Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (12) январь 2018 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Теплая Н. В. Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/78/2982/ (дата обращения: 23.05.2018).



Переход страны на рыночные формы хозяйствования коренным образом изменило экономику государственных вузов, повлекшие за собой целый ряд преобразований в государственной политике. Одним из приоритетных направлений государства и общества — создание адекватной системы образования, обладающей способностью формирования эффективной материально-технической базы образовательного процесса, поиска новых подходов, методов и способов развития рыночных отношений, предоставления платных образовательных услуг, стимулирующие развитие экономики образования и российской экономики в целом. Трансформационные процессы рыночной экономики, обуславливают необходимость корректировки содержания и методологии исследования и в области региональной экономики.

В современных рыночных условиях, региональная экономика призвана рассматривать способы и механизмы развития регионов, с существенными изменениями в структуре управления объектами. Появились новые оценки, характеристики и параметры, соответствующие трансформационным процессам рыночной экономике. В условиях социально-экономического развития региона субъект управления стал использовать новые рыночные механизмы, но несмотря на это, еще возникает и обостряется противоречие между быстро меняющейся внешней средой и механизмами управления, сложившихся в контексте полного огосударствления, приоритета отраслевых принципов и административно- хозяйственных методов руководства.

Для вузов, развитие рыночных отношений и укрепление своих позиций на региональном рынке — это серьезное испытание на прочность. С переходом вузов на новый уровень рыночных отношений, образовательный рынок услуг оказался практически несбалансированным с реальными потребностями рынка высококвалифицированных специалистов. В условиях активного формирования рынка образовательных услуг как одного из доминирующих факторов рыночных отношений, российская система образования вынуждена рассматривать новые подходы, способы и механизмы социально-экономического развития регионов. Высокие темпы развития этого рынка, появление всевозможных форм и способов предоставления образовательных услуг определено актуальностью и необходимостью всестороннего исследования этих процессов, разработке мероприятий по совершенствованию экономического механизма его функционирования.

Регион в современном понимании — это сложный социально экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности и связи с внешней средой [1, с.15]. Менталитет российской нации, десятилетиями формировавшийся в условиях планово-распределительной экономике и изоляции от мирового рынка, не в состоянии в одночасье воспринять и соответственно адекватно отреагировать на все происходящие изменения в обществе. Таким образом, в результате происходящих реформ, Россия оказались в критической социально-экономической ситуации.

Крупномасштабное реформирование экономики России расширило сеть экономических отношений в вузах. С первых шагов реформы экономики стало очевидным, что процесс вхождения вузов в новую социально-экономическую систему невозможен без серьезной перестройки экономических механизмов их функционирования. В процессе формирования организационно-экономического и финансового механизма для системы образования не были глубоко и основательно проработаны, и решены такие вопросы как: степень государственного воздействия на деятельность учебных заведений; создание конкретных механизмов по эффективному распределению и использованию бюджетных и привлечения внебюджетных средств, и т. п. [2, С.205–206].

В экономике образования рыночные отношения можно рассматривать, как процесс воспроизводства социальных благ, потребляемого в процессе производства выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг, или полезного эффекта труда. В контексте этих преобразований у образовательных учреждений появились и новые функции. Получив экономическую самостоятельность, и полностью отвечая за результаты своей финансово-экономической деятельности, образовательные учреждения сами принимают решения, которые раньше были прерогативой вышестоящих органов управления: самостоятельно формируют цели и задачи своей деятельности, разрабатывают стратегию и политику своего развития, изыскивают необходимые для их реализации средства, нанимают работников, приобретают оборудование и материалы, решают множество структурных вопросов [6, с.57].

Рыночные условия функционирования учебных заведений диктуют необходимость постоянного, активного поиска путей взаимодействия с различными субъектами рынка, заинтересованными в конечном продукте деятельности высшей школы — кадрах, специалистах. Стремление к налаживанию постоянных деловых отношений с потенциальными работодателями, дает возможность вузам выработать совместную программу действий по совершенствованию учебного процесса, обеспечивает дополнительный приток финансовых ресурсов.

Образовательная услуга — это деятельность, оказываемая образовательными учреждениями физическим и юридическим лицам по дополнительным образовательным программам за счет внебюджетных средств. Они являются составляющей развития рыночных отношений, и, безусловно, отражает включение высшей школы в современную социально-экономическую парадигму. Образовательная услуга обладает полезностью, т. е. потребительской стоимостью, поскольку направлена на удовлетворение потребностей, обучаемых в новых знаниях. Как денежное выражение стоимости, цена образовательной услуги должна возмещать финансовые и материальные затраты, связанные с организацией и проведением занятием, арендой помещений и их ремонтом, оформлением, коммунальными услугами, техническими средствами обучения и т. п. [6, с.58].

Все виды платных образовательных услуг, независимо от форм и способов оказания, имеют прочную материальную основу и финансовую базу. Они никогда не имели и не могут иметь бесплатного характера, поскольку всегда оказание услуг требует затрат, которые ранее полностью брало на себя государство.

Платные образовательные услуги, появились в связи с недостаточным бюджетным финансированием вузов и разрешены законодательством, допускающим в настоящее время предпринимательскую деятельность вузов в области образования и накопления внебюджетных средств при условии их расходования по основному профилю деятельности. Платная образовательная услуга, обладает определенной инерционностью полезного эффекта, поскольку ее оказание и потребление не ведет к полезному немедленному эффекту [6, с.60].

В этом смысле образовательная услуга, как экономическая категория, имеет сложную структуру и отражает не менее сложную систему рыночных отношений, структурированных в живую ткань не только социума, но и самой природы. Формирование рынка образовательных услуг должно следовать за развитием рынка труда и подчиняться законам колебания его конъюнктуры. В рыночной экономике субъекты потребления образовательной услуги могут пребывать в отношениях экономического расчета не с самим субъектом производства, а с тем, от лица которого он работает. В качестве субъекта экономических отношений потребитель образовательной услуги выступает как по отношению к ее производителю, так и по отношению к окружающему социуму. Отсюда стремления любых экономических субъектов вышестоящих уровней производства образовательной услуги возложить большую часть своих издержек на социум в перспективе иметь большой доход в будущем. Эта ситуация особенно характерна в условиях рыночных трансформаций экономики и реформирования системы образования. Развитие общества происходит таким образом, что потребительская стоимость технически сложных товаров требует все большего участия со стороны потребителя.

Объективная необходимость включения образовательных учреждений России в рыночную среду определено переходом от плановой экономики и командно-распределительных экономических отношений к системе рыночных отношений. В то же время образование по самой своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах, о чем свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт.

Региональный рынок образовательных услуг как объект экономических исследований представляет собой единую, иерархическую систему, с прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между его секторами, при этом являясь составной частью рынка услуг, в свою очередь входит в структуру товарного рынка, как элемента всей рыночной системы [6, с.58]. Рыночные отношения в условиях социально-экономического развития региона диктует вузам необходимость постоянного, активного поиска путей взаимодействия с различными субъектами рынка, изучения и анализа образовательных запросов и потребностей населения региона, возможностей образовательных учреждений удовлетворять предъявляемые запросы и потребности с учетом правовых, социально-экономических, медико-психологических и педагогических условий.

Стремительный рост образовательных услуг вызван усилившейся тягой социума к адаптации жизни в новых условиях рыночных преобразований, которая невозможна без усвоения современных знаний, главным образом, финансовых и экономических, что позволяет иметь преимущества в условиях регионального конкурентного рынка труда [4, с.219]. Платные образовательные услуги — как объект научных исследований рыночных отношений вузов в условиях социально-экономического развития региона, предполагает тщательное рассмотрение их основных специфических черт, позволяющих обосновать методы классификации и выделить виды, необходимые для обоснования экономической системы образования региона с применением технологий маркетинга.

Литература:

  1. Зыков, В. В. Вузы и рынок: проблемы адаптации / В. В. Зыков // Вестник сибирского отделения АН высшей школы, 1998. — № 1(3) — с.15.
  2. Теплая, Н. В. Оказание платных образовательных услуг в новых условиях хозяйствования на региональном уровне / Н. В. Теплая. — СПб: Современные аспекты экономики, 2003. — № 13(41). — С.204–210.
  3. Теплая, Н. В. Маркетинг образовательных услуг как инструмент формирования рыночной сферы в профессиональном образовании / Н. В. Теплая // Экономика. Социология. Право: материалы международной научно-практической конференции (29 декабря 2016 г.). — Отв. ред. Зарайский А. А. — Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2016. — С. 219.
  4. Теплая, Н. В. Маркетинг образовательных услуг как объект экономических исследований системы образования / Н. В. Теплая // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы XV международной научно-практической конференции (13 октября 2017 года). — Отв. редактор Уварина Н. В. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r. о., 2017. — С.64.
  5. Теплая, Н. В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза [Электронный ресурс]: Региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М.: РГБ, 2003. — С.56–60.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательных услуг, рыночных отношений, условиях социально-экономического развития, платных образовательных услуг, системы образования, социально-экономического развития региона, развития рыночных отношений, экономических отношений, рынка образовательных услуг, образовательных учреждений, условиях рыночных, Маркетинг образовательных услуг, различными субъектами рынка, образовательной услуги, рыночных отношений вузов, внебюджетных средств, объект экономических исследований, развитие рыночных отношений, современных рыночных условиях, факторов рыночных отношений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос