Библиографическое описание:

Файзрахманова А. Л. Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 442-444.

В статье рассмотрен опыт профориентационной деятельности зарубежных стран, выявлены позитивные направления этой работы, возможные для использования в отечественной системе профессиональной ориентации учащихся.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная деятельность.

Организация эффективной профессиональной ориентации подростков и молодежи представляет собой одну из важнейших государственных проблем. Профориентация не только способствует знакомству учащихся с миром профессий и выбору им своего профессионального пути, его трудовой социализации, но и влияет на формирование трудовых ресурсов страны, систему занятости и, в конечном итоге, на социально-экономическое развитие общества в целом. Именно поэтому в экономически развитых странах профориентационной работе уделяется особое внимание.

Профессиональная ориентация рассматривается нами как целенаправленная воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку учащихся к осуществлению сознательного, адекватного собственным способностям и интересам, а также потребностям государства профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой (профессиональной) направленности.

Рассмотрим зарубежный опыт профориентационной деятельности и возможные пути использования данного опыта в современных условиях России.

В Великобритании накоплен многолетний опыт рациональной профориентационной деятельности. Здесь право начинать профессиональное обучение имеют в возрасте 14лет. Поскольку такое обучение проводится не только в профессиональных колледжах, но и в объединенных школах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости, получить соответствующую подготовку могут и те, кто решил продолжать общее академическое образование. Предполагается, что окончивший профессиональный курс должен уметь выполнять работу на втором уровне профессиональной компетентности, то есть «самостоятельно и ответственно».

Особое внимание следует обратить на практику создания в английских школах мини-предприятий. Начиная с 1986 года при одобрении правительства Великобритании была поставлена задача организовать хотя бы одно мини-предприятие при каждой школе. Учащиеся определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает определить и развить свои интересы и склонности, приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе, научиться полагаться на себя, проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

Школьная профориентация является составной частью профориентационной системы Великобритании, которая носит комплексный научно обоснованный характер, представляя собой единый и непрерывный процесс, и динамично развивается в соответствии с социально-экономическими запросами страны. Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода пребывания ребенка в школе, а также в «переходный период» от окончания школы до поступления в вуз или на работу и далее сопровождает трудовой путь взрослого человека.

Наличие весьма продуктивных для России идей в области профориентационной деятельности делает целесообразным более подробное рассмотрение французской, системы профессиональной ориентации.

Во Франции суть профориентации заключается в том, чтобы воспитать у молодежи «способность делать выбор», включая умение учитывать все объективные и субъективные факторы, влияющие на него. В связи с этим, одной из основных характеристик рассматриваемой системы является ее информационная направленность. В частности большое внимание, особенно на ранних этапах (I-V классы, то есть 11-13 лет), уделяется всестороннему изучению индивидуальных особенностей каждого ученика, выявлению преобладающих у него интересов и склонностей. Полученные в результате наблюдений и тестирования данные заносятся в личное досье учащегося, в котором содержится большое количество информации о нем, и которое подлежит обязательному представлению при поступлении в очередное учебное заведение. Заполнением досье занимается один из учителей класса (классный руководитель), входящий совместно со школьным психологом и советником центра информации и профориентации в состав совета класса. Совет класса создается непосредственно с целью профориентационной работы, основное направление которой осуществляется независимым работником в школе — советником центра информации и профориентации. По стране насчитывается более 500 таких центров.

Кроме непосредственной работы со школьниками, центры занимаются обработкой и организацией подачи информации о содержании профессий, их требований к человеку, состоянии рынка труда. Это позволяет советнику центра предоставлять школьникам действительно качественную информацию в объеме, необходимом для осуществления адекватного профессионального выбора. Советник также участвует в организации учебно-воспитательной профориентационной работы. Он разрабатывает материалы к некоторым урокам, имеющим отношение к профессиональной деятельности, организует специальные уроки, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов профориентационной направленности.

Одним из ключевых направлений деятельности как советников, так и школьных психологов и классных руководителей в рамках профессиональной ориентации во Франции является установление и поддержание связи с семьей. Так, классный руководитель, собрав определенные данные об изменении интересов к тому или иному виду деятельности, о проявлении способностей учащихся и их профессиональных планах на будущее, приглашает родителей для обсуждения будущего их детей. Школьный психолог оказывает индивидуальную помощь детям по организации учебной деятельности в школе и дома, дает рекомендации учащимся и их родителям по повышению успеваемости, развитию способностей и интересов к различным видам профессиональной деятельности. Советник также проводит индивидуальные консультации с учащимися и их родителями в целях помочь осуществить профессиональный выбор, разработать конкретный план на будущее.

Представляется актуальным активизация именно направления работы с родителями в отечественной системе профориентации, особенно в условиях отсутствия централизованной системы профориентационных учреждений, таких как, например, центры информации и профориентации во Франции.

Хотя профессиональная ориентация сохраняет свою актуальность на протяжении всей жизни и не может быть ограничена какой-либо одной ступенью образования, по мнению японских исследователей, именно младшие классы средней школы представляют наиболее подходящую стартовую точку для формирования готовности учащихся к планированию профессионального пути.

Данная ступень образования была введена в Японии после окончания второй мировой войны в результате радикальной реформы японской школы на американский манер с введением 12-летнего обучения, подразделяющегося на начальное обучение, школу второй ступени и среднее образование. Одной из главных целей младших классов средней школы (т. е. второй ступени) считается подготовка к карьере путем вооружения учащихся основными знаниями о профессиях, полезных обществу, развития у них профессиональных навыков и умений, способности выбирать учебные курсы, наиболее отвечающие планируемому профессиональному пути, который в свою очередь, больше всего соответствует их личным склонностям и особенностям. Содержание учебных курсов должно быть реалистично увязано с осознанием профессии, включая широкие обзоры мира труда, исследования и подготовку для карьеры (трудового пути) во всех социально важных профессиях. Профессиональное руководство при этом становится одним из самых важных компонентов общей развивающей программы. Таким образом, существенную роль призвано сыграть развитие способности учащихся к самопониманию и самооценке. Каждый индивид должен уметь распознать свои потребности, способности, ценности и установки.

Исследование опыта профориентационной деятельности в Великобритании, Франции и Японии показало наличие позитивных направлений, возможных для использования в отечественной системе профориентаицонной работы. Это такие направления, как создание в школах мини-предприятий, как в Великобритании, которые будут способствовать развитию интересов и склонностей, приобретению предпринимательских навыков в малом бизнесе, учить полагаться на себя, проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях уже в период обучения в школе; создание центров информации и профориентации, как во Франции, в которых будут проводиться индивидуальные консультации с учащимися и их родителями в целях помочь осуществить профессиональный выбор, разработать конкретный план на будущее; раннее начало целенаправленной работы, как в Японии, которое будет способствовать подготовке учащихся к карьере путем вооружения их основными знаниями о профессиях, полезных обществу, развития у них профессиональных навыков и умений.

Таким образом, система профессиональной ориентации в школе должна формировать у школьников способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд. Ориентация школьников на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его практической деятельности, связанной с развитием склонностей учащихся к труду.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, где, наряду с помощью в выборе профессии, приоритетным является формирование самостоятельности, развитие своих интересов, склонностей и умений оценивать себя в контексте требований рынка труда и самостоятельно выстраивать карьеру.

Литература:

1.       Гриншпун С. С. Организация профориентации школьников в Великобритании / С. С. Гриншпун // Педагогика. — 2005. — № 7. — С.100–105.

2.       Гриншпун С. С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / С. С. Гриншпун // Педагогика. — 2004. — № 7. — С.85–91.

3.       Файзрахманов, И.М Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям посредством организации коммуникативной деятельности / И. М. Файзрахманов, А. Л. Файзрахманова // Казанский педагогический журнал. — Казань: Изд-во «Магариф», 2011. — № 1(85). — С. 45–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle