Библиографическое описание:

Чуверова Л. Н. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 438-441.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Формирование личностных качеств у дошкольников требует комплексного подхода к решению обозначенной проблемы. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста представлено интеллектуальным, эмоциональным и практически-действенным компонентом.

Интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным является отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности.

Эмоциональный компонент призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т. д. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), слайд-презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах (дошкольники с удовольствием поют прослушанные строки: «Знаете, каким он парнем был! Как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел…») и др.

Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др.

Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом.

Цель — развивать всесторонне-развитую личность, формировать творческие способности, объединять несколько видов деятельности, развивать поисковую и исследовательскую деятельность детей.

Основные задачи:

1.      Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной.

2.      Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.

3.      Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

4.      Дать элементарные представления о физических приборах и их назначении.

5.      Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)

6.      Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

7.      Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.

Рис. 1. Изучение космоса

Таблица 1

Интеграция областей

ТЕМА

Ознакомление с окружающим

Развитие речи

Ознакомление с природой

Изодеятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

НЕБО

Беседа о космосе, небесных телах.

Подобрать прилагательные к словам: небо, облака.

Наблюдение за облаками на прогулке.

Рисование свечкой «Звезды на небе».

Д\и «На что похоже».

ГЛОБУС

Знакомство с глобусом, картой Узбекистана, границы республики.

Пересказ. Активизация словаря.

Ландшафт. Водоемы.

Д\и «Раскрась карту Узбекистана».

ЗВЕЗДЫ

Созвездия. Гороскоп. Опыты.

Описания звездного небо. Заучивание стихотворения.

Наблюдение за звездами и созвездием «Большая медведица». Моделирование признаков.

Оригами «Звезды». Аппликация «Звездное небо».

Д\и «Собери картинку», «Найди такую же звезду», «Звездное небо», «Пройди Зодиак»,

Знакомство с типами нервной деятельности.

ПЛАНЕТЫ

Знакомство «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА».

Пересказ сказок о Солнце. Заучивание стихов о Луне, планетах, Земле.

Наблюдение за Солнцем, Луной, на прогулке. Опыты: фазы луны.

Рисование «Планеты», «Царь- Солнце», «Небесные тела». Лепка «Солнечная система».

Д\и «Найди пару», «Угадай планету». П\и «Солнечная система». «Мы ракету собираем…».

Анкета «Солнце для нашей семьи».

ПЛАНЕТАРИЙ

Жизнь и деятельность Бируни и Мирзо Улугбека. Знакомство с приборами: лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп.

Экскурсия в планетарий.

Конструирование из бросового материала «Подзорная труба».

Д\и «Собери картинку», «Соедини точки».

КОСМОДРОМ

Знакомство с устройством ракеты, машин- роботов, спутника, лунохода. Беседа на тему: «Гагарин».

Составление рассказа по картине «Космонавты».

Рисование «Ракета в космосе», «Космонавт». Аппликация «Ракета». Конструирование «Ракета», «Робот».

Д\и «Дорисуй», «Собери ракету», ТРИЗ «С кем полечу», «Ракета из геометрических фигур», «Найди снаряжение».

НЛО

Беседа на тему «Жизнь в космосе».

Описание необычных человечков.

Что нужно для жизни людей, растений, животных.

Рисование «Инопланетяне».

ТРИЗ «Азбука в символах».

Таблица 2

Перспективный план

I НЕДЕЛЯ

II НЕДЕЛЯ

III НЕДЕЛЯ

IV НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

НЕБО 1ч.

Наблюдение на прогулке.

НЕБО 2ч.

Рисование «Звезды на небе».

ЗВЕЗДЫ 1ч.

Что такое звезда? Опыты.

ЗВЕЗДЫ 2ч.

Ручной труд «Звезды» оригами.

ОКТЯБРЬ

СОЗВЕЗДИЯ.

ГОРОСКОП 1ч.

Что такое «Зодиак».

ГОРОСКОП 2ч.

Стих «О знаках Зодиака».

Обобщающее занятие «СОЗВЕЗДИЯ».

НОЯБРЬ

ГЛОБУС

«Сказки о Вселенной».

ИЗ КОСМОСА

Ландшафт.

АТЛАСЫ

Карта Узбекистана.

Обобщающее занятие «ГЛОБУС».

ДЕКАБРЬ

ПЛАНЕТАРИЙ 1ч.

Приборы.

ПЛАНЕТАРИЙ 2ч.

М.Улугбек.

Ручной труд «Подзорная труба».

СОЛНЦЕ.

ЯНВАРЬ

ПЛАНЕТЫ.

Солнечная система.Меркурий.

Венера.

ПЛАНЕТЫ.

Земля.

ПЛАНЕТЫ.

Марс. Юпитер.

ПЛАНЕТЫ.

Сатурн. Стих «Планеты».

ФЕВРАЛЬ

ПЛАНЕТЫ.

Гравитация.

ПЛАНЕТЫ. Рисование «Планеты вокруг Солнца».

ПЛАНЕТЫ. Лепка «Солнечная система».

Обобщающее занятие «Земля- наш дом».

МАРТ

ЛУНА 1ч.

Стихи. Сказки.

ЛУНА 2ч.

Спутники. Луноход.

КОСМОДРОМ 1ч. Ракета.

КОСМОНАВТ.

Снаряжение.

АПРЕЛЬ

КОСМОДРОМ 2ч.

Конструирование ракеты.

ОТКРЫТОЕ занятие ко дню КОСМОНАВТИКИ.

КОСМОДРОМ 3ч.

Рисование «Ракета в космосе».

КОСМОДРОМ 4ч.

Аппликация «Ракета».

МАЙ

ОБЗОР.

Есть ли жизнь в космосе?

Н Л О.

«Азбука в символах». (для инопланетян).

РАЗВЛЕЧЕНИЕ. «Космическое путешествие».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle