Формирование и развитие экономических отношений Азербайджанской республики с Европейским союзом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Гарибов А. Г., Багирова И. Формирование и развитие экономических отношений Азербайджанской республики с Европейским союзом // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 78-79. — URL https://moluch.ru/archive/30/3303/ (дата обращения: 19.09.2018).

Азербайджанская Республика, став субъектом международного права, стремится стать равноправным партнером в системе международных отношений, старается развивать двусторонние и многосторонние отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, в том числе ЕС. Все это способствует развитию экономических связей между государствами, регионами, а также обеспечивает социально-экономическое развитие стран, участвующих во внешнеэкономических связях.

Европейский Союз - образование типичное, и в то же время, по многим параметрам совершенно уникальное для современной жизни. Чем дальше развивается исторический процесс, тем больше проблем многим странам приходится решать совместно, общими усилиями. В их числе не только вопросы экономики, охраны окружающей среды, но и политики, международного мира и безопасности. Именно отсюда и возникает потребность ввести единые стандарты в сфере прав и свобод, обязательные для всех государств мира.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить ''первый конкретный фундамент европейской федерации''. В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). После присоединения в четыре этапа других европейских государств (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входили 15 стран-членов. Затем, с расширение Европейского Союза в мае 2004 года в состав ЕС вошли новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). С 1 января 2007 года в состав ЕС входят также Болгария и Румыния. На очереди, с некоторыми оговорками, Хорватия и Турция - ближайшие кандидаты на вступление в ЕС. Европейский Союз основан на принципе верховенства закона и демократии. Союз - это не новое государство, создаваемое из ныне существующих стран, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют часть своего суверенитета единым институтам власти, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общеевропейский интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

После распада Советского Союза 31 декабря 1991 г. Европейский Союз признал Азербайджанскую Республику в качестве независимого государства. Европейская Комиссия выступили с инициативой оказывать поддержку государствам СНГ в решении многих общих проблем.

22 апреля 1996 г. в Люксембурге между ЕС и государствами Южного Кавказа были подписаны двусторонние Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предварительно сроком на 10 лет. В рамках соглашения, заключенного между Азербайджанской Республикой и ЕС предусматривалось дальнейшее развитие политического сотрудничества и торгового обмена между сторонами, предотвращение незаконной деятельности и нелегальной иммиграции.

В целях успешной реализации данного соглашения был создан совместный комитет «Азербайджан-Евросоюз», заседания которого проводились ежегодно то в Баку, то в Брюсселе. На них обсуждались, прежде всего, текущие вопросы сотрудничества между ЕС и Азербайджаном, в том числе оказание продовольственной и гуманитарной помощи нашей республике. В 1996 г. Европарламент создает специальную комиссию из 8 парламентариев по связям именно с закавказскими республиками. У нас в Азербайджане, в Милли Меджлисе была создана группа по сотрудничеству с Европейским парламентом, в рамках которой налаживались и укреплялись связи между законодательными органами, проводились двусторонние встречи, о результатах которых постоянно докладывалось комиссии Евросоюза.

За минувших лет Европейский союз и независимые государства Южного Кавказа прошли определенные этапы развития своих взаимоотношений. Республикам этого региона было выделено более 1млрд. долларов в соответствии с программами продовольственный и гуманитарной помощи. Когда Азербайджанская Республика, Армения и Грузия перешли к периоду проведения рыночных реформ и демократических преобразований начался следующий, более весомый этап в их отношениях с Евросоюзом. Самые разнообразные формы технической помощи они оказывали республикам Закавказского региона в рамках программы ТАСИС, ТРАСЕКА и др. С подписанием соглашений о партнерстве и сотрудничестве наступил качественно новый, более высокого уровня, этап во взаимоотношениях закавказских республик с Евросоюзом. После одобрения соглашений о партнерстве и сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС всеми парламентами стран-членов Евросоюза, 1 января 1999 г. оно вступило в силу.

Многие страны СНГ, в том числе и Азербайджан, стремятся в будущем стать полноправными партнерами этой международной организации. Подобная перспектива, возможно, слишком далека, для кого-то она может казаться нереальной. Но, тем не менее, какими бы не были контуры более отдаленного будущего, Европейский Союз должен подготовить свои институциональные структуру к тому, чтобы достойно нести ответственность за самую весомую, современную демократию в мире.

На апрельском экономическом саммите Европейского Союза в 2004 г. было отмечено, что Азербайджан является крупнейшим партнером Европейского Союза на Кавказе, а уровень товарооборота в 2003 г. со странами ЕС увеличился на 37 ٪,достигнув 2,5 млрд. долл. С 1 мая 2004 г., расширившись еще на 10 стран, он активно интересуется экономическими и политическими процессами, происходящими на всем постсоветском пространстве, в том числе и на Южном Кавказе.

Азербайджан включен в программу ЕС "Восточное партнерство", принятой по инициативе Польши и Швеции и утвержденной 27 странами ЕС в декабре 2008 года на саммите в Брюсселе. Целью программы является сближение ЕС с Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией, Азербайджаном и Белоруссией. Программа предусматривает значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию бывших советских республик в экономику ЕС, увеличение объемов предоставляемой им финансовой помощи и усиление энергетической безопасности.

15 сентября текущего года главы МИД 27 стран ЕС выдали Еврокомиссии мандат на начало переговоров о заключении с Азербайджаном и Грузией двухсторонних соглашений об ассоциации с ЕС. Соглашение об ассоциации с ЕС - новый практический инструмент, который заменит двухсторонние планы действий в отношениях между ЕС и странами Южного Кавказа. Еврокомиссар по расширению ЕС Олли Рен заявил в сентябре в Брюсселе, что ЕС намерен расширять сотрудничество с Азербайджаном и Грузией на двухстороннем и многостороннем уровнях, и, когда для этого будут созданы условия, начать с ними переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговли.


Литература:

  1. Шреплер К.Л. Международные экономические организации.Москва.1999, с.270-271.

  2. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана.Москва.2002, с.70

  3. Самедзаде З.А. Этапы большого пути. Экономика Азербайджана за полвека, ее реалии и перспективы. Баку.2004.с.863.

  4. Эмир-Ильясова Э.И. Геополитика во внешнеэкономических связях Азербайджанской Республики. Баку.2003.с.122.

  5. Шакирзаде Н.А. Азербайджанская Республика во внешнеполитических и внешнеэкономических процессах. Баку.2007.с.453.

Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджан, Европейский Союз, Азербайджанская Республика, Грузия, Брюссель, страна ЕС, Южный Кавказ, гуманитарная помощь, Армения, Люксембург.


Похожие статьи

Совершенствование концептуальных подходов к формированию...

азербайджанская Республика, Азербайджан, Европейский Союз, Иран, Запад, Азия, Россия, евразийское пространство, политический диалог, Южный Кавказ.

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской...

США); Люксембург (4,1 млрд. долл.

Напряженность в отношениях РФ с ЕС росла по мере смещения вектора внешнеэкономической экспансии с юга на восток, т. е. развитие связей с бывшими странами СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина.

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

С 2001 года Республика Армения становится членом Европейского совета, что открыло стране

Стремительное изменение Республикой Армения вектора развития от сближения с ЕС в сторону

В январе 2013 года в ходе визита в Армению премьер-министра Грузии Б. Г...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Устав Совета Европы [6] подписали 10 европейских стран, а в

газопроводу Южный поток [12] и т. д. Позиция ЕС и Европарламента по сотрудничеству с Россией не

21 декабря 1991 года главы 11 государств (из числа бывших союзных республик СССР) Азербайджана, Армении...

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

После распада Советского Союза, на Кавказе и Прикаспийских регионах создалась особая ситуация.

На сегодня Каспийским регионом считаются Кавказский субрегион, в которой входят Россия и Азербайджан (также не могут быть игнорированы интересы Грузии и Армении)...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Большое значение в интеграции Азербайджанской Республики в современную мировую систему

Этому служили программы помощи государственному строительству, различные мероприятия, выделенные гранты, финансовая поддержка Азербайджана, Грузии, Армении.

Страны СНГ в системе международной безопасности

США и некоторые страны ЕС стремились усилить свое влияние в бывших советских республиках, в частности, в регионе Каспийского моря и

Революция «роз» в Грузии привела к обострению напряженности и созданию конфликтной ситуации в регионе Южного Кавказа.

К вопросу о политических дискурсах России, США, ЕС в отношении...

"Южный Кавказ был периферией Российской империи, но все же он был органичнее связан с остальным миром, нежели постсоветские Азербайджан, Армения и Грузия, в одночасье оказавшиеся суверенными государствами…"[1]. Россия оказалась в сложном положении: либо...

Россия и Турция. Партнёрство ради мира | Статья в сборнике...

стран опустились на беспрецедентно низкий уровень. Вместе с этим на восточном

Своей конечной целью они ставят отделение всего Северного Кавказа от России и создание

должны быть посредниками в решении территориального спора между Азербайджаном и Арменией, и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование концептуальных подходов к формированию...

азербайджанская Республика, Азербайджан, Европейский Союз, Иран, Запад, Азия, Россия, евразийское пространство, политический диалог, Южный Кавказ.

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской...

США); Люксембург (4,1 млрд. долл.

Напряженность в отношениях РФ с ЕС росла по мере смещения вектора внешнеэкономической экспансии с юга на восток, т. е. развитие связей с бывшими странами СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина.

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

С 2001 года Республика Армения становится членом Европейского совета, что открыло стране

Стремительное изменение Республикой Армения вектора развития от сближения с ЕС в сторону

В январе 2013 года в ходе визита в Армению премьер-министра Грузии Б. Г...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Устав Совета Европы [6] подписали 10 европейских стран, а в

газопроводу Южный поток [12] и т. д. Позиция ЕС и Европарламента по сотрудничеству с Россией не

21 декабря 1991 года главы 11 государств (из числа бывших союзных республик СССР) Азербайджана, Армении...

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

После распада Советского Союза, на Кавказе и Прикаспийских регионах создалась особая ситуация.

На сегодня Каспийским регионом считаются Кавказский субрегион, в которой входят Россия и Азербайджан (также не могут быть игнорированы интересы Грузии и Армении)...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Большое значение в интеграции Азербайджанской Республики в современную мировую систему

Этому служили программы помощи государственному строительству, различные мероприятия, выделенные гранты, финансовая поддержка Азербайджана, Грузии, Армении.

Страны СНГ в системе международной безопасности

США и некоторые страны ЕС стремились усилить свое влияние в бывших советских республиках, в частности, в регионе Каспийского моря и

Революция «роз» в Грузии привела к обострению напряженности и созданию конфликтной ситуации в регионе Южного Кавказа.

К вопросу о политических дискурсах России, США, ЕС в отношении...

"Южный Кавказ был периферией Российской империи, но все же он был органичнее связан с остальным миром, нежели постсоветские Азербайджан, Армения и Грузия, в одночасье оказавшиеся суверенными государствами…"[1]. Россия оказалась в сложном положении: либо...

Россия и Турция. Партнёрство ради мира | Статья в сборнике...

стран опустились на беспрецедентно низкий уровень. Вместе с этим на восточном

Своей конечной целью они ставят отделение всего Северного Кавказа от России и создание

должны быть посредниками в решении территориального спора между Азербайджаном и Арменией, и...

Задать вопрос