Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8944/ (дата обращения: 18.08.2018).

Интерактивный метод («inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Интерактивные методы и приемы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем и друг с другом, но и с компьютером, интерактивной доской и другими интерактивными средствами.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа — обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа — бескомпьютерное — специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивные методы исключают доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока [16].

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил: запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний; не допускаются суждения о неразрешимости проблемы; чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей; при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части; наличие ролей; доброжелательная, творческая атмосфера проведения; активное взаимодействие всех участников игры; имитация в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия; учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений; реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры; использование гибкого масштаба времени; применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования [2,7].

Интерактивные средства обучения — это средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

К интерактивным средствам обучения относят: печатные учебники и печатные пособия по типу интеллектуального самоучителя; мультимедийные учебники; мультимедийные образовательные программы; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты); медиавизор; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными; электронные библиотеки [3,10].

Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных средств обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.

Умелое использование различных компьютерных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы — вооружать учащихся знаниями и навыками использования современных компьютерных технологий.

С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа.

Благодаря компьютеру учитель получает возможность более совершенного контроля над процессом обучения, в котором уменьшается степень инструктивного введения в учебные ситуации и необходимость замены пассивных иллюстраций примерами.

Применение компьютерных программных средств на уроке могут позволить учителю: сделать мыслительное — наглядным, а именно повысить уровень наглядности при обучении математике; повысить индивидуализацию обучения; облегчить проверку и анализ различных проверочных работ; повысить интерес и познавательную активность учащихся [1,4].

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на занятии является достижение более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет. Благодаря размерам интерактивной доски, изображения видны всему классу, а это в свою очередь — способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Используя возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. При проведении математических диктантов «Проверь себя» возможно использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как учащиеся должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом [9,14].

В интерактивных методах обучения активно используются ролевые игры. Д. Н. Кавтарадзе выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации. Принципы ролевой игры как метода взаимодействия участников образовательного процесса. Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении. В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил: наличие ролей; доброжелательная, творческая атмосфера проведения; активное взаимодействие всех участников игры.

Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.

Анализ определений понятия «деловая игра» показал, что в педагогической, психологической, социологической энциклопедической литературе данное понятие определяется совершенно одинаково и представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Причем, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Особо хотелось бы отметить тот факт, что только социологический словарь относит деловую игру к методам активного обучения [11].

Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии [6,13].

Еще одним из интерактивных методов обучения является метод анализа конкретных ситуаций. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. Е. С. Заир-Бек данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации.

Для слушателей бывают чрезвычайно полезны и познавательном отношении периодические встречи за «круглым столом» с учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организации, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных органов и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает слушателям выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответов. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей па обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения [5,12].

Признаками использования интерактивного обучения являются также следующие методы и приемы:

-          Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

-          Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

-          Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

-          Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

-          Свобода выбора.

-          Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

-          Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

-          Творческие задачи.

Включение методов и приемов интерактивного обучения в состав уроков математики помогает переключить внимание учащихся на нужные моменты, перенаправить их деятельность в другое русло, сконцентрировать внимание учащихся на общих актуальных выводах [8,15].

Существует также и ряд проблем при реализации обучения, с использованием компьютерных технологий, а именно: проблемы технические, поскольку во многих школах отсутствует современная техника (переносные компьютерные классы); методические проблемы, поскольку существует недостаточное количество подходящих обучающих программ; ресурсные проблемы, поскольку большинство программ являются лишь техническим инструментом; временные программы, поскольку пока не разработана методика, требуется значительно больше времени при подготовке к уроку.

Из всего вышесказанного следует, чтобы применять компьютерные технологии на уроках необходимо преодолеть различные трудности, а также прежде чем вводить какие-либо обучающие программы следует оценить все плюсы и минусы их использования.

 

Литература:

 

1.         Агапов Е. М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики. — М., Просвещение, 1999.

2.         Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.//.// Математика в школе. 1996, № 2 с. 56–60

3.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.

4.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.

5.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.

6.         Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

7.         Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.

8.         Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 5–8.

9.         Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

10.     Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”, Открытая школа. — 1998. — № 2

11.     Гусев В. А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе.- Математика в школе.-1990.-№ 4.

12.     Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике.- Математика в школе.-1990.№ 6.-С.15–20.

13.     Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1990.

14.     Касьяненко М. Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. — М. Просвещение, 1988.

15.     Окунев А. А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.

16.     Ситникова Т. В. Приемы активизации учащихся в 5–6 классах.// Математика в школе. 1993, № 2 с. 24

Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Похожие статьи

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

интерактивное обучение, деловая игра, активное обучение.

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Повышение эффективности применения интерактивных...

ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Методы интерактивного обучения на уроках математики... ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Интерактивные методы обучения — основа инновационных...

Обосновывается актуальность интерактивных технологий обучения. Рассмотрены различные методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий. Выделяются основные идеи интерактивных технологий.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика [6, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного...

Повышение эффективности применения интерактивных...

Применение интерактивных технологий в процессе обученияматематики позволяет преодолевать сложности, возникающие в процессе обучения. Обучение путем «обращение к себе» — это путь индивидуального развития...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения, интерактивный метод обучения, иностранная языковая компетенция, игра, занятие, технический вуз. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

интерактивное обучение, деловая игра, активное обучение.

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Повышение эффективности применения интерактивных...

ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная...

Методы интерактивного обучения на уроках математики... ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Интерактивные методы обучения — основа инновационных...

Обосновывается актуальность интерактивных технологий обучения. Рассмотрены различные методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий. Выделяются основные идеи интерактивных технологий.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика [6, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного...

Повышение эффективности применения интерактивных...

Применение интерактивных технологий в процессе обученияматематики позволяет преодолевать сложности, возникающие в процессе обучения. Обучение путем «обращение к себе» — это путь индивидуального развития...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения, интерактивный метод обучения, иностранная языковая компетенция, игра, занятие, технический вуз. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному...

Задать вопрос