Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (12) январь 2018 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Теплая, Н. В. Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона / Н. В. Теплая. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/2982/ (дата обращения: 18.04.2024).



Переход страны на рыночные формы хозяйствования коренным образом изменило экономику государственных вузов, повлекшие за собой целый ряд преобразований в государственной политике. Одним из приоритетных направлений государства и общества — создание адекватной системы образования, обладающей способностью формирования эффективной материально-технической базы образовательного процесса, поиска новых подходов, методов и способов развития рыночных отношений, предоставления платных образовательных услуг, стимулирующие развитие экономики образования и российской экономики в целом. Трансформационные процессы рыночной экономики, обуславливают необходимость корректировки содержания и методологии исследования и в области региональной экономики.

В современных рыночных условиях, региональная экономика призвана рассматривать способы и механизмы развития регионов, с существенными изменениями в структуре управления объектами. Появились новые оценки, характеристики и параметры, соответствующие трансформационным процессам рыночной экономике. В условиях социально-экономического развития региона субъект управления стал использовать новые рыночные механизмы, но несмотря на это, еще возникает и обостряется противоречие между быстро меняющейся внешней средой и механизмами управления, сложившихся в контексте полного огосударствления, приоритета отраслевых принципов и административно- хозяйственных методов руководства.

Для вузов, развитие рыночных отношений и укрепление своих позиций на региональном рынке — это серьезное испытание на прочность. С переходом вузов на новый уровень рыночных отношений, образовательный рынок услуг оказался практически несбалансированным с реальными потребностями рынка высококвалифицированных специалистов. В условиях активного формирования рынка образовательных услуг как одного из доминирующих факторов рыночных отношений, российская система образования вынуждена рассматривать новые подходы, способы и механизмы социально-экономического развития регионов. Высокие темпы развития этого рынка, появление всевозможных форм и способов предоставления образовательных услуг определено актуальностью и необходимостью всестороннего исследования этих процессов, разработке мероприятий по совершенствованию экономического механизма его функционирования.

Регион в современном понимании — это сложный социально экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности и связи с внешней средой [1, с.15]. Менталитет российской нации, десятилетиями формировавшийся в условиях планово-распределительной экономике и изоляции от мирового рынка, не в состоянии в одночасье воспринять и соответственно адекватно отреагировать на все происходящие изменения в обществе. Таким образом, в результате происходящих реформ, Россия оказались в критической социально-экономической ситуации.

Крупномасштабное реформирование экономики России расширило сеть экономических отношений в вузах. С первых шагов реформы экономики стало очевидным, что процесс вхождения вузов в новую социально-экономическую систему невозможен без серьезной перестройки экономических механизмов их функционирования. В процессе формирования организационно-экономического и финансового механизма для системы образования не были глубоко и основательно проработаны, и решены такие вопросы как: степень государственного воздействия на деятельность учебных заведений; создание конкретных механизмов по эффективному распределению и использованию бюджетных и привлечения внебюджетных средств, и т. п. [2, С.205–206].

В экономике образования рыночные отношения можно рассматривать, как процесс воспроизводства социальных благ, потребляемого в процессе производства выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг, или полезного эффекта труда. В контексте этих преобразований у образовательных учреждений появились и новые функции. Получив экономическую самостоятельность, и полностью отвечая за результаты своей финансово-экономической деятельности, образовательные учреждения сами принимают решения, которые раньше были прерогативой вышестоящих органов управления: самостоятельно формируют цели и задачи своей деятельности, разрабатывают стратегию и политику своего развития, изыскивают необходимые для их реализации средства, нанимают работников, приобретают оборудование и материалы, решают множество структурных вопросов [6, с.57].

Рыночные условия функционирования учебных заведений диктуют необходимость постоянного, активного поиска путей взаимодействия с различными субъектами рынка, заинтересованными в конечном продукте деятельности высшей школы — кадрах, специалистах. Стремление к налаживанию постоянных деловых отношений с потенциальными работодателями, дает возможность вузам выработать совместную программу действий по совершенствованию учебного процесса, обеспечивает дополнительный приток финансовых ресурсов.

Образовательная услуга — это деятельность, оказываемая образовательными учреждениями физическим и юридическим лицам по дополнительным образовательным программам за счет внебюджетных средств. Они являются составляющей развития рыночных отношений, и, безусловно, отражает включение высшей школы в современную социально-экономическую парадигму. Образовательная услуга обладает полезностью, т. е. потребительской стоимостью, поскольку направлена на удовлетворение потребностей, обучаемых в новых знаниях. Как денежное выражение стоимости, цена образовательной услуги должна возмещать финансовые и материальные затраты, связанные с организацией и проведением занятием, арендой помещений и их ремонтом, оформлением, коммунальными услугами, техническими средствами обучения и т. п. [6, с.58].

Все виды платных образовательных услуг, независимо от форм и способов оказания, имеют прочную материальную основу и финансовую базу. Они никогда не имели и не могут иметь бесплатного характера, поскольку всегда оказание услуг требует затрат, которые ранее полностью брало на себя государство.

Платные образовательные услуги, появились в связи с недостаточным бюджетным финансированием вузов и разрешены законодательством, допускающим в настоящее время предпринимательскую деятельность вузов в области образования и накопления внебюджетных средств при условии их расходования по основному профилю деятельности. Платная образовательная услуга, обладает определенной инерционностью полезного эффекта, поскольку ее оказание и потребление не ведет к полезному немедленному эффекту [6, с.60].

В этом смысле образовательная услуга, как экономическая категория, имеет сложную структуру и отражает не менее сложную систему рыночных отношений, структурированных в живую ткань не только социума, но и самой природы. Формирование рынка образовательных услуг должно следовать за развитием рынка труда и подчиняться законам колебания его конъюнктуры. В рыночной экономике субъекты потребления образовательной услуги могут пребывать в отношениях экономического расчета не с самим субъектом производства, а с тем, от лица которого он работает. В качестве субъекта экономических отношений потребитель образовательной услуги выступает как по отношению к ее производителю, так и по отношению к окружающему социуму. Отсюда стремления любых экономических субъектов вышестоящих уровней производства образовательной услуги возложить большую часть своих издержек на социум в перспективе иметь большой доход в будущем. Эта ситуация особенно характерна в условиях рыночных трансформаций экономики и реформирования системы образования. Развитие общества происходит таким образом, что потребительская стоимость технически сложных товаров требует все большего участия со стороны потребителя.

Объективная необходимость включения образовательных учреждений России в рыночную среду определено переходом от плановой экономики и командно-распределительных экономических отношений к системе рыночных отношений. В то же время образование по самой своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах, о чем свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт.

Региональный рынок образовательных услуг как объект экономических исследований представляет собой единую, иерархическую систему, с прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между его секторами, при этом являясь составной частью рынка услуг, в свою очередь входит в структуру товарного рынка, как элемента всей рыночной системы [6, с.58]. Рыночные отношения в условиях социально-экономического развития региона диктует вузам необходимость постоянного, активного поиска путей взаимодействия с различными субъектами рынка, изучения и анализа образовательных запросов и потребностей населения региона, возможностей образовательных учреждений удовлетворять предъявляемые запросы и потребности с учетом правовых, социально-экономических, медико-психологических и педагогических условий.

Стремительный рост образовательных услуг вызван усилившейся тягой социума к адаптации жизни в новых условиях рыночных преобразований, которая невозможна без усвоения современных знаний, главным образом, финансовых и экономических, что позволяет иметь преимущества в условиях регионального конкурентного рынка труда [4, с.219]. Платные образовательные услуги — как объект научных исследований рыночных отношений вузов в условиях социально-экономического развития региона, предполагает тщательное рассмотрение их основных специфических черт, позволяющих обосновать методы классификации и выделить виды, необходимые для обоснования экономической системы образования региона с применением технологий маркетинга.

Литература:

  1. Зыков, В. В. Вузы и рынок: проблемы адаптации / В. В. Зыков // Вестник сибирского отделения АН высшей школы, 1998. — № 1(3) — с.15.
  2. Теплая, Н. В. Оказание платных образовательных услуг в новых условиях хозяйствования на региональном уровне / Н. В. Теплая. — СПб: Современные аспекты экономики, 2003. — № 13(41). — С.204–210.
  3. Теплая, Н. В. Маркетинг образовательных услуг как инструмент формирования рыночной сферы в профессиональном образовании / Н. В. Теплая // Экономика. Социология. Право: материалы международной научно-практической конференции (29 декабря 2016 г.). — Отв. ред. Зарайский А. А. — Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2016. — С. 219.
  4. Теплая, Н. В. Маркетинг образовательных услуг как объект экономических исследований системы образования / Н. В. Теплая // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы XV международной научно-практической конференции (13 октября 2017 года). — Отв. редактор Уварина Н. В. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r. о., 2017. — С.64.
  5. Теплая, Н. В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза [Электронный ресурс]: Региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М.: РГБ, 2003. — С.56–60.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная услуга, отношение, рыночная экономика, социально-экономическое развитие региона, услуга, активный поиск путей взаимодействия, высшая школа, потребительская стоимость, региональная экономика, региональный рынок.

Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг

Установлению договорных отношений с регионами должен предшествовать анализ их социально-экономического развития; мониторинг рынка труда; исследование регионального рынка образовательных услуг.

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором

Создание крупных вузов в регионах способствуют региональному развитию.

– 24с. 4. Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография.

Условия социально-экономического развития региона

Ключевые слова: социально-экономическое развитие регионов, регион, региональная дифференциация. От уровня социально-экономического развития региона зависит благосостояние и качество жизни населения...

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

Ключевые слова: услуги, экономика, рынок услуг. Повышение объемов торговли услугами на мировом рынке стало отдельной важной тенденцией. Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформации в рыночной экономике.

Подготовка компетентного специалиста для регионального...

несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг

координирующая, направленная на согласованное взаимодействие социальной инфраструктуры, заказчиков и работодателей региона с учетом его специфики и интересов субъектов образовательного...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.

Роль малого и среднего предпринимательства...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное

‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики

Пути совершенствования социально-экономического развития

Пути совершенствования социально-экономического развития. Авторы: Эскиев Муса Абубакарович, Чажаев

- с развитием кластеров и секторов, связанных с потребительскими товарами и услугами (например, пищевая промышленность, строительные материалы и др.)

Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг

Установлению договорных отношений с регионами должен предшествовать анализ их социально-экономического развития; мониторинг рынка труда; исследование регионального рынка образовательных услуг.

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором

Создание крупных вузов в регионах способствуют региональному развитию.

– 24с. 4. Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография.

Условия социально-экономического развития региона

Ключевые слова: социально-экономическое развитие регионов, регион, региональная дифференциация. От уровня социально-экономического развития региона зависит благосостояние и качество жизни населения...

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

Ключевые слова: услуги, экономика, рынок услуг. Повышение объемов торговли услугами на мировом рынке стало отдельной важной тенденцией. Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформации в рыночной экономике.

Подготовка компетентного специалиста для регионального...

несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг

координирующая, направленная на согласованное взаимодействие социальной инфраструктуры, заказчиков и работодателей региона с учетом его специфики и интересов субъектов образовательного...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.

Роль малого и среднего предпринимательства...

Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное

‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики

Пути совершенствования социально-экономического развития

Пути совершенствования социально-экономического развития. Авторы: Эскиев Муса Абубакарович, Чажаев

- с развитием кластеров и секторов, связанных с потребительскими товарами и услугами (например, пищевая промышленность, строительные материалы и др.)

Задать вопрос