Библиографическое описание:

Кондратюк Н. В. Корпоративная стратегия предприятий закрытого производственного цикла для производства подсолнечника // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 170-173.

Эффективное производство подсолнечника в современных условиях формируется в основном за счет количественных факторов, в то время, когда стратегия качественных изменений требует значительной доработки. Главной проблемой выращивания подсолнечника сегодня является отсутствие заинтересованности производителей в долгосрочных программах развития сельскохозяйственного производства, что отрицательно влияет на хозяйственную деятельность.

Специфической чертой товарного производства семян подсолнечника в Харьковской области является то, что значительные объемы продукции выпускаются крупными предприятиями, которые часто имеют корпоративную структуру [1].

Учитывая финансовые, организационные и ресурсные возможности таких предприятий и тенденции к постоянному росту их количества, особое внимание следует уделить дальнейшей стратегии их развития, которая отвечала бы не только коммерческим интересам, но и национальным. Главным заданием развития производства в современных условиях является реализация концепции общего роста благосостояния в стране для всех слоев населения, а также обеспечение социальной, экологической и национальной концепции развития предпринимательства в Украине [2].

Большинство украинских сельскохозяйственных предприятий сегодня отказались от производства сельхозпродукции на основе закрытого цикла. Причиной этого можем назвать следующее:

1.         В результате проведения реформы собственность в аграрном производстве стала разделенной, что привело к сокращению масштабности производства.

2.         Большинство производителей сельскохозяйственной продукции из-за уменьшения масштабности производства и отсутствия достаточного капитала, сориентировали свое производство на низко затратные виды продукции с высоким спросом — зерновые и подсолнечник.

3.         Большинство предприятий отказались от животноводства из-за высокой убыточности его производства и неконкурентоспособности с импортированной продукцией (на условиях ВТО).

4.         Закрытый цикл требует углубленной переработки продукции и сформированных стабильных рынков сбыта, ориентирован на конечного потребителя, на что у большинства предприятий недостаточно капитала.

5.         Активная деятельность трейдеров и перерабатывающих предприятий делает проблемной собственную переработку вследствие низкого уровня доступа производителей к непосредственному потребителю.

Закрытый производственный цикл — логическое направление развития современных технологий в условиях энергетического кризиса и поиска восстанавливаемых ресурсов для мировой экономики. Учитывая многофункциональность возможностей использования подсолнечника, такая культура в закрытом цикле может занимать одно из центральных мест. Главным принципом формирования закрытого цикла является сокращения расходов на производство отдельных видов продукции смежных отраслей при увеличении выхода продукции каждой отрасли и общем росте прибыльности хозяйственной деятельности.

Оценивая возможности выращивания подсолнечника в условиях закрытого производственного цикла, отметим: чем меньше площадь хозяйственной деятельности исследуемых предприятий, тем менее выгодно формировать закрытый производственный цикл. Как видно на рисунке 1, прогнозированная прибыль от организации производства на основе стратегии закрытого цикла прямо пропорциональна масштабам хозяйственной деятельности исследуемых предприятий.

Рис. 1. Прогнозированная прибыль на 1 га посевов подсолнечника в зависимости от масштабов производства

Источник: рассчитано автором на основе собственных исследований.

То есть, реализация предложенной стратегии возможна лишь при условии крупнотоварного производства или объединения мелких производителей на основе формирования ими территориального закрытого производственного цикла.

Учитывая выделенные тенденции, отметим, что создание закрытого производственного цикла возможно лишь при условии достаточного капитала в сельскохозяйственных предприятиях, значительных масштабов деятельности предприятий и ориентации их не только на экономический результат, но и на экологизацию производства.

Но сегодня большинство сельскохозяйственных предприятий не имеют достаточных возможностей для создания такого типа производства на основе современных технологий. В соответствии со спецификой вложения и формирования имущественных отношений на основе особенностей распределения капитала, производство данного типа может формироваться как постепенно, по этапам процесса и подразделениях, так и сразу запускаться в соответствии с технологическими стандартами на всем текущем цикле. В результате этого мы видим пять вариантов создания производства на основе закрытого производственного цикла.

1.                  Кредитное формирование технологий производства подсолнечника на основе закрытого производственного цикла доступное предприятиям, имеющим достаточный уровень платежеспособности и наличие кредитных гарантий. То есть, кредитование предусматривает наличие залога, что в условиях неопределенности земельного рынка является довольно проблематичным. В целом вариант кредитного введении технологий мы считаем довольно сложным с позиции доступности финансового ресурса и низкой привлекательности использования данного типа средств для аграриев.

2.                  В условиях привлечения внешних инвестиций главным фактором реализации нами рассматривается наличие потенциальных инвесторов и условия инвестирования сельскохозяйственных предприятий. Инвестиционный климат аграрного сектора страны на сегодняшний день сложно назвать привлекательным вследствие отсутствия гарантированно высокой отдачи от капиталовложений. И хотя подсолнечник прибыльная культура, его производство, как и сельское хозяйство в целом, относится к предпринимательству с высокой степенью риска. Кроме того, нестабильность законодательной базы приводит к неуверенности инвесторов в надежности потенциальных партнеров [3].

3.                  В случае формирования технологий производства подсолнечника за счет внутренних инвестиций предприятие остается абсолютно независимым. Всю прибыль от производства оставляет в своем распоряжении. В этом случае возможен лишь поэтапный переход к новому типу организации производства, что значительно замедляет отдачу от капитала. Кроме того, в современных условиях большинство сельхозпредприятий на такую реорганизацию производственного процесса просто не имеют ресурса или могут сформировать его на протяжении длительного периода, что нивелирует его инновационную ценность.

4.                  Кооперативное формирование технологий производства подсолнечника предусматривает специализацию отдельных предприятий на отдельном виде продукции, объединяя их в единую цепь закрытого производственного цикла на основе общего использования капитала и личного трудового участия в производственных процессах. Сегодня большинство сельскохозяйственных предприятий не готовы к кооперации из-за отсутствия доверия к партнерам и неготовности разделять с другими прибыль, труд и капитал. Кроме того, формировать отрасль животноводства и переработку с нуля очень сложное задание, и большинство предпринимателей не заинтересованы в этом. Более того, на основе такой специализации развитие закрытого производственного цикла на сельских территориях в нынешнее время не представляется возможным. Такую систему кооперации необходимо начинать с формирования нового производства, но из-за аграрного кризиса у сельхозпроизводителей часто нет даже простого финансирования производства [4].

5.                  Наиболее реальным и перспективным направлением формирования технологий производства подсолнечника на основе закрытого производственного цикла мы считаем корпоративный. Все больше сельскохозяйственных предприятий по масштабам производства приобретают черты корпораций, поскольку инвесторы не желают пассивно вкладывать в производство, а формируют экономическую деятельность, основываясь на прямых инвестициях в производство. Часто это иностранные инвесторы или капитал, который приходит в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики, поэтому они ориентированы на максимальное получение прибыли. К сожалению, такая ориентация не создает условий для рационального использования ресурсов. Но, с другой стороны, культура подсолнечника становится одной из центральных для таких корпоративных объединений. Главным плюсом корпоративного варианта является наличие достаточных финансовых ресурсов для его создания. Кроме того, в результате значительных масштабов производства, корпоративные предприятия уже имеют определенные перерабатывающие мощности и организационные возможности для создания такого типа хозяйственной деятельности. Для самого корпоративного хозяйства переход к закрытому производственному циклу является вариантом увеличения прибыли от хозяйственной деятельности, расширение рынков сбыта, создание условий для более эффективного использования ресурсов и восстановления производственных мощностей, в первую очередь земли [5].

Формирование крупных сельскохозяйственных предприятий на корпоративной основе предусматривает, что они охватывают значительную территорию. В соответствии с поставленными заданиями формирование закрытого производственного цикла заключается во взаимодополнении отраслей. Организационная структура такого аграрного предприятия предусматривает обязательное наличие в каждом отдельном подразделении базовых отраслей растениеводства и животноводства. Переработка, так же как и отделы хранения, сбыта и транспортировки продукции, может быть как локализованной, так и централизованной — в зависимости от величины и размещения производства. Кроме того, на размещение подразделений хранения и переработки влияют масштабы предприятия и наличие у него ресурсов. Чем выше территориальная концентрация производства, тем целесообразнее формировать крупные перерабатывающие подразделения. При этом важным фактором остается обеспечение обратной связи перерабатывающей отрасли с растениеводством и животноводством для передачи им отходов переработки, что значительно сокращает внешние расходы на организацию природного восстановления в производстве.

Таким образом, решается не только вопрос организации чистого экологоориентированного производства, но и обеспечивается снижение его себестоимости на основе безотходности цикличного производственного процесса.

В рамках реализации стратегии предприятия с ориентацией на закрытый цикл производства наиболее приемлемой, по нашему мнению, является стратегия концентрической диверсификации, которая ориентирована на создание новых производств, совпадающих с профилем организации [5]. Адаптируя ее к сельскохозяйственному производству сформируем ее по следующей матрице, представленной в таблице 1.

Сформированная модель стратегии предусматривает как развитие аграрного предприятия в целом, так и динамическую эволюцию его отраслей на основе качественного взаимодействия.

При этом миссия предприятия остается традиционной — обеспечение максимальной прибыли при условии оптимального использования ресурсов. В аграрном производстве в условиях рынка такая миссия реализует основной принцип хозяйственной деятельности.

Размещение ресурсов осуществляется в корпорации на принципах взаимодополнения отраслей, при этом в каждой отдельной отрасли размещение осуществляется снизу вверх — от базовой организации производства до формирования переработки и производственных процессов на основании современных интенсивных технологий.

Таблица 1

Матрица корпоративной стратегии для сельскохозяйственных предприятий с ориентацией на закрытый цикл производства

Показатели

Предприятие

Растениеводство

Животноводство

Переработка

Миссия корпорации

Максимизация прибыли при оптимизации ресурсов

Стратегические бизнес-единицы

Выпуск конечной продукции

Зерново-масличная специализация

Птицеводство

Масло, мука

Размещение ресурсов

Взаимо-дополнение

Базовая технология

Базовая технология

После перераспре-деления прибыли

Составляющие корпоративной стратегии

Прибыль производства и сбыта

Минимизация привлечения чужих ресурсов

Минимизация привлечения чужих ресурсов

Формирование товарной продукции и оборотных ресурсов в другие подразделения

Использование синергизма

Комплексное взаимодополнение отраслей с ориентацией на экологическое производство в закрытом цикле

Корпоративное развитие

Сегментационное развитие отраслей по территориальному принципу.

Источник: разработано автором на основе материалов.

При этом в первую очередь развиваются отрасли основного производства, а в соответствии к ним формируются и размещаются по территории подразделения по переработки продукции. Переработка ориентирована таким образом, чтобы обеспечивать формирование максимально прибыльных каналов сбыта конечной продукции, с одной стороны, и формирование кормовой базы для животноводства на основе собственных ресурсов — с другой. В соответствии с данной концепцией подсолнечник выступает одним из ключевых элементов производства, поскольку он является источником сырья для развития высоко прибыльной переработки сельскохозяйственной продукции; обеспечивает кормами отрасль животноводства, а его растительные остатки, при соответственной переработке, выступают источником восстановления почвы, когда вносятся в виде удобрений. Кроме того, удобрения для выращивания подсолнечника получаем от животноводства, что обеспечивает их высокое качество и значительно сокращает расходы на эту статью технологии.

Таким образом, корпоративная стратегия развития крупных аграрных предприятий отвечает всем требованиям современных рыночных реалий производства и в долгосрочном периоде реализовывает не только экономические, но и экологические и общественные задания развития сельскохозяйственного производства.

Литература:

1.                          Харківська область у 2011 році / За ред. Мамонтової О.Г. — Головне управління статистики у Харківській області, 2012.- 582с.

2.                          Україна у цифрах у 2011 році /упоряд. О. Г. Осауленко. — К. Державна служба статистики України, 2012. — 520 с.

3.                          Колодізєв О. М., Колесніченко В. Ф. Гроші і кредит: підручник. — К., 2010.

4.                          Іванух Р. А., Дусановський С. Л., Білан Є.М. Агграрна еекономіка і ринок. — Тернопіль: «Збруч», 2003. — 305 с.

5.                          Портер Майкл Е. Стратегія конкуренції /Пер. з англ. А. Олійник, Р. Скільський. — К.: Основи, 1998. — 390 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle