Библиографическое описание:

Горохова П. В. Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 456-459.

Решение проблемы гуманизации и гуманитаризации содержания образования в нашей стране неразрывно связано с созданием новых и обновлением действующих образовательных программ на основе применения современных подходов и методов исследования, в частности, текстового и культурологического подходов, методов системного анализа и синтеза объектов исследования.

С позиции текстового подхода любая образовательная программа, включая и программу дополнительного образования детей, раскрывается через текст, который является результатом проектирования образовательной программы и имеет определенную структуру и содержание.

В Толковом словаре С. И. Ожегова слово «Текст» означает «Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них)» [1, с. 780]. Отличительными признаками любого текста являются его название (заголовок) и содержание. Они являются взаимосвязанными самостоятельными единицами письменной речи в совокупности, характеризующие законченность текста.

Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, или по заголовку — спрогнозировать основное содержание текста. Специфика заголовка текста заключается в том, что он является его составной частью, элементом структуры текста. Заголовок в тексте занимает бесспорно сильную позицию, так как относится к тем его составным элементам, которые сразу привлекают к нему свое внимание.

Для понимания любого текста ключевое значение имеет осмысление его заголовка, который в свернутом виде обобщает и отражает основное содержание текста. Если каким-нибудь способом развернуть содержание заголовка, то можно получить в раскрытом виде основное содержание текста.

Очевидно, что и для программ дополнительного образования детей заголовок (название) имеет ключевое значение, который в свернутом виде должен обобщать и отражать основное содержание образовательной программы, а его развернутое название будет представлять основное содержание программы.

Для реализации культурологического подхода к построению содержанию образовательной программы, название должно иметь в своем составе культурологические компоненты, ибо культурологическое содержание программы зависит от культурологической направленности его названия.

В требованиях к содержанию и оформлению образовательных программах дополнительного образования детей [2] приводится структура обязательных элементов дополнительной образовательной программы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы и список литературы.

Название дополнительной образовательной программы входит в состав титульного листа, как нечто заранее известное (например, предложенное автором), но часто без отражения основного содержания. Однако следует отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [3] дополнительная образовательная программа (особенно авторская) относится к произведениям литературы и является результатом интеллектуальной деятельности автора программы, его интеллектуальными правами, которые охраняются авторским правом.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора … [3, с. 23]. В большинстве случаев название программы и ее содержание являются самостоятельным результатам творческого труда автора и они, как части программы, охраняются авторским правом.

Можно отметить, что название дополнительной образовательной программы должно соответствовать ее содержанию. Поэтому название дополнительной образовательной программы, состоящее из набора слов культурологической направленности, может служить первичной основой для построения ее культурологического содержания.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «слово — это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок» [1, с.720].

Для формирования содержания программы необходимо выделить и проанализировать ключевые слова, содержащиеся в ее названии. В качестве анализа ключевых слов в названии программы можно использовать их значения (толкования) из словарей, как общего, так и специального назначения. Для каждого ключевого слова из выбранного словаря выбирается его значение, которое может состоять из нескольких слов (предложения). Затем из каждого такого предложения выделяются другие ключевые слова, для которых из словаря приводятся их значения. Подобный анализ может быть продолжен и дальше до накопления необходимого объема информации. Тем самым можно получить многоуровневую структуру названия дополнительной образовательной программы, на первом уровне которой будут первичные ключевые слова названия программы, на втором уровне — выбранные ключевые слова ключевых слов первого уровня, на третьем уровне — выбранные ключевые слова ключевых слов второго уровня и т. д.

Таким способом осуществляется развертывание названия программы дополнительного образования детей для последующего формирования на этой основе ее основного содержания.

После завершения развертывания названия можно составить морфологическую матрицу (таблицу), чтобы выявить возможные комбинации (сочетания) слов, которые потребуются в дальнейшем для описания содержания программы. В головке таблицы можно привести обозначения ключевых слов первого и второго уровня, а в боковике таблицы — обозначения ключевых слов третьего уровня.

Комбинации слов, имеющих смысловое значение, следует отбирать и заносить в список словосочетаний для последующего анализа на предмет целесообразности дальнейшей обработки. Полученные смысловые сочетания слов следует развивать с помощью задания вопросов: что≤, где≤, когда≤, кто≤, как≤, зачем≤ и сколько≤.

После отбора смысловых описаний и развития их с помощью семи вопросов получим не структурированное содержание дополнительной образовательной программы.

Сущность процесса структурирования состоит в выявлении системы смысловых связей между элементами дидактической единицы содержания и позволяет расположить учебный материал в последовательности, вытекающей из этой системы связей.

В соответствии с нормативным документом [2] структурирование учебного материала дополнительных образовательных программ осуществляется по разделам и учебным темам в рамках каждого раздела. Если дополнительная образовательная программа рассчитана на обучение детей на срок не более одного года, то структурирование учебного материала может осуществляться по учебным темам.

Каждая учебная тема дополнительной образовательной программы является самостоятельной учебной единицей, которая характеризуется общей функциональной направленностью и логической завершенностью. В структурном отношении каждая учебная тема состоит из ряда элементарных дидактических единиц (учебных вопросов).

По нашему мнению, содержание дополнительной образовательной программы представляет собой совокупность учебных вопросов, структурированных по учебным темам и разделам, и размещенных в определенной последовательности в учебно-тематическом плане программы. Структурирование учебного материала начинается с формирования учебных вопросов с последующим объединением их в учебные темы. После завершения структурирования учебных тем программы приступают к структурированию учебных разделов программы.

Учебные разделы программы структурируются путем объединения учебных тем по определенным признакам: теоретическим знаниям нужной направленности, практическим умениям и навыкам, реализующим эти знания, опыту творческой деятельности и опыту эмоционально-ценностных отношений, что соответствует реализации культурологической концепции построения содержания образовательных программ.

Рассмотрим формирование элементов содержания образования на примере анализа названия образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист» [4]. Такое название программы содержит культурологическую направленность из-за наличия в нем слова «журналист». На основе применения этого слова раскроем механизм формирования содержания программы. Обозначим слово «Журналист», символом (буквой) А и для установления значения этого слова будем ориентироваться на словарь [1]. В табл. 1 приведены значение и буквенное обозначение слова «журналист», а также значения и обозначения входящих в него ключевых слов первого, второго и третьего уровней иерархии.

Таблица 1

Анализ содержания ключевых слов в названии образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист»

Символ слова

Название слова

Значение слова

А

Журналист

Литературный работник, занимающийся журналистикой [1, с. 191]

А1

Журналистика

Литературно-публицистическая деятельность

в журналах, газетах [1, с. 191]

А2

Занятие

То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа, а также всеобщее заполнение чем-н. своего времени [1, с. 208]

А3

Работник

Человек, который работает, трудится. Человек, работающий в какой-н. сфере трудовой деятельности [1, с. 627]

А4

Литературный (литература)

Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Совокупность произведений какой-н. отрасли знания, по какому-н. специальному вопросу [3, с. 321]

А1.1

Газета

Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни 13, с.121]

А1.2

Журнал

Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания [1, с.191]

А1.3

Деятельность

Занятие, труд. Работа каких-н. органов, а также сил природы [1, с.159]

А1.4

Публицистика

Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества [1, с. 620]

А2.1

Работа

Занятие, труд, деятельность [1, с. 627]

А2.2

Труд

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Привитие умений и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности [1, с. 802]

А2.3

Дело

Круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-н., входит в чьи-н. задачи [1, с. 154]

По данным табл. 1 можно построить морфологическую матрицу ключевых слов, составленную от ключевого слова «Журналист» (табл. 2). Соединение выбранных символов, одного по горизонтали, а другого — по вертикали записывается в ячейке матрицы в буквенной форме и представляет собой вариант словосочетания. Например, соединение символа А с символом А2.1 дает комбинацию А, А2.1, которую нужно ввести в ячейку матрицы. Аналогичным образом вносятся в ячейки табл. 2 все возможные варианты сочетания букв, а затем проводится отбор смысловых сочетаний и их развитие.

Таблица 2

Фрагмент морфологической матрицы ключевых слов от слова «Журналист» (А)

Символы слова

А

А1

А2

А3

А4

А1.1

А, А1.1

А1, А1.1

А2, А1.1

А3, А1.1

А4, А1.1

А1.2

А, А1.2

А1, А1.2

А2, А1.2

А3, А1.2

А4, А1.2

А1.3

А, А1.3

А1, А1.3

А2, А1.3

А3, А1.3

А4, А1.3

А1.4

А, А1.4

А1, А1.4

А2, А1.4

А3, А1.4

А4, А1.4

А2.1

А, А2.1

А1, А2.1

А2, А2.1

А3, А2.1

А4, А2.1

А2.2

А, А2.2

А1, А2.2

А2, А2.2

А3, А2.2

А4, А2.2

А2.3

А, А2.3

А1. А2.3

А2, А2.3

А3, А2.3

А4, А2.3

Рассмотрим, например, на предмет развития комбинацию слов А, А2.1, которая означает: «журналист, работа» или можно сказать «работа журналиста» (табл. 3).

Таблица 3

Фрагмент развития отобранного словосочетания «Работа журналиста»

Символ слова

Вопрос

Уточнение вопроса

Ответ в форме учебного вопроса

А, А2.1

Что

такое

Виды работ журналиста

А, А2.1

Где

ведется

Рабочее место журналиста

А, А2.1

Когда

выполняется

Рабочее время журналиста

А, А2.1

Кто

управляет

Органы управления организации

А, А2.1

Как

выполняется

Содержание работы журналиста

А, А2.1

Зачем

желает

Престижность работы

А, А2.1

Сколько

Ценится

Условия оплаты труда журналиста

После применения вопросов развития для отобранного словосочетания «Работа журналиста» получаем семь разных элементов или учебных задач (вопросов) содержания программы.

Таким образом, на основе данных табл. 2 можно осуществить отбор множества смысловых словосочетаний и после применения к ним семи вопросов (табл. 3) получить не структурированное содержание программы.

Полученные в табл. 3 учебные вопросы следует структурировать в учебные темы. Можно учебные вопросы «Рабочее место журналиста», «Рабочее время журналиста», «Условия оплаты труда журналиста» объединить в учебную тему — «Условия и оплата труда журналистов». Учебные вопросы: «Престижность работы журналиста», «Виды работ журналиста» и «Содержание работ журналиста» можно объединить в другую учебную тему — «Журналистская деятельность». «Управление работой журналистов» можно выделить в учебную тему — «Управление издательской деятельностью».

Для реализации культурологического подхода следует учебные темы «Условия и оплата труда журналистов» и «Управление издательской деятельностью» отнести к теоретическим знаниям, а учебную тему «Журналистская деятельность» — к теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам.

Однако после проведенного исследования возникает вопрос, а может разработанные учебные темы с учебными задачами получили рассмотрение и в действующей образовательной программе дополнительного образования детей «Юный журналист»≤

Для сравнения приведем названия учебных тем из образовательной программы [4]:

1. Введение в программу; 2. История российской журналистики; 3. Журналистика как профессия; 4. Функции журналистики; 5. Требования к журналисту; 6. Формирование жанров журналистики; 7. Знакомство с оформительским делом; 8. СМИ — воспитатель гражданственности; 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. 10. Подведение итогов работы объединения.

Как можно заметить, разработанные в ходе настоящего исследования учебные темы «Условия и оплата труда журналистов» и «Управление издательской деятельностью» в образовательной программе дополнительного образования детей «Юный журналист» не получили должного применения. Содержание предложенной темы «Журналистская деятельность» гораздо шире и глубже по знаниям, умениям и навыкам, чем содержания 4, 5 и 6 учебных тем в действующей программе.

В заключение следует отметить, что предложенная методология создания новых и обновления действующих образовательных программ, основанная на гармоничном соединения текстового и культурологического подходов, может служить одним из действенных инструментов гуманизации и гуманитаризации содержания системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Литература:

1.                            Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.

2.                            Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.

3.                            Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 176 с.

4.                            Селюта И. Л. Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист».- URL: htpp://Selyuta_ programma_yur_zhur.doc. — [Дата обращения 04.02.2013].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle