Библиографическое описание:

Айрих И. В. Особенности организации и управления субъектов рыночного хозяйства // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 136-139.

В работе рассматриваются производственные отношения с позиции управления, функциональные особенности организации субъектов рыночного хозяйства. Проведен анализ причинно-следственных связей в историческом процессе социально-экономического развития государственного управления. Выявлены характерные черты инструментария субъектов хозяйственных отношений и дифференциированность в рамках народнохозяйственного комплекса.

Ключевые слова: рыночные отношения, народнохозяйственный комплекс, деньги, парадигмальная концепция, государственное управление, субъекты рыночного хозяйства.

Рынок — исторически сложившаяся форма обращения товаров и услуг, развивающаяся в соответствии с социальными и технико-экономическими процессами. А значит, представляет собой с одной стороны продавцов с их товарами и услугами, с другой — покупателей и потребителей. “Поскольку рынок имел место во всех цивилизациях (правда его роль была различной), то сущность современного переходного периода не к переходу к рынку (от рынка к рынку перейти нельзя), а к смене одной цивилизации другой. Утверждение же о современном переходе России к рынку свидетельствует о том, что мы находимся в плену примитивных стереотипов, штампов, согласно которым считалось, что социализм (в том числе и построенный в России) несовместим с рынком, план и рынок — антиподы и т. д.” [1, с. 67]

Основным критерием функциональности рыночных отношений является государственная политика в социально-экономической интерпретации, а значит, в случае существенных изменений на ее рубеже происходит трансформация парадигмальной концепции рынка и всего народнохозяйственного комплекса. В свою очередь причинами для реформирования служат: усложнение социально-экономических и производственных отношений, появление материально-технических инноваций, изменение концептуальных основ управления. Последнее может включать в себя планирование, распределение материальных и духовных благ, решения в области приватизации и собственности. “Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правильны, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром.” [2, с. 517]

Основным инструментом участников рынка являются деньги, как специфический товар максимальной ликвидности, служащий для обращения товаров и услуг, более того — управляющего воздействия. Последнее подразумевает функциональные особенности денежных средств, как в инструментарии конкретного участника рыночных отношений, так и со стороны банковских и государственных структур. Как правило, участники рынка руководствуются сугубо личностными притязаниями в вопросах выбора и стоимости, однако как раз наличие финансовых средств и предопределяет контуры возможностей. Для обладателей малочисленного капитала ограничены способности в приобретении товаров и услуг, а значит, сокращаются способности нормального развития личности, в частности это касается образовательного и культурного сектора, продуктами которого и выступают высокоинтеллектуальные ресурсы. Более того, к продуктам материального производства относятся высокотехнологические устройства, которые способствуют совершенствованию знаний и навыков. Владельцы больших капиталов имеют соответственно высокие возможности для реализации своего интеллектуального потенциала, развития и использования народнохозяйственного комплекса.

Таким образом, сущность экономики заключается в том, чтобы обеспечить возможностью выбора доступных средств и продуктов в идеале — всех граждан. Академик В. С. Немчиков писал: “Если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой… вся система залимитирована сверху донизу на каждый момент и в каждом данном пункте…, такая… система будет тормозить социальный и технический процесс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана”. [3, с. 80] Отсюда раскрывается необходимость эффективного управления народным хозяйством, в каких бы то не было политических и экономических формациях. Целевая ориентация развития народнохозяйственного комплекса должна быть четко выражена в планировании социально-экономического развития с учетом всевозможных особенностей и прогнозируемых сведений. Более того, построению иерархии целей следует уделять особое внимание.

Современный этап развития производственных и социокультурных отношений опирается на разложение ранее государственной, а ныне различной формы собственности. Так во времена СССР вся собственность была сконцентрирована в руках государства, однако в связи со сменой государственной парадигмы в 1990 г. возрождается институт частной собственности, что не могло не сказаться на народнохозяйственном комплексе. Последствия данных реформ многие ученые называют «шоковыми» и обуславливается это тем, что за очень короткий период времени кардинально меняется условия жизни страны, а именно в пользу капиталистической экономической системы. Нельзя отрицать таких хоть и резких, но необходимых преобразований, однако скоропостижная гибель былых ценностей и ориентаций подразумевает непрофессиональный подход. Последнее предполагает возможность более эффективной реорганизации и управления переходного периода, вследствие которого минимизируются неблагоприятные последствия. “Переход к рыночной экономике — это не выдумка антикоммунистов или политиков, стоящих у власти в России, это объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной; последняя по существу представляет собой социально ориентируемое рыночное хозяйство”. [4, с. 67]

Таким образом, происходят значительные изменения в организации народного хозяйства и распределения материальных благ, которые диктуют новые правила рынка, это сопровождается интеграцией российской экономики в международные экономические системы. Последнее обуславливается потерей самодостаточности народнохозяйственного комплекса и процессом глобализации. Следует отметить, что в процессе разложения государственной собственности участвовали не только граждане Российской Федерации и более того, многие «отечественные приватизаторы» эмигрировали в зарубежные страны.

Вместе с тем обостряется необходимость методологической организации народнохозяйственного комплекса и принципиальных особенностей управления, которые будут эффективно взаимодействовать в производственных отношениях с целью дальнейшего благополучного развития страны. Если во времена господствования государственной собственности свойством рынка являлось повсеместное регулирование за исключением мельчайших хозяйственных образований, то на современном капиталистическом этапе возрастает доля нерегулируемых экономических отношений. Однако данное обстоятельство не исключает воздействия на освобожденные от прямого государственного вмешательства, то есть нерегулируемых хозяйственных организаций, ведущих свою деятельность по собственному усмотрению. Последнее в первую очередь опирается на собственные фундаментальные экономические составляющие и особенности рынка, интерпретируемые прежде всего спросом и предложением. “Регулирование в рамках капиталистической системы ограниченной государственной собственностью и осуществляется косвенно”. [5] Согласно схеме (1.2) возможность государственного воздействия на частные предприятия не исключается, а лишь в большей степени происходит посредническим путем. Последнее подразумевает надстройки в банковском секторе, а именно кредитно-финансовой системы с которой взаимодействуют большинство частных предприятий в процессе своей жизнедеятельности с целью развития экономического потенциала. Вместе с тем льготные ставки по кредитованию определенного сектора экономики, помощь в виде материального обеспечения и сокращения бюрократических барьеров предприятиям соответствующих экономических направлений подразумевают управленческое воздействие в сфере народнохозяйственного комплекса.

Рис. 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Безусловно, государственная политика в сфере финансов имеет решающее значение во многих функциональных аспектах всякого предприятия, однако нельзя не учесть и ряд других рычагов воздействия. Последние включают в себя особенности налогового законодательства, которое включает себя нормы, прежде всего, экономического характера, подразумевающего воздействовать не только на доходы инициаторов хозяйственной деятельности, но и такие фундаментальные факторы как рентные платежи и ставки по налогообложению всех уровней. Необходимо отметить вопрос землепользования, который также является предметом ведения государства и заключен в особенностях планирования территорий, экономического развития и в юридических предпосылках. “Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников”. [6] Иначе говоря, собственники средств производства и прочих хозяйственных возможностей, занимающие значимые позиции на рынке, действуют в соответствии с законом, который регламентирует свободу воли, что равнозначно — творчества. “Не думайте, однако, что собственником ресурсов является тот, кто имеет какое-то имущество или хранит в своем сейфе документ, удостоверяющий права собственности. Права собственности зависят от действующих правил игры, а не от факторов физического характера”. [7]

В настоящее время сфера государственной экономической политики сфокусирована на содействии предпринимательской инициативе и создание привлекательных обстоятельств для инвестирования, замысел которых заключается в сферах занятости и благополучия населения. Нельзя отрицать тот факт, что именно в рамках экономического моделирования производится и реконструируется стратегическое планирование народнохозяйственного комплекса. С учетом ранее указанного обстоятельства смены парадигмальной концепции производственных отношений отражение государственного управления в области народного хозяйства приобретает качественно новые очертания. Последнее подразумевает не непосредственное руководство хозяйственных субъектов рыночных отношений, однако такое не исключается например в случаях с предприятиями градообразующими, региональнозначимыми и федерального уровня. Необходимость прямого управления со стороны государства предприятиями входящими в перечень наиболее важных для народного хозяйства вполне очевидна. Однако степенизация управленческого вмешательства бывает различной и дифференцируется со значением самого объекта, то есть если предприятие достаточно эффективно исполняет свою миссию в социально-экономической сфере, отпадает необходимость прямого воздействия. С частными организациями данные процедуры осуществляется реже, если они не входят в вышеуказанный перечень, и исключается точечное воздействие, т. е. прямое вмешательство в деятельность конкретного предприятия. Однако управленческое воздействие на субъекты рыночных отношений такого уровня имеет место быть, только затрагиваются целые экономические блоки в рамках территориального либо деятельностного фактора. Последнее означает некие группы организаций чаще по видам экономической деятельности, либо методику кластерного подхода.

Домашнее хозяйство как основной потребитель материальных и духовных благ взаимодействует в соответствии со схемой (1.2) с банковских сектором, в случаях необходимости резкого повышения материальных возможностей. Нельзя не учесть политику государства в сфере налогообложения и рентных платежей, которая распространяется и затрагивает интересы всех субъектов рыночных отношений и общества в целом. Более того сущностью государственного управления выступает организация общественной жизни, что не может не сказаться на производственных отношениях.

Таким образом, основным критерием для усложнения организации народнохозяйственного комплекса выступает трансформация концепции рыночных отношений, которая, в свою очередь требующая соответствующего принципа управления. Последнее может осуществляться как непосредственно, так и косвенным путем достижения целей, что означает разделение рынка на регулируемый и нерегулируемый, подразумевающее степень государственного вмешательства. Однако к нерегулируемым субъектам рыночных отношений относятся, пожалуй, лишь организации теневого бизнеса, которые сами собой исключают всякое вмешательство со стороны государства, имея на то свои собственные законы и возможности.

Литература:

1.                 Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г. П. Журавлевой и Н. Н. Мильчаковой.- М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.

2.                 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.// Избр. Произв.- М.: Экономика, 1993.

3.                 Избр. произв. М., 1968. Т. 5.

4.                 Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г. П. Журавлевой и Н. Н. Мильчаковой.- М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.

5.                 Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

6.                 Ст. 2. п. 1. Гражданского кодекса Российской Федерации от 21. 10. 1994 года

7.                 Хейне П. Экономический образ мышления

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle