Библиографическое описание:

Мамедов З. В. Совершенствование концептуальных подходов к формированию внешней политики Азербайджана // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 328-330.

Азербайджан, обладающий со стратегической точки зрения выгодной, геостратегически важной позицией на стыке Европы и Азии, сохраняя во всех областях общественно-политической и духовно-культурной жизни свойственные ему особенности, вобрав в себя образованные из синтеза ценностей Запада и Востока качества, избрал линию интеграции в мировое сообщество.

Нынешнее международное положение Азербайджана делает невозможным открытое оказание им предпочтения какому-либо полюсу или направлению, обуславливает проведение сбалансированного и взвешенного политического курса, так как создавшаяся в мире к концу XX века резкая конкуренция геостратегических интересов, экономическая и военно-политическая ситуация создают для недавно добившихся суверенитета еще относительно слабых стран многочисленные проблемы в области проведения самостоятельной внешней политики.

Вчисле внешнеполитических приоритетов Азербайджана важное место занимает интеграция (в экономической, политической, социальной, культурной областях) в систему европейского сообщества, где представлены западные страны, а также в глобальное мировое политическое пространство. В пункте 4.1.2 «Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики» отмечается, что Азербайджанская Республика преследует стратегическую цель интеграции в европейские и евроатлантические политические, экономические структуры, структуры безопасности и иные структуры. [1].На должном уровне представляя Западу свою важную геополитическую позицию в евразийском пространстве и богатые энергоресурсы, Азербайджан может и должен сохранить за собой статус государства-лидера Южного Кавказа.

Азербайджан принимает активное участие в транснациональной мировой политике. Все происходящие события и развивающиеся в системе международных отношений тенденции оказывают непосредственное влияние на внутреннее и внешнее положение страны.

Во внешней политике Азербайджана важное место занимает работа по систематизации и реализации региональных интересов. Например, наряду с урегулированием армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, Азербайджан должен решить и такие задачи: определить общую точку в пересекающихся и сталкивающихся интересах с Ираном, Россией и Туркменистаном и улучшить с ними отношения, продолжить развитие союзнических связей с Турцией, Украиной, Грузией и другими странами региона, чьи стратегические интересы совпадают с Азербайджаном, приложить вместе с союзниками усилия к определению статуса Каспийского моря, реализации энергетических транспортно-коммуникационных проектов TRASEKA, Восток-Запад. Кроме того, исключительно продуманной и сбалансированной политики требуют от Азербайджана завоевание достойного места в международной и региональной интеграции, осуществляемой в евразийском пространстве, достижение максимальной защиты и обеспечение национальных интересов страны. В этом регионе очень сложная и противоречивая система отношений с СНГ во главе с Россией, с ОИК во главе с Ираном, с Объединением тюркоязычных государств под эгидой Турции, отдельно с Европейским Союзом, Китаем, США и другими странами-участниками. Все это во внешних отношениях Азербайджана выдвигает на первый план в качестве особого приоритета проведение сбалансированной региональной политики. Сбалансированная региональная политика может стать самым важным гарантом для сегодняшней безопасности и будущей независимости страны.

Азербайджанская Республика совместно с НАТО работает над устранением нестабильности, конфликтов и угроз в европейском и евроатлантическом пространстве и намерена разделить бремя построения единой системы безопасности в Европе и регионе, в котором она расположена, без географической и политической дискриминации, противоречащей принципу неделимости безопасности. Азербайджанская Республика использует в полном объеме средства возможного партнерства с НАТО в рамках Программы «Партнерство во имя мира».

Азербайджанская Республика пытается стабилизировать ситуацию в самых чувствительных районах. Азербайджанские миротворцы принимают участие в миротворческих операциях, проводимых под руководством НАТО в сербском районе Косово и Афганистане, в обеспечении в составе международной коалиции безопасности в Ираке [2].

Деятельность Азербайджанской Республики с 1994 года в рамках программы НАТО «Сотрудничество во имя мира» создала важную основу для развития его отношений с ведущими странами мира. В конце сентября 1998 года Генеральный секретарь НАТО Х.Солана в интервью, данном накануне визита в Азербайджан, заметил, что «Кавказский регион — это регион, где НАТО имеет прямые интересы» [3, 322.].

Азербайджанская Республика, выступающая с позиций необходимости более тесной интеграции в европейское пространство, наладила многоуровневые взаимоотношения с Европейским Союзом. Отношения Азербайджанской Республики с Европейским Союзом развиваются в рамках «Технической поддержки странам СНГ» (TACIS), «Транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия» (TRACECA) и иных программ. Вступившее в 1999 году в силу Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между Азербайджанской Республики и Европейским Союзом создает благоприятные рамки для оказания содействия политическому диалогу, развитию демократии, а также экономического сотрудничества и капиталовложений [4].

Вступление Азербайджанской Республики в 2004 году в «Политику Нового Соседства» Европейского Союза и осуществление принятого в рамках данной политики в 2006 году Плана деятельности Союза Азербайджан-Европа создали почву для перехода на качественно новый уровень развития политического диалога и сотрудничества в сфере политических, экономических и институциональных реформ [5].

Подписанный в 2006 году между Азербайджанской Республикой и Европейским Союзом Меморандум о Взаимопонимании «О стратегическом партнерстве в энергетической сфере» внес свой вклад в обеспечение многоуровненности источников энергии и транспортных путей стран-членов Европейского Союза, развитие и модернизацию энергетической инфраструктуры Азербайджанской Республики, рациональное использование энергетических ресурсов и неистощимых источников энергии [6].

Сотрудничество Азербайджанской Республики с ОБСЕ с точки зрения роли, которую она играет в решении армяно-азербайджанского конфликта, занимает во внешней политике особое значение. Помимо этого Азербайджанская Республика сотрудничает с ОБСЕ и в иных сферах.

Являясь составной частью исламского мира, Азербайджанская Республика уделяет особое внимание деятельности Организации Исламской Конференции (ОИК). Став членом ОИК в 1991 году, Азербайджанская Республика превратилась в активного участника в рамках данной организации. ОИК является первой международной организацией, признавшей и осудившей Армению в качестве агрессора. Ясная и справедливая позиция ОИК по данному вопросу, который имеет жизненно важное значение для Азербайджана, создала благоприятную основу для развития отношений Азербайджанской Республики с данной организацией по возрастающей линии. Играющая роль межцивилизационного моста, Азербайджанская Республика, впитывая в себя культуру Востока и Запада, продолжает вносить свой вклад в диалог между государствами и народами.

Азербайджанская Республика заинтересована в сохранении отношений сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), развитии на двусторонней основе отношений со странами СНГ в экономической, политической, правовой и гуманитарной сферах.

По словам экс-советника Президента США З.Бзежинского, Евразия — это главный геополитический приз для Америки, причем в силу ряда чрезвычайных обстоятельств. На ее долю приходится около 60 % мирового ВНП и около 75 % известных мировых энергетических запасов. Она представляет собой огромную шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство. На юге лежит богатый энергетическими ресурсами регион, представляющий важность и для западных, и для восточных стран [7, 81].

 Независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к энергетическим ресурсам Каспия и Средней Азии. И наоборот, подчиненный Азербайджан означал бы возможность изоляции Средней Азии и уязвимость от давления России. Как известно, в недрах Центральной Азии и бассейна Каспия есть достаточные запасы газа и нефти [8].

 По словам бывшего конгрессмена Дэна Берторна Азербайджан является единственным государством в мире, граничащим одновременно с Россией и Ираном. Никакое внешнее давление в регионе, где существуют неоимпериалистические тенденции и теократическая пролиферация, до сих пор не смогло отвернуть уверенный Азербайджан от Запада, подчеркивает автор. Азербайджан ценный и проверенный союзник Соединенным Штатам. «От сотрудничества по контртерроризму и нераспространения оружия массового поражения до партнерства в стабилизирующих силах в Афганистане, Азербайджан доказал свое место надежного друга Америки», подчеркивает Дэн Бертон [9].

В вопросе с Ираном Азербайджану на протяжении всех 2000-х гг. удается балансировать между двумя полюсами: желанием США получить постоянное присутствие на границе с Ираном и ответной реакцией Ирана, продвигающего на территории Азербайджана свои культурные и религиозные программы. На практике это весьма сложно. Азербайджанцы на собственном опыте знают, каким сложным, но в то же время необходимым партнером является Тегеран. Через территорию Ирана проходит основа наземной связи с Нахичеваном. Азербайджанский бизнес активно торгует с иранскими партнерами. Иранцы заинтересованы в импорте азербайджанского газа и расширении транспортных коммуникаций на границе. Однако при всем этом известны инциденты в азербайджанском секторе Каспия. Баку очевидно, что Иран не столь однозначен в своей позиции по карабахскому конфликту. Иранские прошиитские организации ведут активную пропаганду на юге Азербайджана. Много раз иранские политики своими высказываниями ставили азербайджанские власти перед необходимостью жестких ответных комментариев. Успешное сотрудничество Азербайджана с США и, а еще более с Израилем, периодически поднимает в тегеранских СМИ антиазербайджанскую волну.

По словам известного российского политилога С. Маркедонова, Постсоветский Азербайджан сумел доказать, что не является слабой и зависимой геополитической субстанцией; он играет ключевую роль на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Это, пожалуй, единственный в СНГ пример государства с успешно диверсифицированной внешней политикой [10].

Литература:

1.                           Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики..// Газета Азербайджан. 24 мая 2007. № 112.

2.                           http://www.mfa.gov.az

3.                           Цит. по: Гасанов А.Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана / А.Гасанов. — Баку: «Serq- Qerb», 2007. С. 322.

4.                           http://www.mfa.gov.az

5.                           Азербайджан и Европейский Союз.// Свободная энциклопедия. (URl: wikipedia.org).

6.                           Искендеров Фуад. Евросоюз видит Азербайджан как серьезного и надежного партнера.(URL: http://news.day.az/politics/399281.html). 01.05.2013.

7.                           Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). Пер. с англ. О. Ю. Уральской. — М.: Междунар. отношения, 1998. — С. 81.

8.                           Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). Пер. с англ. О. Ю. Уральской. — М.: Междунар. отношения, 1998. — С. 81.

9.                           Бертон Д. О том как мы рискуем подвести особого партнера на Кавказе. (URL:http://newtimes.az/ru/views/1869/#.UefEQNKGEge)

10.                       Маркедонов С. Азербайджан: «без друзей и без врагов». // Россия в глобальной политике. М.: 2007. № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle