других планов.

Целью управленческой деятельности начальника местного гарнизона пожарной охраны является обеспечение пожарной безопасности на территории гарнизона. Для достижения цели начальник гарнизона и его орган управления организуют выполнение большого комплекса мероприятий, каждое из которых относительно конечного результата действий является промежуточным или этапным. Такие мероприятия в теории управления называются задачами управления, а применительно к деятельности пожарной охраны по обеспечению пожарной безопасности в границах гарнизона — задачами повседневной деятельности. В наиболее общем случае они могут быть сформулированы следующим образом:

-          обеспечение способности сил и средств гарнизона, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, в установленные сроки перейти к функционированию в различных режимах функционирования РСЧС, вводимых решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах территории местного гарнизона пожарной охраны, или непосредственно приступить к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами;

-          обучение и воспитание личного состава сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами;

-          эксплуатация и обеспечение готовности пожарной техники, вооружения и других технических средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

-          поддержание правопорядка, служебной дисциплины и обеспечение охраны труда;

-          обеспечение личного состава сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, всеми видами довольствия, а подразделений — необходимыми материальными средствами.

Организация повседневной деятельности и выполнение изложенных задач органами управления местного гарнизона пожарной охраны обеспечиваются комплексом документов

1.         Уставы, наставления, указания, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки и пожаротушения.

2.         Приказы, объявляющие решения глав администраций «Об утверждении расписания выезда подразделений гарнизона».

3.         План гарнизонных мероприятий.

4.         План боевой подготовки.

5.         Журнал учета выездов подразделений гарнизона пожарной охраны.

6.         Строевая записка.

7.         Инструкции взаимодействия между ГПС и службами жизнеобеспечения (со спец. службами города, района), а также подразделениями органов внутренних дел и пожарной охраны министерств и ведомств;

8.         План-задание оперативному дежурному по гарнизону на период боевого дежурства;

9.                  Перечень позывных радиостанций гарнизона;

10.              Планы и карточки тушения пожаров на предприятия и населенные пункты.

11.              Должностные инструкции и функциональные обязанности должностных лиц гарнизона.

12.              План-карта города (района) с дислокацией подразделений пожарной охраны всех видов и нанесенными границами районов выезда ПЧ, водоисточниками, выделенными особо важными и режимными предприятиями.

13.              Документы по ГО.

14.              Справочник улиц, переулков и площадей.

15.              Справочник и планшет водоисточников населенного пункта (района, предприятия).

16.              Справочник телефонов АИС населенного пункта, соответствующего отдела внутренних дел, подразделений гарнизона, номера телефонов служб обеспечения, руководящего состава пожарной охраны.

17.              Перечень адресов подразделений гарнизона, местожительства должностных лиц органа управления и руководителей подразделений пожарной охраны всех видов.

18.              Книга телефонограмм.

19.              Техническая и специальная литература и их опись.

Как уже отмечалось ранее, основные планирующие документы, регламентирующие деятельность местного гарнизона пожарной охраны — планы гарнизонных мероприятий и профессиональной подготовки, а также расписание выездов подразделений пожарной охраны, целесообразно разрабатывать на основе решения начальника гарнизона на осуществление повседневной деятельности. Являясь основой управления, решение руководителя объединяет в единое целое цель действий, необходимые для ее достижения силы и средства, мероприятия по обеспечению действий и организации системы управления. Качество решения задач повседневной деятельности напрямую обусловлено умением руководителя методически правильно построить работу по ее организации.

Литература:

1.                  Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.

2.                  Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты».

3.                  Федеральный закон от 28 октября 2008 года № 230 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий».

4.                  Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5.                  Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС. Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. –М.: Издательская фирма «КРУК», 2002, 360с.

6.                  Указ Президента РФ от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle