Библиографическое описание:

Павлова Е. Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 405-407.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимулирования прогрессивных, творческих, инновационных изменений в самом учреждении дополнительного образования детей.

Ключевые слова:дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, профессиональная подготовка, саморазвитие.

«Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления» [8].

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере

образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, что обусловливает необходимость существенных изменений в дополнительном образовании детей» [7].

Ранее, в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2) определена её цель, которая состояла в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

На достижение данной цели направлено решение одной из задач по повышению социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей

Если учитывать, что «…дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным, то необходимо принимать во внимание, что оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте — результативность» [7].

В настоящее время любой стране, любому обществу нужны одаренные, талантливые люди как залог прогресса. Важно не только рассмотреть педагогический талант, дар, но и создать максимум условий для его развития.

Обучение педагогов в системе дополнительного образования детей имеет много общего со школьным и осуществляется через изучение, обобщение и распространение опыта, подготовку методических рекомендаций и предложений, совершенствование педагогической деятельности (системная консультационная помощь молодым педагогам, проведение открытых занятий, занятий мастер-класс опытными педагогами), обновление программного обеспечения образовательного процесса, руководство работой методических объединений, творческих групп педагогов, участие в аттестационных, экспертных комиссиях, проведение семинаров, совместных педагогических советов, конкурсов.

Однако в системе ДОД имеются и свои особенности. Дополнительное образование детей выступает как более «свободное», не накладывающее ограничений в учебной деятельности, куда чаще всего приходят работать люди, не имеющие педагогические специальности, но увлеченные, имеющие собственное хобби и готовые поделиться своими знаниями с детьми. Здесь многое зависит от педагога, его самоорганизации, самосовершенствования.

Задача руководителя учреждения объединить разных людей и сделать из них высокоэффективный коллектив, направленный на результат развития, как собственного потенциала, так и потенциала ребенка. Важно нацелить на общую цель, стимулировать творчество и инновационное мышление педагогов.

Руководитель в данном случае должен не только умело использовать (ключевое слова «польза») возможности своих подчиненных, но и объединять ожидания каждого педагога, всего педагогического коллектива и стремление самого учреждения к успешности, к результатам.

В современных условиях «каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона» [7].

Работая в учреждении дополнительного образования детей, у педагога есть возможность делать то, что у него лучше всего получается. Развивая потенциал детей, педагог развивается сам, получает похвалу, внимание и признание всего педагогического сообщества, как собственного коллектива, так и городского. Таким образом, педагог чувствует, понимает, что его работа важна для учреждения, что он интересен как личность и человек, что с его мнением считаются.

Все упирается в психологию. Даже небольшие результаты радуют и ребенка, и педагога, при этом, нельзя останавливаться на достигнутом. Не менее важно настроить педагогический коллектив на прогресс, а также дать возможность для обучения и роста каждого отдельного педагога дополнительного образования, прибегая к наставничеству, методической работе, поручая руководство каким-либо структурным подразделением (отделом, секцией).

Все руководители образовательных учреждений любят количественные показатели, цифры, потому что они достаточно четко отражают не только производительность, эффективность учреждения, педагога, но и их конкурентоспособность. Для того, чтобы прозрачно оценивать объем знаний, необходимый для педагогической деятельности педагога на профессиональном уровне необходимо проводить анкетирования¸ устные и письменные опросы, систематически проводить анализ труда педагога с открытыми отчетами перед коллегами по всем показателям педагогического труда, отчетными докладами обучающихся учреждения дополнительного образования на конференциях различных уровней. Результативность и эффективность — составляющие, в наибольшей мере способные мотивировать, вдохновлять и стимулировать инновационное мышление педагога.

«Профессионализм педагога — это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа» [7].

Успех может базироваться только на профессионализме. А где его взять при условии, что человек раньше не занимался педагогической деятельностью? Профессиональная переподготовка, обучение за счет внутренних резервов коллектива — вот одна из составляющих повышения педагогической эффективности, как самого педагога, так и образовательного учреждения в целом.

В целом «эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией. Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной области». (10,38)

«Обучение всякому труду может носить или профессиональный, или политехнический характер. Политехнизм не означает просто знание какой-нибудь отрасли производства. Политехнизм нужно понимать как знание и понимание всех отраслей производства, между собой связанных». (9, 377, 378)

Роль этого обучения заключается в способности преобразования самого учреждения, в обеспечении его стабильного развития на основе особых методов формирования нового педагога для дополнительного образования детей, с новым инновационным мышлением, мотивацией и поведением.

Без активного воздействия на педагогическую эффективность и влияния на педагога и его деятельность, достичь стабильности, а тем более развития не возможно. Это особо актуально для небольших отдаленных городов Крайнего Севера, где минимально количество ВУЗов, в том числе педагогических, куда ученые приезжают только по приглашению.

«В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-long leaming). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60–70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 процента» [2].

Чтобы педагог работал качественно и сосредоточенно, он четко должен знать, что от него ожидают; у него должны быть пусть не максимально, но оптимально необходимый материал и оборудование. Кроме того, целесообразно обучить его всем премудростям педагогической профессии с учетом особенностей и возможностей дополнительного образования.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ш. Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Готовность к развитию профессионализма, напряженность труда педагога значат для формирования педагогической квалификации гораздо больше, чем врожденная предрасположенность. Главное, неустанно развивать свое мастерство и активно призывать к этому педагогическое сообщество. Педагог должен учиться, и учиться постоянно: на своих ошибках, у коллег и более сведущих и более опытных людей, в различных местах и различными способами. При этом учеба должна основываться не на симпатии к процессу обучения. Самообразование, самосовершенствовние для педагога должна стать образом жизни, как наиболее верный путь к педагогической успешности.

Успешность обучения ПДО отражается на качестве образовательных услуг, и в первую очередь на обогащении практических навыков. Необходима структурная модель, которая учитывает интересы работника в профессиональном и личностном росте. Эта модель работает максимально эффективно, направляет его на саморазвитие.

Новые знания должны внедряться осмысленно. Объем знаний, их осмысление и сопоставление с ранее полученными знаниями требуют постепенности, последовательности, непрерывности и регулярности.

Благодаря таким шагам профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования в образовательном учреждении детей по реализации дополнительных образовательных программ повышает конкурентоспособность не только состоявшихся педагогов, но и дает возможность адаптации «молодых» педагогов в соответствии с требованиями и определениями стандарта дополнительного образования детей, как в самом образовательном учреждении, так и на уровне педагогической среды города, региона.

Именно это дает возможность педагогу дополнительного образования стать ключевым фактором прогресса при формировании современного дополнительного образования детей как для региона, так и всей системы.

Литература:

1.      Букин А. П. В дружбе с людьми и природой (кн. для учителя). — М., Просвещение, 1991. — 156 с.

2.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (в новой редакции), утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р

3.      Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов среднего проф. образования. — М., ВЛАДОС, 2002. — 239 с.

4.      Змеёв С. И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов, М.: Флинта: Наука, 1999. с. 152.

5.      Кванина В. В. Гражданско-правовые регулирования отношений в сфере профессионального образования: Монография, М.: Готика, 2005. с.364.

6.      Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо,2012. — (Законы и кодексы). — 32 с.

7.      Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2)

8.      Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 163-р

9.      Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах (том 5) /под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева — М., Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 692 с.

10.  Куприянов Б. В., Салина Е. А., Крылова Н. Г., Миновская О. В. Социальное воспитание в учереждениях дополнительного образования детей: Учеб.пособие для студ. пед.вузов/под ред. Мудрика А. В. — М. Издательский центр «Академия», 2004. С.240.

11.  Никитин В. Я., Кривых С. В. Россия в Европейском образовательном пространстве. // Академия профессионального образования. — 2010. — № 4. С. 3–13.

12.  Полнер Е. Д. Основы современных технологий обучения: Методическое пособие, — СПб., 2005. 97 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle