Библиографическое описание:

Фомичёва И. Б., Турусова Н. Г. Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий. // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 10-12.

По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования. В современных условиях основные методические инновации связанны с применением интерактивных методик, в том числе и информационных технологий. Интерактивные методики используют приёмы, обеспечивающие включение в работу всех сфер личности ребёнка и поддерживающие его интерес и активность в течении всего урока. Одни из них создают мотивацию к учению, помогая пробудить у ребёнка интерес и желание участвовать в работе на уроке. Другие помогают ученику осмыслить происходящее на занятии, сделать выводы, выразить свои впечатления. Третьи помогают снять напряжения, переключать внимание. Огромное количество информации, которое приходится воспринимать и усваивать современным ученикам в процессе обучения не возможно без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями. При использование информационных и коммуникационных технологий происходят изменения не только в производственной сфере, но и сфере взаимоотношений человека — человека, человека и общества. А это влечёт изменения и в мышлении человека. Насколько мы сможем перестроить своё мышление, настолько мы сумеем адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий на уроках математики, это не дань моде, а реальность. В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения. Информационные технологии дают то, что учебник дать не может. Информационные компьютерные технологий позволяют не только сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний, уровень развития учащихся, снять напряжение, повысить мотивацию приобретения новых знаний и умений.

Огромные возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание уроков математики; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью ИКТ, разнообразен. Можно выделить несколько основных направлений применения ИКТ урока математики:

1)      Internet.

2)      Интерактивная доска.

3)      Компьютерное тестирование.

4)      Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.

1)                 Internet создаёт реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю. Информационные компьютерные технологии дают ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы.

2)                 Ещё недавно об интерактивной доске многие мечтали, а сейчас только в нашей школе 13 интерактивных комплексов. Такая доска позволяет управлять процессом презентации содержащих информационные материалы и тестовые задания разной степени сложности для базового и углублённого уровня обучения, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

3)                 Компьютерное тестирование является компонентом компьютерной учебной математической среды. В силу этого открываются большие методические возможности при работе с самой разнообразной информацией в процессе обучения. На сегодняшний день создано большое количество различных пакетов программ тестирования. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса.

4)                 Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.

Использование презентаций на уроках математики имеют следующие цели:

-          образовательные: познакомить с алгоритмами решения различных задач, построения и преобразования графиков, научить распознавать графики основных видов функций;

-          развивающие: развивать математические способности учащихся, формировать логическое мышление и умение отыскивать математические закономерности, совершенствовать графическую культуру, развивать надпредметные умения и навыки;

-          воспитательные: создавать положительную мотивацию; активизировать познавательную деятельность детей, воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации, способствовать самоопределению или выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

Этапы применения презентаций на уроках математики.

-          С введением новых стандартов математическое образование в школе направленно на достижение планируемых результатов освоения учебного материала. Это возможно за счёт внедрения системы устных упражнений. Именно эта система поможет учащимся отработать технику вычислительных операций, выполнять правильно и быстро задания разного уровня сложности, развивать память, внимание, речь. При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Устная работа проводится с использованием линейных компьютеров для просмотра презентации, а также с применением мультимедийного проектора для проекции слайдов на большой экран. Заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого достаточно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока.

-          Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Если раньше применялось огромное количество различных технических средств обучения, то теперь всё это можно поместить на несколько слайдов. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Образовательная деятельность направлена на повышение результативность, путём перевода учащихся из позиции объекта деятельности учителя в позицию субъекта учения, содействует развитию потенциала каждого ребёнка, раскрытию заложенных в нём возможностей.

-          Урок — лекция. Выдержать долгий рассказ учителя может не каждый учащийся. В процессе урока внимание рассеивается. Такие уроки лучше готовить в системе, для достижения оптимального результата. Урок-лекция обеспечивает работу всех каналов восприятия: позновательной учебной деятельностью обеспечены и аудиалы, и визуалы, и кинестетики. На слайдах можно расположить всю информацию так, чтобы ребёнок следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций обучающихся.

-          Решение различных задач. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи: На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложить большой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрировать алгоритм решения, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнего задания.

-          Проверка пониманий и закрепление знаний с помощью тестирования, математических диктантов. Математические диктанты, помещённые в презентации помогают учителю в организации самостоятельной работы детей, проведении текущего и тематического контроля. Печатный вариант диктанта можно использовать и как тренировочной тест по теме. Тесты, диктанты предназначены для корректирования и контроля знаний учащихся по изучаемой теме. В мультимедийной презентации представлены диктанты, а также их решения, позволяющие сразу проанализировать результаты. Математические диктанты можно применять в форме устной или парной работы на обобщающем уроке.

Хочется отметить, что создание презентаций — это трудный, но увлекательный процесс. Презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты урока.

Кроме решения выше перечисленных задач обучения, важным достоинством информационных технологий является возможность накапливать и классифицировать допускаемые обучающимися ошибки, выяснить причины их возникновения. Они же способствуют, при необходимости, корректировке содержания, организации и методики обучения учащихся. Использование информационных технологий не заменяет учителя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Положительные моменты использования информационных технологий на уроке: сокращение времени при выработке технических навыков учащихся; увеличение количества тренировочных заданий; достижение оптимального темпа работы ученика;  диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. Итак, нельзя отрицать очевидного: применение ИКТ — реальность современного урока! Главное достижение использования ИКТ на уроках — это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует развития интереса к учению. Преимуществом информационных технологий является использование различных моделей, знаковых систем, помогающих определённым образом упорядочить и структурировать учебный материал. Они позволяют задействовать все способы мышления и основываются на самостоятельной работе с различными формами информации. Применение информационных технологий при обучении детей, позволяет учителю довольно просто распределить время и структуру урока. Так как использование различных технологий на уроках математики являются инструментом творчества педагога, каждый учитель вправе создавать свои личные вариации.

Литература:

1.                  Л. И. Горохова. Уроки математики с применением информационных технологий. 5–10 классы. М.: Издательство «Глобус», 2009.

2.                  Иоффе А. Н. Активная методика — залог успеха. СПБ. Гражданское образование. 2000.

3.                  Лысенко Ф. Ф. Математика. Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7 -11 классов. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

4.                  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle