Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Похилько, Л. В. Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина / Л. В. Похилько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 413-417. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7415/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о весне, ее признаках, об изменениях происходящих весной в природе, в мире животных, птиц, насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и активизировать словарный запас по теме.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  3. Познакомить с обобщающими понятиями: дикие животные, цветы, насекомые.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность
  2. Развивать координацию движений, моторику обеих рук, умение соотносить речь с движением.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование:

Аудиоколонка, игрушки: заяц, белка, еж, птички, гнездышко, лягушки, насекомые. Игра «Бабочка на леске»

Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Растаял снег, потекли ручьи, вылезла травка, расцвели первые цветы, прилетели из дальних стран птички.

Воспитатель: А давайте с вами пойдем в весенний лес и посмотрим, как он просыпается после зимнего сна и что там происходит.

Дети: Пойдем.

(Дети встают и «идут» в лес)

Воспитатель: Смотрите, нам преграждают дорогу ручейки, почему он появились?

Дети: Снег растаял, и потекли ручьи

Воспитатель: Давайте переступим ручейки, чтобы не намочить ножки.

(Дети переступают через ручейки и идут дальше)

Воспитатель: Послушайте, ребятки, что это за звуки?

(Включается аудиозапись «шум леса»)

Воспитатель: Это лес шумит, зовет нас в гости.

Воспитатель: Ой, а кто это нас встречает, под кустиком сидит?

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Иди к нам, зайчик, что ты прячешься?

Зайчик: От лисы прячусь, заметный я стал, шубку меняю

Воспитатель: Ребятки, а какого цвета у зайчика шубка была зимой?

Дети: Белая.

Воспитатель: А сейчас, какая шубка становиться?

Дети: Серая.

Воспитатель: Правильно, зимой зайчик был беленький и его в снегу было не видно, а летом он меняет шубку на серую.

Воспитатель: До свидания, зайчик, беги дальше шубку менять. А мы с ребятами дальше пойдем.

Воспитатель: А вот и еще лесной житель по веточкам скачет. Кто это?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Да, это белочка к нам прибежала, она тоже шубку меняет.

Воспитатель: Сейчас она рыжая, а зимой, какая она была, вспомните.

Дети: Серая.

Белочка: Молодцы, правильно, зимой я была серая. А сейчас мне надо бежать, гнездо для бельчат строить.

Воспитатель: До свидания белочка!

Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, кажется, дождик весенний пошел. Такой теплый, вон тучка прилетела. А зимой, тучки нам что приносили?

Дети: Снег.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Пальчиковая гимнастика

Дождик капал на зайчонка (пальчиком на ладошке показывают капельки)

Дождик капал на бельчонка (пальчиком на ладошке показывают капельки)

А на мишку не попал, (вращения головой из стороны в сторону)

Он в берлоге крепко спал (складывают ладошки под щечку)

Воспитатель: Дождик закончился, а вот и мишка нам навстречу идет. Что мишка зимой делал?

Дети: В берлоге спал.

Мишка: Да, всю зиму проспал, а сейчас весенние ручейки в берлогу потекли и меня разбудили. Пойду еду себе искать, а то голодный я…

Воспитатель: До свидания, мишка. Ребятки, а кто еще зимой спал?

Дети: Ежики.

Воспитатель: А вот и ежик побежал, тоже еду после зимней спячки ищет.

Воспитатель: Ребятки, послушайте, как весело щебечут весной птички.

(Включается аудиозапись).

Воспитатель: Они прилетели из теплых стран и начинают вить гнезда. Посмотрите, какое гнездышко на веточке, а в гнездышке что?

Дети: Яички

Воспитатель: А из яичек кто потом вылупиться?

Дети: Птенчики.

Воспитатель: А давайте поиграем, превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птички»

Птички с юга прилетели, (бегают, машут крыльями)

И на веточки присели. (садятся на корточки)

Перышки почистили, (проводят руками по телу «чистят»)

Чтобы были чистые,

По веточкам попрыгали, (прыгают)

Весело чирикали.

На дорожку прилетели, (садятся на корточки)

Дружно зернышки поели. (сточат пальчиками по полу «клюют»)

Воспитатель: До свидания, веселые птички, мы пойдем дальше.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что это? Болотце, а в нем кто?

Дети: Лягушки

Воспитатель: А как лягушки квакают?

Дети: Ква — ква.

Воспитатель: Давайте мы с вами послушаем.

(Включается аудиозапись «кваканье лягушек» )

Воспитатель: Лягушки тоже спали зимой, болото замерзло, покрылось снегом, а под снегом и льдом спали лягушки.

Воспитатель: А теперь они проснулись, весело квакают, скоро начнут откладывать икринки, из которых появятся головастики, а потом — маленькие лягушата.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с лягушками и пойдем дальше. Вышли мы на лесную полянку, вокруг березки растут. Посмотрите, что распускается на ветках березок?

Дети: Листики.

Воспитатель: Да, молодые, зелененькие листики. Они пока еще меленькие, но скоро вырастут большими. А еще на берёзках появляются сережки — это так березки цветут.

Воспитатель: А посмотрите на землю, какая молодая травка растет, а еще первые цветы начинают расцветать. Какие первые цветы вы знаете?

Дети: Подснежники, одуванчики.

Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним, какое стихотворение, про одуванчик мы с вами учили.

(Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик» В. Серовой )

Воспитатель: Ой, а кто это прилетел на наш одуванчик сел?

Дети: Пчела.

Воспитатель: Весной просыпаются пчелы, муравьи, мухи, жучки и паучки. Как их можно назвать, одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, все это насекомые спали зимой под старыми листьями и под корой деревьев. А сейчас они проснулись, потому что потеплело, наступила весна. Ой, посмотрите, а вот и бабочка летит.

(Проводиться игра «Поймай бабочку»)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес. Мы с вами многое узнали, много друзей встретили на своем пути, а теперь нам пора возвращаться в группу.

(Проводится физкультминутка «Мы пойдем сперва направо…»)

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Т. А. Шорыгина: «Какие звери в лесу» М. Гном 2021.
  3. Т. А. Шорыгина «Деревья, какие они?» М. Гном 2014.
  4. Т. А. Шорыгина: «Насекомые, какие они?» М. Гном 2018.
  5. Т. А. Шорыгина: «Птицы, какие они?» М. Гном 2017.
  6. Т. А. Шорыгина: «Цветы, какие они?» М. Гном 2018.
  7. Т. А. Шорыгина: «Беседы о русском лесе» М. Гном 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, воспитание, декабрист, педагогическая антропология, Россия, воспитание юношества, русский язык, народное воспитание, Отечественная война, домашнее воспитание.


Ключевые слова

педагогическая антропология, антропологический принцип, развитие человека, всеобъемлющее знание о человеке., всеобъемлющее знание о человеке

Похожие статьи

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям...

Идеи народного образования в педагогическом наследии...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, общественное воспитание, воспитание, Том, Московский университет, инспектор классов

Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Ключевые слова: педагогическая антропология, русская православная педагогика, народность, религиозный характер воспитания, традиции русского народа.

Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории...

Дети получали хорошее домашнее воспитание.

Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери

Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества.

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных...

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати.

(История России).

Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения.

Становление краеведения в России как элемента...

Вопросы духовного воспитания молодого поколения, его духовного развития сегодня важны, как никогда.

Во второй половине XIX века в педагогических кругах России широко обсуждался вопрос использования краеведческого материала в процессе обучения.

Народная педагогика — основа формирование личности

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа...

Похожие статьи

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям...

Идеи народного образования в педагогическом наследии...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, общественное воспитание, воспитание, Том, Московский университет, инспектор классов

Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Ключевые слова: педагогическая антропология, русская православная педагогика, народность, религиозный характер воспитания, традиции русского народа.

Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории...

Дети получали хорошее домашнее воспитание.

Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери

Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества.

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных...

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати.

(История России).

Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения.

Становление краеведения в России как элемента...

Вопросы духовного воспитания молодого поколения, его духовного развития сегодня важны, как никогда.

Во второй половине XIX века в педагогических кругах России широко обсуждался вопрос использования краеведческого материала в процессе обучения.

Народная педагогика — основа формирование личности

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа...

Задать вопрос