Библиографическое описание:

Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 534-536.

В статье обсуждаются некоторые стратегически важные аспекты магистерской подготовки, в частности — подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».

Ключевые слова:превентология, магистратура, девиантное поведение, модульное обучение, проектирование образовательных программ, компетенции, компетентности.

Strategy for Masters Training of Preventology (Prevention of Social Deviations)

P. V. Stankevich, L. P. Makarova, M. S. Matusevich

Some of the strategically important aspects of masters training (in particular — Masters program “Prevention of social deviations”) are discussed in this article.

Kеуwords: preventology, magistracy, behavior deviations, variative education, modular training, designing of education programs, competences.

На современном этапе развития педагогического образования Федеральные Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) рассматриваются как основной документ, определяющий уровневую систему подготовки бакалавров и магистров, так как он определяет не только настоящее, но и будущее развитие образования в целом и, в частности, в предметной области безопасности жизнедеятельности.

Результаты анализа специальной педагогической и методической литературы свидетельствуют о том, что ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» существенно изменяет структурную и содержательную составляющую высшего профессионального педагогического образования (базовый и вариативный компоненты содержания стандарта), расширяет возможности вариативного обучения бакалавров и магистров по ряду аспектов [1].

Наряду с вариативностью, индивидуальный образовательный маршрут и модульное обучение становятся важными ориентирами организации обучения студентов. Подготовка специалиста образования осуществляется на новой научно-методической и технической базе.

Общий контекст изменений в образовании характеризуется: широким использованием интерактивных образовательных технологий и других инноваций [2], которые рассматриваются не только как механизм реагирования системы на внешние изменения; как фактор, стимулирующий развитие системы образования; и как средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта; но и как конечный результат деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или технологического процесса, используемого на практике. Другие аспекты изменений касаются организации самостоятельной работы, способов оценки достижений студентов, а также разработки современного учебно-методического комплекса [3].

Принятие ФГОС ВПО третьего поколения отражает социокультурные изменения, проецируя их на систему высшего образования: предлагает стратегии развития высшего образования в соответствии с требованиями времени.

Следует отметить две основные тенденции этих изменений. С одной стороны, они приобретают трансграничный характер — имеются в виду не только географические границы, но и размывание границы между миром труда и миром образования, университетом и будущим местом работы выпускника. С другой стороны, университетское образование понимается как ступень в системе непрерывного образования человека, которое само становится дробным, уровневым (ступенчатым).

Логика построения ФГОС ВПО третьего поколения «задает» требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели педагогического образования как ожидаемые результаты, сформулируемые на языке компетентностей. Вместо требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (ООП), устанавливаются требования к их структуре. Перечень формируемых компетентностей согласовывается с теми требованиями, которые предъявляют к выпускнику ВУЗа работодатели.

Согласованность ФГОС ВПО и требований работодателей наиболее явно демонстрируют квалификационные требования, которые часто называют профессиональными стандартами, так как последние включают квалификационные требования к профессиям по квалификационным уровням и компетенциям с учетом качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Разрабатываемые в настоящее время проекты профессиональных стандартов согласуются с современными международными документами, прежде всего Европейской квалификационной рамкой, которая определяет 8 уровней квалификации работника, соответствующих, в свою очередь, результатам полученного образования определенного уровня. В структуру квалификационных требований (профессионального стандарта) входят две группы основных компетенций: собственно профессиональные (когнитивная — знания и технологическая — умения), а также личностно-профессиональные (социальная, коммуникативная и информационная) [3].

Следует подчеркнуть, что ориентация профессиональных стандартов и ФГОС ВПО третьего поколения на формируемые компетентности студентов существенно меняет построение всего вузовского образовательного процесса и характер учебно-методического обеспечения этого процесса [4,5].

На кафедре медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена проведена значительная работа по формированию учебных программ в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Наряду с основными образовательными программами, предназначенными для будущих специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности и для студентов других факультетов, разработаны две специализированные магистерские программы: «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» и «Здоровьеформирующие технологии». В настоящее время первая из них уже реализуется.

Целесообразность разработки и внедрения в педагогический процесс ВУЗов подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» обусловлена наблюдающимся в последние годы значительным ростом потребления наркотиков во всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба [6,7,8].

Целью программы является содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений (путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде).

В основу содержания основной образовательной программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» положены современные концепции профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании.

Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии.

Все дисциплины программы, входящие в вариативную частьпрофессионального цикла, были включены в нее с учетом не только факторов риска развития социальных отклонений, но и факторов защиты (в частности, личностного ресурса, фактора среды, фактора деятельности), и выстроены в строгой логической последовательности. То, что перечисленные факторы рассматриваются и как ресурсы, отвечает валеологическому подходу [9] к превентологии. Это принципиально отличает данный подход от других, которые в профилактике опираются лишь на факторы риска.

Программа предусматривает изучение в аспекте профилактики социальных отклонений широкого круга вопросов, отражающих современное состояние проблемы предупреждения девиантного поведения детей, подростков и молодежи. В центре внимания оказываются организация и методика профилактической работы в образовательных учреждениях. Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно: «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья», «Единые механизмы формирования зависимостей у человека», «Факторы риска развития социальных отклонений», «Организация работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде», «Формирование профессиональной компетентности превентолога», «Социально-педагогический тренинг как метод профилактики зависимости человека».

В рамках содержания вариативного компонента ООП(учебных дисциплин и курсов по выбору) магистрантам предлагается целый спектр психолого-педагогических интерактивных методик, отражающих современное состояние тренинговой работы, а также организации профилактических мер в образовательном учреждении. В их число вошли следующие учебные дисциплины и курсы по выбору: «Тренинг достижения позитивных жизненных целей», «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья», «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости», «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога», «Здоровый образ жизни как модель поведения», «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний».

Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных в содержание ООП магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии.

В образовательном процессе магистерской подготовки используются технологии модульного обучения, проектные технологии, технологии организации самостоятельной работы, исследовательские технологии.

Магистры, владеющие знаниями, умениями и навыками в области основ профилактики социальных отклонений (превентологии), востребованы на рынке труда, как в учреждениях социального обслуживания, так и в образовательных учреждениях (школе, профессиональном лицее, колледже, вузе) в качестве учителя, социального педагога, преподавателя и др.

Магистр образования в области превентологии владеет следующими профессиональными компетенциями в области: педагогической деятельности:

-          способен применять современные методики и технологии организации и проведения профилактической работы в области предупреждения социальных отклонений на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; научно-исследовательской деятельности,

-          способен анализировать результаты научных исследований в сфере превентологии и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских профилактических задач; методической деятельности,

-          готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов работы в области первичной профилактики наркозависимости в образовательных учреждений различных типов.

Таким образом, в современных условиях развития общества подготовка специалистов в области превентологии на уровне магистратуры становится одной из приоритетных задач системы педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, а также фундаментом, позволяющим выпускнику вуза быть подготовленным для профилактической работы в образовательных учреждениях различного типа и продолжить свое образование по программам послевузовского образования.

Литература:

1.         Соломин В. П., Станкевич П. В. Становление уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): Материалы Х111-й научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2009. — С.5–14.

2.         Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург, 2011. № 4. — С. 16–17.

3.         Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения: Методическое пособие/О. В. Акулова, А. Е. Бахмутский, Р. У. Богданова, О. Б. Даутова, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына; Под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С.4–12.

4.         Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в сфере естественнонаучного образования// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С 28–35.

5.         Станкевич П. В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования// Наука и школа. 2008. № 2. С. 5–7.

6.         Ананьев В. А, Малыхина Я. В., Васильев М. А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография. — СПб: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. — 171 с.

7.         Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург, 2007 № 6. — С. 47–48.

8.         Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

9.         Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М., 2000.

10.     Основы валеологии: учебное пособие/ под редакцией В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 205 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle