Библиографическое описание:

Баглай О. И. Внедрение экспериментальной методики в процесс формирования готовности к межкультурному общению будущих специалистов международного туризма // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 671-674.

В статье отражена методика применения экспериментальной учебной программы спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма», которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по международному туризму с целью формирования готовности к межкультурному общению.

Ключевые слова: международный туризм, будущий специалист по международному туризму, религиозный туризм, межкультурное общение.

The article depicts the methodology of application of experimental educational program of special course«Intercultural communication in the pilgrimagetourism», which is applied in teaching and educationalprocess of future international tourism specialist professinaltraining with the purposeofreadiness formation tointercultural communication.

Keywords: international tourism, future international tourism specialist,pilgrimage tourism, intercultural communication.

Актуальность: К факторам, которые формируют экономическое единство мира относится и международный туризм, который является одним из перспективных направлений внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов [4, с.6]. Международный туризм рассматривается в двух аспектах: как важное направление международного сотрудничества, основанное на чувствах уважения к национальной культуре и истории другого народа и основных интересов каждого государства; как сфера развития взаимопонимания между народами и знакомства с достижениями стран в различных областях (экономической, социальной, культурной, научно-технической и др.). Близким к нему является иностранный туризм как система путешествий и обменов, которые осуществляется на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм, а также реализуется путем осуществления международных туристских связей, организуя прием иностранных туристов [3, с. 139]. Каждый из этих аспектов влияет на содержание межкультурного общения.

Теоретический анализ научных исследований показал, что международный туризм был объектом изучения таких ученых как: И. Зорин, В. Квартальнов, М. Мальская, В. Пазенок, Д. Прейгер, Э. Слободенюк, В. Федорченко, И. Чернина и др..

Современные потребности в новых видах общения в контексте международного туризма требуют расширения спектра туристических услуг. Появляются качественно новые виды туризма. В этом контексте приобрел особое распространение религиозный туризм (паломнический туризм). Исследованием религиозного (паломнического) туризма занимались А. Ковальчук, А. Колодный, М. Кляп, А. Любицева, С. Романчук, П. Яроцкий и др..

В различных видах туризма, где осуществляется межкультурное общение, наблюдается различие в его содержании. Основными причинами этих различий являются: цель туристических поездок, особенности контингента группы, уровень общей культуры, финансовая состоятельность и т. п..

Религиозный туризм связан с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозных центров, находящихся за пределами обычного для них среды. Главным видом религиозного туризма является паломнический туризм — совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целям [2]. А паломничество (от лат. Palma — «пальма») — произошло от слова «палома», то есть пальмовая ветвь, с которой жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа.

В паломничестве и религиозном туризме понятие «общение» понимается как: отношения между людьми; процесс взаимопонимания, системный процесс обмена информацией и духовными ценностями. Среди интерпретаций данного термина превосходит его понимание как процесса целенаправленной связи между людьми, благодаря которому происходит целенаправленный обмен духовными ценностями, религиозно-культовыми действиями, предметами, участие в тех или иных формах духовной деятельности, совместное времяпровождение, моральные, религиозные и другие отношения, что является необходимым условием преодоления барьеров в межкультурном общении человеческих сообществ. В межкультурное общение религиозного характера происходит коммуникация двух или более представителей разных религиозных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и духовно-культурными ценностями взаимодействующих культур.

Межкультурное общение в паломничестве и религиозном туризме может осуществляться как на групповом уровне, так и на индивидуальном. Именно люди — иностранные туристы и представители местной религиозной общины — вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которой оно сформировалась. Учитывая это, каждый участник межкультурного общения руководствуется своей собственной системой правил, обусловленных их социокультурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном посещении иностранцами и гостями паломнических и культовых центров представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не столько языковых различий, сколько различий социокультурного, сакрально этического и этнического характера.

Как показали исследования [1, с.116], совершенствование подготовки специалистов по туризму зависит полностью от конкретного социально-образовательной среды, в котором туристическая система образования осуществляет подготовку специалистов, а также от состояния учебно-методической базы, включающей целый комплекс инновационных проектов туристического профиля.

Формирование высокого уровня культуры профессионального общения является сложной задачей, решение которой нельзя осуществить средствами традиционных профессиональных дисциплин, которые только фрагментарно рассматривают отдельные аспекты межкультурного общения. Для его реализации нами предложено экспериментальную методику в рамках спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма», в основе которой лежыт применение экспериментальной методики формирования готовности к межкультурному профессионального общения положены обоснованные педагогические условия. Нами также разработана экспериментальная учебная программа спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма», которая предусматривала проведение лекционных (16 ч.) и семинарских (6 ч.) занятий.

Цель и задачи экспериментальной программы реализовывались тематическими блоками, содержание которых моделирует межкультурное общение и опирается на ранее полученные знания по гуманитарным дисциплинам и реальной жизни.

Цель статьи: показать методику применения экспериментальной учебной программы, которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов международного туризма с целью формирования готовности к межкультурному общению.

Экспериментальная учебная программа спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма» не включена в перечень дисциплин учебного плана профессиональной подготовки студентов направления подготовки 140103 «Туризм», поэтому внедрялась в учебно-воспитательный процесс фрагментарно на примере профессионально-ориентированных («Иностранный язык по профессиональному направлению», «Технология туристического дела») и гуманитарных дисциплин («Туристическое страноведение»).

Методика формирования готовности к межкультурному общению в подготовке будущих специалистов международного туризма предусматривала изменения в содержании, технологиях, методах и формах обучения в процессе изучения отдельных учебных дисциплін, а такще внедрения інтегративного подхода в процессе профессиональной підготовки будущих специалистов по международному туризму.

Покажем, каким образом внедрялась экспериментальная методика в процесс изучения профессионально-ориентированной дисциплины «Туристическое страноведение».

Студенты второго курса направления подготовки 140103 «Туризм» изучают предмет «Туристическое страноведение». Целью дисциплины является вооружение будущих специалистов сферы туризма профессиональными знаниями в области теории и методологии страноведческого исследования и методикой туристического изучения страны, формирования профессионального мировоззрения по территориальной организации и условий развития туризма в странах и регионах. Тематическим планом дисциплины предусмотрена тема «Социальная характеристика и культура», которая вмещает изучение следующих аспектов: Туристическая характеристика народов страны. Определение расового, этнического и национального состава населения, национальных меньшинств и аборигенов. Религиозная принадлежность человека как важная составляющая туристического изучения народов страны. Характеристика религиозного состава населения. Традиционные и нетрадиционные религии и верования в стране. Религиозные конфессии, существующие в стране. Наличие и роль в стране религиозного права.

Основной учебно-методический материал дополнялся темой по спецкурсу, в частности «Суть и типы мировых религий. Распространение религиозных общин на карте мира. Мировые центры паломничества».

Определение и структура религии. Понимание феномена религии учеными и богословами. Основания религии. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. Функции религии в обществе: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная, культурная.

Типология современных религий. Классификация религий по: наличием или отсутствием Бога-творца, территориально-этническому признаку, количеству богов, наличием общих черт.

Приведем примеры реализации экспериментальной методики, которая внедрялась в процесс изучения профессионально-ориентированной дисциплины «Технология туристического дела», которую студенты направления подготовки 140103 «Туризм» изучают на втором курсе профессиональной подготовки. Цель учебной дисциплины состоит в получении знаний о технологиях функционирования туристической отрасли. В тематическом плане предмета предусмотрена тема «Технология экскурсионной деятельности», где изучается: Экскурсия как вид туристической деятельности. Классификация экскурсий. Методика создания и проведения экскурсий. Техника проведения экскурсий. Эта тема дополнялась учебно-методическими материалами учебной программы спецкурса, в частности к теме «Особенности практической организации поездок в религиозном туризме». Материал содержал информацию о компонентах сакрального имиджа территории; раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности туристической фирмы по организации паломнического тура, особенности организации туристической поездки в страны Востока; правовое обеспечение религиозно-туристической деятельности; туристические формальности; страховые гарантии паломнических туров; техника общения как залог успешной профессиональной деятельности; транспортное обслуживание в международном религиозном туризме.

Экспериментальная методика внедрялась также в процесс изучения студентами учебной дисциплины «Иностранный язык по профессиональному направлению», которую студенты изучают в течение пяти лет их профессиональной подготовки и здают экзамен на четвертом курсе для получения диплома «бакалавр».

Целью дисциплины является формирование у студентов профессиональных языковых компетенций, которые способствуют их эффективному функционированию в культурном разнообразии учебной и профессиональной среды. Модули имеют за цель удовлетворить потребности будущих специалистов в освоении терминологического словаря, необходимого для участия в лекциях, семинарах, конференциях, где рабочим языком является иностранный. Знание иностранного языка позволит студентам работать с различными учебниками, научными журналами, статьями, уставными документами, контрактами для получения и предоставления соответствующей профессиональной информации. Закономерностью является то, что основные знания по иностранному языку позволяют общаться с туристами, однако здесь открывается и другое направление, которое предполагает знание специалиста по международному туризму культуры и истории гостя. Следовательно, изучение иностранного языка имеет двухкомпонентное влияние на формирование межкультурного общения: с одной стороны, оно является необходимым средством общения, с другой стороны, в процессе изучения иностранного языка будущий специалист международного туризма получает много информации об обычаях, культуре и истории потенциальных туристов.

Применение авторской методики в процессе изучения иностранного языка происходило следующим образом: например, студенты второго курса обучения направления подготовки «Туризм», в соответствии с учебной программой дисциплины, изучают тему «Виды туризма», в которую включены следующие аспекты:

-                   цель туристической поездки.

-                   Деловой туризм.

-                   Туризм с целью отдыха.

-                   Развлекательный туризм.

-                   Транспорт. Проживание. Питание. Анимация. Удобства в отеле.

-                   Места, которые стоит посетить.

При изучении этой темы студенты изучали дополнительный материал с ударением на межкультурное общение в соответствии с тематическим планом спецкурса, а именно: «Религиозный туризм как народная дипломатия и средство преодоления барьеров в межкультурном общении человеческих сообществ». Содержание темы предполагает: определение религиозного туризма как средства преодоления барьеров в межкультурном общении человеческих сообществ. Место религиозного туризма в системе туристской деятельности. Разновидности религиозного туризма. История паломничества. Виды и особенности паломничества. Духовно-паломнический туризм. Макрорегионы паломничества.

Экскурсионно-познавательная направленность религиозного туризма. Формы, типы и категории религиозного туризма. Особенности организации поездок. Индивидуальные и групповые туры. Продолжительность поездки. Разделение путешественников по возрасту. Продолжительность поездки. Средства транспорта. Типы религиозного туризма в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Особенности внутреннего и выездного туризма. Индустрия религиозного туризма.

Потенциал религиозного туризма. Природные ресурсы, исторические, социально-культурные объекты, включая объекты туристического показа. Экскурсионные ресурсы. Инфраструктура. Информационные ресурсы.

Выводы: повышение готовности будущих специалистов международного туризма к межкультурному общению предполагает изменения в содержании, технологиях, методах и формах обучения в процессе изучения отдельных учебных дисциплин. Интеграция технологий обучения профессионально ориентированных и гуманитарных дисциплин, основанной на научно обоснованном сочетании возможностей технологий обучения ризноциклових дисциплин положительно влияет на качество учебной деятельности. Эффективность подготовки будущих специалистов международного туризма к межкультурному общению зависит от реализации интегративного обучения на основе рассмотренной выше методике в процессе изучения тех профессионально-ориентированных и гуманитарных дисциплин, которая позволяют осуществлять интеграцию профессиональных и иноязычных компетенций.

К дальнейшым направления исследования относим разработку методики и учебно-методического обеспечения для интегративного обучения путем преподавания ряда профессиональных дисциплин на иностранных языках как интегративных курсов.

Литература:

1.                             Виленский М. Я. Методология профессионального туристского образования: монография / Виленский М. Я., Годский В. А., Жолдак В. И., и др.: — М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.

2.                             Кляп М. П. Сучасні різновиди туризму: навч. посіб. / М. П. Кляп, Ф. Ф. Шандор. — К.: Знання, 2011. — 334с. Режим доступу: http://pidruchniki.ws/1373112043584/turizm/religiyniy_turizm_sakralniy_turizm_palomnitskiy_turizm_ezoterichniy_turizm

3.                             Федорченко В. К. Туристський словник-довідник: навч. посібник / В. К. Федорченко, І.М.Мініч. — К.: Дніпро, 2000. — 160с.

4.                             Черніна І.В. Міжнародний туризм як фактор соціально-економічного розвитку України: регіональний аспект: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук: спец 08.10.01 «Роміщення продуктивних сил і регіональна економіка»/ І.В.Черніна.—Донецьк, 2000. — 20 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle