Библиографическое описание:

Коргина А. В. Контроль фонетических знаний и навыков студентов в средних специальных учебных заведениях // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 375-380.

Ключевые слова: контроль, метод, фонетический, познавательный, самостоятельный, аудирование.

Key words: control, method, phonetic, cognitive, independent, audition.

Введение

Для решения проблемы активизации познавательной деятельности студентов мы исследовали дидактическую и методическую составляющую своего проекта.

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире высоких технологий быстроменяющейся информации данное исследование помогает в решении проблемы активизации познавательной деятельности студентов.

Целью исследования работы является активизация познавательной деятельности студентов, методами построения контролируемой самостоятельной работы.

Задачами данной работы является:

1.                 развитие склонности к поисковой, и исследовательской деятельности, творческому решению поставленных задач.

2.                 формирование навыков, применение исследовательских методов осуществления практических задач.

3.                 стимулирование поисковой мотивации студентов, создание условий для согласования целей и мотивов их деятельности путем самостоятельной работы.

Практическая значимость исследования заключается в легкости применения в учебном процессе и в простоте методики проведения на уроках.

Новизна данной работы заключается в использовании на уроках преподавателями инновационных технологий для контроля самостоятельной работы студентов (в нашем случае работы по аудированию), в связи с переходом техникумов и колледжей к подготовке специалистов в соответствии с ГОС.

В современном образовании существует огромная проблема, которая заключается в том, что активность познавательной деятельности студентов резко снижается.

Не секрет, что появились новые источники информации, которые достаточно легко доступны. Поэтому основная задача педагогов усилить мотивацию познавательной деятельности студентов (в нашем случае контролируемая самостоятельной работы для полноценной профессиональной подготовленной личности в будущем).

Выводы сводятся к тому, что для решения проблемы активизации познавательной деятельности студентов необходимо:

1.      формирование образовательной самостоятельности студентов.

2.      метод повышения мотивации обучения студентов путем контролируемой самостоятельной работы.

1. Формирование навыков в различных видах восприятия речи на слух.

С точки зрения методики преподавания иностранного языка под фонетикой понимается аспект в практическом курсе обучения иностранному языку, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков.Формирование устойчивых слухопроизносительных навыков—длительный процесс, поэтому работа над произношением должна иметь место не только на начальной, но и на всех последующих ступенях обучения. Фонетические навыки формируются на основе двух способов: имитативного и аналитико-имитативного. По мнению ученных, разработка планов по фонетической части уроков не может иметь принципиальных различий. Хотелось бы обратить внимание на упражнения, применяемые для закрепления навыков произношения, принято делить на две большие группы: а) упражнения в слушании и

б) упражнения в воспроизведении. Эти две группы тесно связаны друг с другом, и они обе необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.

Контроль над уровнем сформированности фонетических навыков осуществляется в аудировании, говорении и чтении вслух, так как только в этих случаях можно судить о степени практического овладения фонетическими навыками.

1.1 Упражнения в слушании

Количество видов собственно фонетических упражнений в слушании сравнительно невелико (совершенствование слуховых навыков осуществляется при выполнении упражнений в аудировании), и все они направлены преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков повторяемых фонем и интонем. Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться заданием, концентрирующим произвольное внимание учащегося на определенной характеристике фонемы или интонемы. Упражнения могут выполняться только на слух или с использованием графической опоры (печатного текста). В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания: прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку (сигнальную карточку), когда услышите звук [..ж.]; (.№ 1 в приложении) прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [..z.]; (№ 2) прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение; (№ 3) прослушайте предложения и определите, сколько в каждом слове синтагм (тактов, ударений); (см.№ 4) и т. п. Упражнения, выполняемые с графической опорой, могут иметь следующий вид: в ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит преподаватель/диктор, из каждого ряда произносится только одно слово/предложение; (№ 5) подчеркните в предложении/тексте слова, на которые падает ударение в речи преподавателя/диктора; (№ 4). Хорошо выполнять это упражнение после того как предложения будут прослушаны без опоры, обозначьте черточками паузы в предложениях/тексте, которые вы слышите; (№ 4) подчеркните слова, на которых голос учителя/диктора повышается; (№ 4) и др. Как видно из приведенных примеров, многие упражнения могут выполняться с аудиосоправождением. Преимущество использования магнитофона заключается в том, что с его помощью можно регулировать темп работы; тем самым воспроизводятся естественные условия восприятия звучащей речи (по мнению большинства методистов, все записи с самого начала должны даваться в нормальном темпе устной речи). Приучая студентов к одномоментному узнаванию языковых единиц, магнитофон в то же время дает возможность повторить упражнение столько раз, сколько необходимо для его безошибочного выполнения. Большой интерес у студентов вызывает прослушивание песен и выполнение определенных упражнений. Следует, однако, помнить, что каждый новый вид задания сначала выполняется на основе восприятия речи преподавателя, и лишь после того, как студенты успешно справятся с ним, можно переходить к аналогичным упражнениям с использованием а) фонограмм, б) Упражнения в воспроизведении.

1.2 Упражнения в воспроизведении

Эффективность этой группы упражнений, направленных на формирование собственно произносительных навыков студентов, значительно возрастает, если воспроизведению предшествует прослушивание образца, независимо от того, тренируется ли новый материал или повторяется ранее изученный. Материалом этих упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Он может быть организован по принципу аналогий (все примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (примеры подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак), либо дан в произвольной последовательности. В первых двух случаях упражнения выполняют тренировочную функцию, в последнем — преимущественно контрольную (и в этом случае образец для предварительного прослушивания отсутствует). Примеры заданий, выполняемых на слух (без опоры на печатный текст), произнесите звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на... (указывается признак) вслед за преподавателем/диктором; (№ 6) припомните слова, содержащие звук [.э..] и др. Эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой. Помимо специальных упражнений для постановки, поддержания и совершенствования произношения, студенты широко используются заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений (№ 7), диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков из текстов, изучаемых по учебнику, но не обязательно должно быть заучивание наизусть. Иногда достаточно просто оттренировать, например, стихотворение, глядя в текст. Эти виды работы преследуют две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, — его беглости. Соответственно и различают две стадии работы. Чтение вслух и заучивание наизусть дадут ощутимые результаты только в том случае, если при этом каждый раз достигается максимально правильное произношение. Поэтому рекомендуется подбирать небольшие отрывки (до 10–12 строчек), работа с которыми должна обязательно проходить обе стадии. Перечисленные выше и аналогичные им упражнения используются на всех ступенях обучения, хотя их назначение при этом несколько различно: на начальной ступени их целью является формирование слухопроизносительных навыков, и потому их удельный вес среди других упражнений довольно значителен; на средней и старшей ступенях они направлены на поддержание и совершенствование указанных навыков, а также на предупреждение ошибок. Поэтому их следует выполнять при овладении новым языковым материалом, перед соответствующими упражнениями в устной речи и перед чтением текстов. С теми же целями в начале каждого урока рекомендуется проводить так называемые фонетические зарядки, в которые учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока: ту или иную ритмико-интонациоинную модель, группу звуков и т. д. Зарядка может включать одно-два задания приведенных выше видов, которые выполняются учащимися и хором, и по очереди.

1.3 Аудирование

Аудирование проверяет сформированность умения в трех видах восприятия речи на слух:

1.                  с общим пониманием

2.                  с пониманием необходимой информации

3.                  с извлечением полой информации

Проверка степени сформированности необходимых умений осуществляется при помощи следующих разновидностей тестов:

1.                  тест свободного выбора(multiple choice) (№ 7)

2.                  нахождение соответствий(matching) (№ 8, № 14)

3.                  заполнение пропусков(gap filling) (№ 10-№ 13)

Анализ ошибок студентов и специальное наблюдение за их речью показали, что с точки зрения трудностей овладения произносительными нормами языка, наиболее типичными являются трудности фонетического, позиционного, фонологического характера. Но работа преподавателя не может ограничиваться выявлением трудностей, исправлением ошибок, объяснением нового материала. Необходимы новые упражнения, которые направлены не только на совершенствование, но и повешение мотивации и активизации студентов. В данной статье представлены примеры, как песни американских и других англоговорящих исполнителей могут стать поурочной фонетической зарядкой.(приложения № 9, № 10, № 11, № 12, № 13)

С помощью таких заданий можно осуществлять контроль слухопроизосительных навыков студентов.

4. Заключение

Итак, можно с уверенностью утверждать о том, что обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, в частности, магнитофон, dvd-tv и т. п.. Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, песни(№ 9). Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее. Особенно эффективными для постановки, подержания и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений, песен. Важно отметить, что для преобладающего большинства студентов песни современных английских или американских исполнителей представляют особый интерес, поэтому одним из элементов занятий являются песни. Работа с песней не сводится только к прослушиванию и совместному исполнению. Студенты выполняют различные упражнения (определение звуков, заполнение пропусков, определение соответствия). Песня, звучащая в конце занятия, не только вносит разнообразие в урок, но и делает занятие ярким и динамичным.

Очевидно, что необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При оценке ответа во внимание принимаются только ошибки второго вида. При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно будет считать результативной. Значение слухопроизносительных навыков для речевой деятельности не ставит под сомнение ни один специалист, так как обучение произношению подчинено собственно развитию речевой деятельности.

Недостаточное овладение ими ведет к нарушению коммуникации, хотя к некоторым явлениям и допустим аппроксимированный подход.

В настоящее время себя оправдал метод постепенного и непрерывного овладения слухопроизносительными навыками и их обязательное дальнейшее совершенствование.

Приложение

Тест № 1 Прослушивая ряд звуков; подайте сигнал, услышав звук [dj]. [а:-i:-i-0u-ai]

Тест № 2 Определите, сколько раз во фразе встретился звук [z]. Не is as clever as his father is.

Тест № 3 прослушайте предложения I do know him! Do you really know her≤ Learn the rule! You want to eat≤

Тест № 4 Определите количество ударений в предложении The story says that about 200 years ago there lived in Ireland, a country not far from England, a man James Daly by name.

Тест № 5 Из каждой пары слов подчеркните то, которое произносит преподаватель/диктор. Stay- stayed beg- begged Rate-rated skim- skimmed

Тест № 6 Произнесите слова, обращая внимание на долготу/краткость звуков. Barn- bun card- cud Darn- done bard- bud Calm- come laugh- luff Charm- chum march- much

Тест № 7 Потренируйте произношение скороговорок, рифмовок, стихотворений:

Swan swam over the sea Swim, swan, swim:

Swan swam back again, Well swum, swan!

Doctor Foster went to Gloucester In a shower of rain;

He stepped in a puddle, Right up to his middle,

And never went there again.

Тест № 8 Закончите стишок подходящими словами:

Goat, Goat, give me your...! Bat. Bat. sit down on my...!

Geese, Geese, have you any...≤ Boys, boys, give us your...!

Lily, Lily, don't be...! Cock, cock, look at the...!

Snake, Snake, come out of the...! Quail, Quail, where is your...≤

Mouse, Mouse, where is your...≤ Mice, Mice, bring us some...!

The fox and the lock (a lullaby)

«Cock-a doodle-do!" crows the cock.

Granny yawns: «It is two o'clock!"

Baby sleeps. The night is long.

Granny starts to sing a song: 'in a shed there is an ox,

Round the shed there walks a fox.

On the door he sees a lock,

He cannot enter-what a shock!

Fox is hungry; fox is cross,

Fox is really at a loss.

Foxy hears and smells the cock,

But he cannot break the lock.

Baby sleeps. The night is long.

Granny, rocking, sings a song.

Тест № 9 прослушайте, заполните пропуски

Sunny

Sunny, yesterday my life was …………..with rain

Sunny, you smiled at me and really eased the pain

The dark days are gone, and …………….days are here,

My Sunny one shines so sincere

Sunny one so true, I love you

Sunny, thank you for the …………….bouquet

Sunny, thank you for the love you brought my way

You gave to me your all and all

Now I feel ten feet tall

Sunny one so true, I love you

Sunny, thank you for the truth you let me see

Sunny, thank you for the facts from ………….

My life was torn like a windblown sand

And the rock was formed when you held my hand

Sunny one so true, ………..

Sunny

Sunny, thank you for the smile upon your face

Sunny, thank you for the gleam that shows its grace

You're my spark of nature's fire

You're my sweet complete desire

Sunny one so true, I love you

Sunny, yesterday my life was ………….with rain

Sunny, you smiled at me and really eased the pain

The dark days are gone, and ……………days are here,

My sunny one shines so sincere

Sunny one so true, I love you

Тест № 10 заполните пропуски

Dancing Queen

(В. Andersson, S. Anderson, B. Ulvaeus).

Слова песни АББА (lyrics)

You can dance

You can ………

Having the time of your life

See that girl

Watch that scene

Dig in the dancing queen

Friday night and the lights are low

Looking out for a place to go

Where they play the ………… music

Getting in the swing

You come to look for a …………..

Anybody could be that guy

Night is voung and the music's…………..

With a ………………… of rock music

Everything is fine

You 're in the mood for a ………………

And when you get the chance

You are the dancing queen

................... and.....................

Only seventeen

Dancing queen

Feel the beat from the...........................

You can dance

You can...................

Having the time of your life

See that girl

Watch that scene

Dig in the dancing queen

You're a teaser, you tern’ em on

Leave'em..............., then you're gone

Looking out for another

Anyone will do

You're in the mood for a…………..

And when you get the chance

You are the dancing queen

………… and ………………..

Only seventeen

Dancing queen

Feel the beat from the …………

You can dance

You can ………….

Having the time of your life

See that girl

Watch that scene

Тест № 11 заполните пропуски

Eternal flame

Исполнитель: Atomic Kitten

Close your eys

Give me your hand............

Do you feel my heart................≤

Do you......................≤

Do you feel the same≤

Or am I only......................≤

is this burning

An eternal flame≤

I.................it's meant to be darling

I watch you when you are sleeping

You.................to me

Say my..............sun shine

through the rain

Of all life so lonely then

come and ease the pain

I don't want to lose this feeling

Тест № 12 заполните пропуски

Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)

(B. Andersson, B. Ulvaeus). Слова песни АББА (lyrics)

Half past twelve

And I'm watchin' the late show

In my flat all alone

How I.....to spend the evening on own

........................ winds

.......................... side my window

As 1 look around the room

And it makes me so depressed to see the..............

There's not a soul out there

No one to hear my................

Gimme! Gimme! Gimme! A man after midnight

...................somebody help me.............. the shadows away≤

Gimme! Gimme! Gimme! A man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day

......................Stars

Find the end of the...................        

With a fortune.........................         

It's so different from the world I'm livin' in

..................... of TV

I open the window

And I  ................. into the night

But there's nothing there to see No one in sight

There's not a soul out there

No one to hear my.........................   

Gimme! Gimme! Gimme! A man after midnight

................somebody help me................the shadows away≤

Gimme! Gimme! Gimme!

A man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day

Gimme! Gimme! Gimme1 Aman after midnight

Тест № 13 заполните пропуски

Summer Night City

(B. Andersson, B. Ulvaeus). Слова песни АББА (lyrics)

Summer night city

Summer night city

Waiting for the sunrise

Soul dancing in the dark

Summer night city

Walking in the moonlight

Love-making in a park

Summer night city

In the sun I feel like sleeping

I can't take it for too long

My............      slowly creeping

Up my spine and growing strong

I know what's waiting there for me

Tonight I'm loose and.................

When the night comes with the action

I just know it's time to go

Can't resist the strange.................

From that.................... dynamo

Lots to take and lots to give

Time to................ and time to.......................

Waiting for the sunrise

Soul dancing in the dark

Summer night city

Walking in the moonlight

Love-making in a park

Summer night city

It's elusive

Call it...................

Somehow something turns me on

Some............... only see the litter

We don't miss them when they're gone

I love the feeling in the air

My kind of people everywhere

When the night comes with the action

I just know it's time to go

Can't resist the strange..............

From that................... dynamo

And tomorrow

When it's.........................

And the first birds start to sing

In the pale light of the morning

Nothing's worth remembering

It's a dream

It's out of......................

Scattered.............on the beach

Waiting for the sunrise

Soul dancing in the dark

Summer night city

Walking in the moonlight

Love-making in a park

Summer night city

Литература:

1.         Миролюбова А. А., Рахманова И. В.. Цетлин B. C. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., 1987.-576с.

2.         Гез И.И, Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., 1982.-412с.

3.         Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках, М.,1978.-471с.

4.         Барышников Н. В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы, М.,1992–238с.

5.         Акулина Е. В. Проблема языковой интерференции при обучении фонетике немецкого языка// Иностранный язык в школе- 2001-№ 5.-стр.94–97.

6.         Скультэ В. И. Английский язык для детей, СПб, 1992.-302с.

7.         Демина Т. С. Фразеология пословиц и поговорок. М..2001.-249с.

8.         Аракин В.Д. Практический курс английского языка, 1 курс, М.,1998.-535с.

9.         Merkulova Y. M. English for university students. Introduction to phonetics, SPb. 2001.-174c.

10.     Письменный язык возник как фиксация звучащей речи, и с этой точки зрения он вторичен по отношению к звуковому языку.

11.     А. Н. Соколов, Внутренняя речь при изучении иностранного языка, «Вопросы психологии», М., 1960, № 5.

12.     Н. И. Жинкин, Механизмы речи, стр.70 4 материал по теме можно также найти в кн.: Береговская Э. М. Поэзия вокруг нас,- М., 1992

13.     Речь идет о методической типологии фонем; деление фонем на три группы условно и упрощено, некоторые методисты имеют иную точку зрения по этому вопросу.

14.     А. Н. Шамов «Методика преподавания иностранных языков» 2008 г.

15.     А. А. Миролюбова, А. В. Парахина «Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях» Москва «высшая школа» 1984.

16.     Тексты песен: ABBA, Atomic kitten, Boney M, http://do2.gendocs.ru/docs/index-405982.html, www.bestreferat.ru/referaat-50533.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle