Библиографическое описание:

Гатауллина А. А. Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 160-163.

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства.

Международный и отечественный опыт, накопленный в течение последних 15–20 лет, свидетельствует, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство. Такое партнерство представляет собой относительно новое явление в мировом хозяйстве, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса.

На современном этапе глобализации мировой экономики усиливается тенденция активизации финансовых отношений государственных органов и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Такого рода партнерство позволяет привлечь в общественный сектор дополнительные ресурсы, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал государственного управления и частные принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

Поскольку социально-значимые проекты являются капиталоёмкими и чаще всего нерентабельными, а бюджеты не в состоянии самостоятельно обеспечивать их поддержку, финансовые обязательства государства постоянно возрастают. В этой ситуации, целесообразно, привлечение средств корпоративного и частного бизнеса. При этом вложения инвестора возвращаются в рассрочку за счёт налоговых поступлений в доходы бюджетов, а также путем взимания платы с потребителей услуг. В сложившихся условиях возникает необходимость разработать эффективные схемы взаимодействия государственного и частного капиталов в финансировании социально значимых проектов, в том числе адаптируя многообразный опыт западных стран к отечественным экономическим особенностям.

Необходимо создание благоприятных условий для развития ГЧП, что позволит активизировать деятельность ГЧП через стимулирование разнообразных форм партнерства в регионах, расширить сферы применения ГЧП в соответствии с разработанными программами стратегического развития страны и регионов, обеспечить развитие рынка ГЧП-проектов, стимулировать предложения со стороны отечественных и зарубежных частных инвесторов, поддерживать «точки роста» российской экономики, вовлекать в реализацию проектов незадействованные ресурсы других субъектов. В результате можно будет полностью раскрыть потенциал такой современной формы осуществления проектов как ГЧП, «развернуть» его на решение проблем перехода России на инновационный путь развития.

Одной из наиболее сложных проблем при этом является вопрос эффективной организации финансового обеспечения государственно-частных партнерств, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала предполагает его рациональное, экономически выгодное инвестиционное размещение, одним из важнейших организационно-управленческих вопросов ГЧП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих, с одной стороны, достаточную для бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, а, с другой стороны, максимально быстрое и качественное решение актуальных социально-экономических проблем.

Существует настоятельная необходимость теоретического осмысления проблем, возникающих в процессе функционирования механизма государственно-частного партнёрства, специфических проблем управления объектами собственности в рамках ГЧП и их отчуждения, осуществляемого в тесной связи с исследованием финансового механизма, источников финансирования, форм и процесса финансового обеспечения ГЧП, возникающих рисков, критериев оценки реальных финансовых и социальных результатов государственно-частного партнерства.

В научной литературе существует достаточно большое количество работ как зарубежных, так и российских авторов, посвященных изучению вопросов организации государственно-частного партнерства.

Особенности государственно-частного партнерства как феномена и как понятия рассматриваются в работах К. А. Антоновой, А. А. Алпатова, О. С. Белокрыловой, И. Е. Болехова, B. Г. Варнавского, Е. А. Дынина, Л. И. Ефимовой, В. А. Михеева, в докладах Всемирного банка, а также в разработках Центра ГЧП.

К. А. Антонова «Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России»: ГЧП — институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения выступают государственная собственность или услуги.

И. Е. Болехов «Поле для совместных действий. Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является альянсом государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально значимых проектов — от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий [2, с.120].

В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев в учебном пособии: «Государственно-частное партнерство. Теория и практика» дают следующее определение ГЧП: Государственно-частное партнерство представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности [1].

Е. А. Дынин «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве»: ГЧП — это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг [3, с.111].

Всемирный банк: ГЧП — это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования [8].

Есть и широкое определение, подразумевающее, что к ГЧП можно отнести любой проект, подразумевающий совместную работу государства и бизнеса по достижению общей цели при условии, что он финансируется как из бюджетных, так и из частных источников.

На наш взгляд, одной из наиболее точно отвечающей требованиям современной действительности формулировкой понятия ГЧП стала дефиниция, разработанная Центром ГЧП, функционирующим при Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: ГЧП — это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Также Центром ГЧП даётся следующее определение: ГЧП — это проект по новому строительству (реконструкции, модернизации) объектов капитальных вложений, осуществляемый в общественных интересах или в рамках выполнения функций, ответственность за которые закреплена за органом государственного или муниципального управления, федеральным органом исполнительной власти. То есть строительство завода не относится к проектам ГЧП, даже если этот проект софинансируется из средств Инвестиционного фонда РФ [5].

Учитывая вышесказанное, целесообразно сузить сферу ГЧП и ограничиваться проектами, в отношении которых можно говорить о наличии следующих признаков [4]:

— оказание публичных услуг и/или создание объектов общественной инфраструктуры совместными усилиями государства (а также муниципалитетов) и частного бизнеса;

— контрактные отношения (соглашение) между сторонами;

— распределение расходов и выгод;

— распределение рисков проекта;

— соответствие приоритетам социально-экономического развития РФ, субъекта РФ (муниципалитета), отраслевой стратегии;

— стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора;

— отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.

В целом государственно-частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество (отношения) государства и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в самых различных формах.

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются инвестиционный фонды, Банк развития, Российская венчурная компания и другие государственные корпорации.

В стране создан один из важнейших инструментов ГЧП — Инвестиционный Фонд Российской Федерации, призванный возглавить всю отечественную инвестиционную политику. Фонд создаёт частному бизнесу возможность в реализации проектов, имеющих стратегическое значение для экономики и не отличающихся длительными сроками реализации.

Инвестиционный фонд РФ сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

С момента создания Фонда государственную поддержку получили

16 проектов, имеющих общегосударственное значение, и 34 региональных инвестиционных проекта. Их общая стоимость составляет более 1 трлн. 244 млрд. рублей.

Общий объем государственной поддержки проектов составляет

336,6 млрд. рублей (из них средства Фонда — 305 млрд. рублей), а объем частных инвестиций — 908 млрд. рублей.

Из указанных средств по состоянию на 1 июля 2012 года частными инвесторами освоено 471,7млрд. рублей, за счет средств государственной

и муниципальной поддержки выполнено работ в объеме более

164,5млрд. рублей.

В 2012 году объем бюджетных ассигнований Фонда, предусмотренный законом о бюджете на 2012 год, составляет 37,9 млрд. рублей.

В настоящее время можно констатировать, что Фонд стал катализатором инвестиционной активности частных инвесторов. Согласно статистике отобранных проектов, в среднем на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается от 3 до 6 рублей частных инвестиций, а по некоторым региональным проектам — до 10 и даже 17 рублей.

В целом, реализация инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований Фонда, направлена на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности. Однако можно говорить о мультипликативном эффекте, возникающем в результате реализации данных проектов [4].

Внешэкономбанк финансирует крупные инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций. ВЭБ не конкурирует с коммерческими финансовыми организациями и кредитует только сложные, долгосрочные, капиталоемкие проекты, которые не могут найти финансирование на рынках капитала без участия Банка развития.

Основные требования к проектам, финансируемым ВЭБом [7]:

— общая стоимость проекта — не менее 2 млрд. рублей.

— минимальный размер кредита Внешэкономбанка клиенту — 1 млрд. рублей.

— срок окупаемости проекта не менее 5 лет.

— соответствие проекта отраслевым приоритетам Внешэкономбанка.

Отметим следующий момент, касающийся финансирований ГЧП-проектов. Министерство финансов РФ планирует выделить около 47 млрд. рублей для реализации ГЧП-проектов. В «Основных направлениях бюджетной политики на 2013–2015 годы» представлены выкладки по всем приоритетным направлениям. Среди них достаточное внимание уделяется совершенствованию механизмов и условий государственно-частного партнерства, в том числе путем внедрения новой формы концессионных соглашений — контрактов жизненного цикла, выпуска инфраструктурных облигаций, привлечения средств национальных институтов развития.

На ближайшие три года Министерством финансов РФ предусмотрено выделение средств для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП. На эти цели в федеральном бюджете в 2013 году планируется направить 18,3 млрд. рублей, в 2014 году — 14,5 млрд. рублей, в 2015 году — 13,6 млрд. рублей [6].

Рис. 1. Планируемые Министерством финансов Российской Федерации средства для финансирования ГЧП-проектов [6]

Указанные средства позволят завершить инвестиционные проекты, направленные на развитие и создание инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное и региональное значение.

В документе также сообщается, что в 2015 году будет завершена реализация всех инвестиционных проектов в соответствии с принятыми обязательствами России, в том числе инвестиционные проекты: «Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» и «Разработка проектной документации для реализации «Строительство и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги «Краснодар — Абинск — Кабардинка».

Государственно-частное партнёрство за последние годы перестало быть чем-то экзотическим и стало вполне привычным экономическим понятием в России. Настолько привычным, что оно прочно вошло в организационную структуру государственных органов и инфраструктуру рынка. Появились соответствующие департаменты в министерствах, советы при органах власти, многочисленные профильные центры и агентства.

И в настоящее время выработка четкой государственной политики по ГЧП имеет ключевое значение для дальнейшего социально-экономического развития России.

Большинство участников рынка не понимают текущую государственную политику по ГЧП. Государство должно более четко сформулировать свои требования, а Институты развития, в свою очередь, могут и должны оказывать помощь в подготовке проекта и его реализации.

Литература:

1.                  Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

2.                  Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: учебное пособие / Кабашкин В. А. — М.: Дело, 2010.

3.                  Дынин Е. А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве / Дынин Е. А. // Общество и экономика. — 2007. — № 5–6.

4.                  Министерство регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информация об основных параметрах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации. — Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации, 2013. — Режим доступа: http://minregion.ru.

5.                  Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [Электронный ресурс]: Центр ГЧП. — Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 2013. — Режим доступа: http://www.veb.ru.

6.                  Федеральный информационный портал «ГЧП ИНФО Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» [Электронный ресурс]: Минфин планирует выделить около 47 млрд. рублей для реализации ГЧП-проектов Минфин планирует выделить около 47 млрд рублей для реализации ГЧП-проектов. — Официальный сайт федерального информационного портала «ГЧП ИНФО Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России», 2013. — Режим доступа: http://www.pppi.ru.

7.                  Промышленник России [Электронный ресурс]: ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты. — Официальный сайт журнала Промышленник России, 2013. — Режим доступа: http://promros.ru.

8.                  The World Bank Group [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Всемирного банка, — 2013. — Режим доступа: http://www.worldbank.org.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle