Библиографическое описание:

Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 290-294.

В статье рассматриваются современная криминогенная обстановка в России и деятельность правоохранительных органов на основе анализа официальной статистики, научных и авторских подходов.

Ключевые слова: современная, криминогенная обстановка, Россия, деятельность, правоохранительные органы, анализ, статистика, научные и авторские подходы.

Как известно происходящие с 90-х годов XX столетия в России реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и значительный рост общеуголовных, экономических, коррупционных и других преступлений, в том числе появление и новых их видов.

Для сравнения, если за 1990 год в РСФСР было зарегистрировано 1839451 преступление, то в новой России за 1991 год — 2173074 преступления, в 1995 году — 2755669 преступлений, в 1999 году — 3001748 преступлений, а в 2000 году — 2952367 преступлений [2, с. 158]. Последние показатели состояния преступности держались и в течение первых пяти лет XXI века. В этот период росли не только абсолютные показатели, но и коэффициенты преступности (например, в 1986–1990 гг. — 983 число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек, то в 1991–1995 гг. — 1770 преступлений, а 1996–2000 гг. — 1854 преступления), удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений (например, в 1997 г. удельный вес указанных преступлений составил 59,3 %; в 1999 г. — 61,5 % и т. д.) [2, с. 183], а также другие количественные и качественные показатели преступности.Одновременно изменилась структура преступности, в которой бытовую, уличную преступность сменила усугубляющая организованная и профессиональная преступность, включающая криминализацию населения, коррупцию в органах власти и правоохранительных органах, торговлю наркотиками и оружием, заказные убийства, терроризм и другие ее проявления.

Все это свидетельствует не только о значительном росте преступлений, структурном изменении преступности, но и указывает на существенные проблемы в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России в этот период.

Поэтому представляют интерес следующие вопросы: какова криминогенная обстановка в России в настоящее время; какова криминологическая характеристика преступности, в том числе и отдельных видов преступлений; насколько результативна деятельность правоохранительных органов России≤

Вопросам анализа криминогенной обстановки, ситуации в России и отдельных регионах [3], а также криминологической характеристике отдельных видов преступлений посвящено немало публикаций [4]. В тоже время это не лишает нас продолжить рассмотрение актуальных проблем криминогенной обстановки, ситуации и характеристики преступлений, а поэтому предметом нашего исследования будет анализ криминогенной обстановки в России и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью за последние годы.

Каждое государство, как известно, характеризуется не только политико-идеологическими, социально-экономическими, экологическими, гуманитарными и др. показателями, но и в не меньшей степени состоянием общественной безопасности и правопорядка. Как же живется гражданам России и приезжающим иностранцам, в какой криминогенной обстановке они находятся≤

Перед Российским государством на современном этапе развития, перед ее гражданами, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы управления, экологии, растущего терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и оружия, религиозного радикализма и национализма, эксцессов и насилия на почве межэтнической, межнациональной и межконфессиональной неприязни, а также растущая миграция населения из других стран.

Естественно, государство стремится регулировать межличностные отношения, не только формируя традиции, нравственные устои, правила этикета, но и создавая нормативные правовые акты (административное, уголовное и др. законодательство), которые предусматривают соответствующие виды и меры ответственности за нарушение тех или иных норм поведения человека в обществе.

В этой части у государства имеется специальный аппарат — правоохранительные органы (государственные органы), которые обязаны выполнять задачи по обеспечению законности, общественной безопасности и правопорядка, защищать человека и его законные права и свободы, охранять законные интересы государственных и негосударственных организаций, бороться с преступностью и иными правонарушениями.

В юридической словаре правоохранительные органы определяются как государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью [12].

В систему правоохранительных органов России помимо государственных органов включаются и негосударственные организации [10, с. 8]. Что касается государственных правоохранительных органов (предмет нашего исследования), то они представляют органы исполнительной, судебной и контрольной власти в зависимости от выполняемых ими задач. При этом в части выполнения государственных задач по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, то они входят в полномочия определенных правоохранительных органов, а именно: органов судебной власти (судов общей юрисдикции и т. д.), органов исполнительной власти (органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы и т. д.) и контрольных органов (прокуратуры и т. д.).

В свою очередь, правоохранительные органы исходя из полномочий (компетенции), разграничивающих их подведомственность, подследственность выполняют функции оперативно-розыскной деятельности, выявления, регистрации и рассмотрения сообщений о происшествиях, предупреждения, пресечения и раскрытия преступных посягательств, предварительного расследования и осуществления правосудия по уголовным делам и др. Указанные виды деятельности правоохранительных органов направлены на нейтрализацию и улучшение криминогенной обстановки в стране.

Прежде чем мы перейдем к конкретному анализу современной криминогенной обстановки в России, целесообразно определиться в значении используемых терминов.

В юридическом словаре криминогенная ситуация (англ. criminogen situation) определяется как обстановка, характеризующаяся распространенностью преступных деяний, порождающая преступления, способствующая усилению преступности [1]. При этом под криминогенной обстановкой понимается совокупность факторов, способствующих сохранению или росту преступности (отдельных ее родов или видов) на определенной территории [1]. Представляет интерес и термин криминологическая характеристика (англ. criminological research), который предполагает описание свойств, закономерностей, факторов и последствий преступности (отдельного ее рода или вида), а также свойств личности преступника (отдельного ее типа) [11].

Общепризнано, что криминологическая характеристика отдельных видов преступлений, включает в себя состояние, динамику, удельный вес, структуру и другие показатели, которые будут нами использованы для характеристики современной криминогенной обстановки в России.

За 2012 год в России зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, или на 4.3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее — АППГ), в том числе удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных составил 24,8 %[5]. За 2011 год было зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений, что на 8,5 % меньше, чем за АППГ, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений — 25,3 % [6]. За 2010 год — 2628,8 тыс. преступлений, что на 12,2 % меньше, чем за АППГ, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений — 26,0 % [7]. За 2009 год — 2994,8 тыс. преступлений, что на 6,7 % меньше, чем за АППГ, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений — 26,6 %[8]. В тоже время за 2008 год — 3209,9 тыс. преступлений, что на 10,4 % меньше, чем за АППГ, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений — 26,5 % [9].

Более наглядно динамика регистрируемых сообщений о преступлениях и удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений показана в таблицах ниже.

Динамика зарегистрированных сообщений о преступлениях

3209,9 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2994,8 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2628,8 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2404,8 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2302,2 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2008

2009

2010

2011

2012

Динамика удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений

26,5 %

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

26,6 %

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

26,0 %

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

25,3 %

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

24,8 %

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2008

2009

2010

2011

2012

Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнение с 2008 годом зарегистрировано на 907,7 тыс. меньше преступлений. При этом наблюдается снижение регистрируемых преступлений, как в целом, так и тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе и их удельного веса. Указанные цифры ни в коей мере не снижают общественную опасность преступлений и их влияние на общественную безопасность и правопорядок, социально-экономическое развитие России.

В тоже время многие виды преступности, характеризуются достаточно высокой латентностью, а поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна третья (или вторая) часть совершаемых преступлений. При этом для отдельных видов преступлений (например, преступления коррупционной направленности, экологические и др.) характерна не только высокая скрытая, но и скрываемая часть преступлений, а общее количество регистрируемых преступных деяний явно не соответствует числу сообщений о них и известных правоохранительным органам.

Проанализируем структуру преступности и прежде выделим видыпреступлений, по которым за 2012 год [5] имеется снижение регистрируемых преступлений. К таким преступлениям относятся следующие виды:

-          в результате преступных посягательств погибло 38,7 тыс. (–3,45) человек;

-          48,7 %, а это около половины из всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 992,2 тыс. (–4,5 %), грабежа — 110,1 тыс. (–13,9 %), разбоя — 18,6 тыс. (–7,3 %); при этом почти каждая 4 кража (27,9 %), каждый 23 грабеж (4,4 %), и каждое 14 разбойное нападение (7,2 %) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище, а каждое 24 (4,2 %) зарегистрированное преступление — квартирная кража, число которых сократилось на 12,1 % по сравнению с АППГ;

-          выявлено 26,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, что на 5,9 % меньше, чем за АППГ;

-          выявленных 1,4 тыс. фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, что на 7,6 % меньше, чем за АППГ;

-          зарегистрировано 27,58 тыс. экологических преступлений, что на 5,4 % меньше, чем за АППГ;

-          выявлено 173 тыс. преступлений экономической направленности, что на 14,6 % меньше, чем за АППГ, при этом удельный вес этих преступлений составил 7,5 %;

-          зарегистрировано 42,7 тыс. преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, что на 5,1 % меньше, чем за АППГ, в том числе гражданами СНГ — 37,3 тыс. (?7,8 %) преступлений, их удельный вес составил 87,5 % и т. д.

Проанализируем также структуру преступности, по которым за 2012 год [5] имеется рост регистрируемых преступлений. К таким преступлениям относятся следующие виды:

-          в результате преступных посягательств здоровью 50,6 тыс. (+2,4 %) человек причинен тяжкий вред;

-          выявлено 219 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7 % больше, чем за АППГ;

-          зарегистрировано 637 (+2,4 %) преступлений террористического характера и 696 (+11,9 %) преступлений экстремистской направленности;

-          выявлено 714 тыс. (+12,4 %) преступлений, совершенных в общественных местах; при этом на улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 466,1 тыс. (+13,0 %) преступлений, в том числе 210,2 тыс. (+20,6 %) краж, 7,6 тыс. (+1,8 %) разбойных нападений;

-          зарегистрировано 173 (+11,6 %) разбойных нападений, совершенных на дорогах и трассах вне населенных пунктов;

-          выявлено 110 (+46,7 %) фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

-          совершено 17,3 тыс. (+2,4 %) тяжких и особо тяжких преступлений организованными группами или преступными сообществами, при этом их удельный вес увеличился с 5,2 % в 2011 году до 5,7 % и т. д.

Как в такой криминогенной обстановке осуществляют свою деятельность правоохранительные органы≤ Деятельность правоохранительных органов характеризуется многими показателями, в том числе: результатами по регистрации и рассмотрению сообщений о преступлениях, по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, по расследованию уголовных дел, по возмещению ущерба от преступлений и т. д.; показателями нагрузки на сотрудников и др.

Одним из значимых показателей, который определяет результативность деятельности правоохранительных органов, является раскрываемость преступлений.

Так, за 2012 год в России раскрыто 1252,8 тыс. преступлений (–4,5 %), а не раскрыто 1014,7 тыс. преступлений, что на 6,1 % меньше, чем за АППГ [5]. За 2011 год было раскрыто 1311,8 тыс. преступлений (8,3 %), а не раскрыто 1080,1 тыс. преступлений, что на 9,5 % меньше, чем за АППГ [6]. За 2010 год раскрыто 1431 тыс. преступлений (13,3 %), а не раскрыто 1193,3 тыс. преступлений, что на 8,8 % меньше, чем за АППГ [7]. За 2009 год раскрыто 1651 тыс. преступлений (3,6 %), а не раскрыто 1309,1 тыс. преступлений, что на 11,5 % меньше, чем за АППГ [8]. В тоже время за 2008 год раскрыто 1713,4 % тыс. преступлений (–3,5 %), а не раскрыто 1479,5 тыс. преступлений, что на 20,6 % меньше, чем за АППГ [9].

Более наглядно динамика раскрытых и нераскрытых преступлений показана в таблицах ниже.

Динамика раскрытых преступлений

1713,4 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1651 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1431 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1311,8 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1252,8 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2008

2009

2010

2011

2012

Динамика нераскрытых преступлений

1479,5 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1309,1 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1193,3 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1080,1 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

1014,7 тыс.

Описание: http://10.144.1.134/img/obe/Stolb.jpg

2008

2009

2010

2011

2012

Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнение с 2008 годом раскрыто на 460,6 тыс. меньше преступлений. При этом наблюдается снижение раскрытых преступлений, естественно, выше было отмечено, что в последние годы существует тенденция снижения регистрируемых сообщений о преступлениях. В части нераскрытых преступлений, то здесь ситуация противоположная, имеет место уменьшение количества нераскрытых преступлений на 464,8 тыс. преступлений, что несомненно положительно.

Более подробно проанализируем отдельные аспекты раскрываемости преступлений за последний год. Как было нами выше указано за 2012 год [5] раскрыто 1252,8 тыс. (–4,5 %) преступлений, а не раскрыто 1014,7 тыс. преступлений, что на 6,1 % меньше АППГ. В тоже время, из числа нераскрытых преступлений удельный вес тяжких и особо тяжких составляет 24,2 % (в 2011 году — 24,8 %). При этом остались нераскрытыми 1,8 тыс. (–14,8 %) убийств и покушений на убийство, 5,2 тыс. (–13,5 %) фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 615,8 тыс. (–6,0 %) краж, 56 тыс. (–18,1 %) грабежей, 6,3 тыс. (–13,1 %) разбойных нападений. Эти цифры конкретно показывают о существующих проблемах в деятельности правоохранительных органов и, безусловно, требуют качественного совершенствования их деятельности.

В целом же можно отметить, что исходя из указанных официальных данных и учитывая латентность преступности можно констатировать реальную криминогенную обстановку в России и более того во взаимосвязи с результативностью деятельности правоохранительных органов, которые показывают состояние безопасности граждан России и иностранцев, общества и в целом Российского государства.

Осуществляемые правоохранительными органами попытки взять под контроль криминогенную ситуацию в России, выстроить эффективный механизм борьбы с преступностью и, который бы привел к значительному повышению раскрываемости и существенно сократил количество ежегодно нераскрытых преступлений, пока свидетельствуют о недостаточной результативности. Поэтому автор этих строк солидарен с научной позицией, что политические и экономические преобразования в России конца XX столетия повлекли негативные последствия в социально-экономическом и морально-психологическом облике личности и общества, а как следствие привело к криминализации населения, вседозволенности, отказу от многих моральных, этических и религиозных принципов и традиций, идеологии противодействия преступности и т. д.

Естественно, в таких условиях, сотрудникиправоохранительных органов, как часть российского общества также имеют эти же недостатки. Поэтому проблемы с раскрываемостью преступлений, объективным предварительным расследованием и справедливым осуществлением правосудия по уголовным делам связаны не с оптимизацией правоохранительных органов, а с морально-психологической и профессиональной подготовленностью сотрудников соответствующих органов, с коррупционной направленностью использования служебного положения сотрудниками этих органов и т. д.

В данной работе не ставится задача выработки новых подходах в совершенствовании борьбы с преступностью, а обращается внимание на непосредственную связь между криминогенной обстановкой в России и деятельностью правоохранительных органов и проблемами, которые есть в этой деятельности.

Криминологическая характеристика включает и другие показатели — состояние, динамику, структуру преступлений, совершаемых ранее судимыми, организованной, коррупционной, бытовой и воинской преступности, дорожно-транспортных происшествий, сведений о лицах, совершивших преступления и другие, которые требуют самостоятельного исследования.

По нашему мнению, проанализированные показатели криминологической характеристики зарегистрированных преступлений, позволяют акцентировать внимание на современной криминогенной обстановке в России, и при этом отметить, что, несмотря на положительные тенденции в борьбе с преступностью за последние годы она продолжает оставаться сложнойитребует государственного и общественного контроля, чтобы каждый гражданин России и иностранец чувствовали себя в состоянии обеспеченной безопасности независимо от места и времени своего нахождения. Для достижения этой цели необходима последовательная и результативная деятельности всех правоохранительных органов, которая в свою очередь требует также качественного совершенствования.

Литература:

1.         Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15761(дата обращения: 29.06.2013).

2.         Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 912 с.

3.         См.: Айкало И. В. Влияние бесконтрольной миграции на криминогенную обстановку в стране // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2012. — С. 238–242; Криминогенная ситуация в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/category/tegi/kriminogennaya-situatsiya-v-rossii (дата обращения: 29.06.2013) и др.

4.         См.: Дицевич Я. Б. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности: дисс. … канд. юрид. наук. — Иркутск, 2009. — 267 с.; Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.28530_1.html (дата обращения: 29.06.2013); Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/pravo/kkvv/12.htm (дата обращения: 29.06.2013) и др.

5.         Состояние преступности — январь-декабрь 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/804701 (дата обращения: 29.06.2013).

6.         Состояние преступности — январь-декабрь 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209743 (дата обращения: 29.06.2013).

7.         Состояние преступности — январь-декабрь 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209732 (дата обращения: 29.06.2013).

8.         Состояние преступности — январь-декабрь 2009 год [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209641 (дата обращения: 29.06.2013).

9.         Состояние преступности — январь-декабрь 2008 год [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209652 (дата обращения: 29.06.2013).

10.     Чернышева И. В. Краткий курс по правоохранительным органам: учеб. пособие / И. В. Чернышева, А. А. Рождествина. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. — 143 с.

11.     Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15764 (дата обращения: 29.06.2013).

12.     Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/45817(дата обращения: 29.06.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle