Библиографическое описание:

Авдеева Н. В., Желязков Е. И. Анализ современного состояния изучения вопросов информационной безопасности в школьном курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 666-669.

Развитие информационных технологий в последние годы привело к появлению новых и трансформации некоторых старых проблем, связанных с воспитанием и обеспечением безопасности несовершеннолетних в повседневной жизни. Результаты опросов Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения показывают, что на данный момент ресурсами Интернета пользуются 55 % населения Российской Федерации.

Воплощение в жизнь национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет позволило учителям и школьникам получить огромные возможности приобретения новых, актуальных знаний, доступа к разнообразным медиахранилищам, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому, необходимому для дальнейшего полноценного существования в информационном обществе. По данным статистического сервиса интернет-портала Rambler RUметрика в России насчитывается около 8–10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет.

Всемирная паутина пользуется большой популярностью в среде молодежи в силу и других предоставляемых возможностей:

-        интернет-знакомства;

-        свободный доступ к различным развлекательным материалам;

-        сетевые игры.

Согласно положениям Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения в настоящее время делается упор на личностное развитие учащихся, одним из составных частей которого является воспитание личности безопасного типа поведения, в том числе и в информационном пространстве.

Таким образом, вопросы информационной безопасности становятся особо актуальными для детей, т. к. это характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка, переходом учеников из начальной школы в среднюю и подросткового возраста с проявлениями самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое подросток делает сам и не нуждается в помощи старших, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. Трудности переходного возраста, стремление к самостоятельности, проблемы с адаптацией в новых условиях для обучения играют свою роль в формировании модели безопасного типа поведения несовершеннолетних и в информационной среде. В современном информационном поле существует множество информационных опасностей и угроз, с которыми может столкнуться каждый пользователь, независимо от возраста, пола и социального положения. Однако, для детей младшего школьного возраста интернет-опасности представляют куда большую угрозу, т. к. у детей и подростков еще не сформированы, системы психологической защиты и отсутствие необходимого жизненного опыта. Также родительское безразличие приводит к бесконтрольному использованию интернета младшими подростками.

Проблема безопасности инфосферы очень многогранна и имеет свою специфику проявления, однако основной упор при разрешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы безопасной жизнедеятельности подрастающей личности в информационном пространстве. Не последняя роль в решении этой задачи отводится общеобразовательному учреждению, где учебный процесс становиться более индивидуализированным и дифференцированным, ребенок развивает навыки работы на компьютере, умения искать нужную информацию в Интернете тем самым, повышая мотивацию к учебе и ее результативность.

В связи с чем, нами были предложены и внедрены в учебный процесс занятия, посвященные изучению вопросов информационной безопасности подростков. В эксперименте участвовали школьники 5-го класса ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга, целью которого было:

-        выявление состояния проблемы защищенности детей младшего школьного возраста в современной информационном пространстве (сети Интернет);

-        изучение отношения детей младшего школьного возраста к опасностям в информационной сфере;

-        изучения и оценка состояния проблемы эффективности обучения аспектам информационной безопасности в школьном курсе.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий анкетирование, беседы со школьниками. При детальном анализе полученных ответов детей мы можем наблюдать следующее.

Больше половины опрошенных школьников (60 %) смогли ответить на вопрос: «Что такое информация?» 40 % учащихся затруднялись в формулировке ответа.

Стоит отметить, что для формирования качественной системы информационной защиты личности необходимо, в первую очередь, иметь представление о том, чем является информация в жизни человека.

Анализ ответов на вопрос «Может ли информация быть вредной?» позволяет установить: большинство школьников (90 %) выбрали вариант «да». 10 % оставшихся — «нет» (рис. 1). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся есть небольшие познания в области информационной безопасности.

Рис. 1. Результаты анкетирования детей на вопрос «Может ли информация быть вредной?»

Следующий вопрос анкеты раскрывал познания учащихся в области информационной безопасности («Что такое информационная безопасность?»).

Ответы на этот вопрос показали, что половина учащихся слышали об информационной безопасности. Но лишь 10 % опрошенных имеют представление о том, что означает это понятие.

Ответы на следующий вопрос, предполагали то, что осознают ли младшие подростки о деятельности государства в области защиты несовершеннолетних от нежелательной информации. В данном случае вопрос касался применения возрастных меток. Однако, при том, что все учащиеся видели их в повседневной жизни, лишь 30 % респондентов смогли дать развернутый ответ, что представляют собой возрастные метки, 60 % имели смутные представления об этом, 10 % не смогли сформулировать ответ (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкетирования детей на вопрос «Приходилось ли тебе видеть на афишах, дисках с фильмами и музыкой пометки 6+, 12+, 16+?». Условные обозначения: 1.респонденты, давшие развернутый ответ; 2. респонденты, имеющие смутные представления; 3. респонденты, не сформулировавшие ответ.

Далее нами был задан следующий вопрос о сущности понятия «информационно-психологическое воздействие», результаты опроса представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты ответов детей на вопрос, «Что такое информационно-психологическое воздействие?». Условные обозначения: 1.учащиеся, не ответившие на вопрос; 2.учащиеся, имеющие общие представления об определении; 3.учащиеся, давшие развернутый ответ на вопрос.

Анализируя полученные данные, отмечаем, что 50 % из общего числа школьников не имеют представления о сущности данного явления. 30 % могут сформулировать ответ в общем виде. И лишь 20 % учащихся смогли ответить в развернутой форме на данный вопрос.

Следующим вопросом, мы хотели уточнить, где, по мнению учащихся, есть возможность столкнуться с информационно-психологическим воздействием. Большая часть респондентов (50 %) ответили «в Интернете», 10 % учащихся — «везде в повседневной жизни» и 40 % затруднились дать точный ответ.

На вопрос анкеты «Пользуешься ли ты Интернетом?» (таблица 1), респонденты преимущественно (90 %) ответили утвердительно. При этом 70 % придерживаются мнения, что необходимо придерживаться определенных правил при использовании Интернета.

Таблица 1

Результаты анкетирования школьников на вопрос об использовании Интернета

Характер ответов детей в анкете

Ответы (%)

Да

90

Нет

10

Следующая группа ответов была направлена на определение уровня знаний младших школьников об информационной зависимости и информационном стрессе. Так на вопрос «Как ты понимаешь определение информационная зависимость?», половина школьников не смогли дать ответа. 30 % — школьников ответили, что это зависимость от компьютера или телевизора, 20 % — опрошенных ответили, что это зависимость от самой информации.

При этом 70 % респондентов не имеют четких представлений о механизме формирования информационной зависимости, а 30 % считают, что причиной является слишком частое использование компьютера и Интернета.

На последний вопрос анкеты: «Что такое информационный стресс?», большинство (80 %) учащихся не смогли дать ответа. Однако 20 % учащихся сделали предположение, что это напряжение, вызванное получением негативной информации.

Обобщая вышеизложенное, мы можем говорить, что школьники понимают необходимость безопасного поведение не только в сети Интернет, но и за работой на компьютере. В связи с чем, становиться актуальной специальная организация учебной деятельности с включением разнообразных заданий на развитие личности ученика безопасного типа поведения в информационной среде даст значительный эффект в формировании механизма защиты от информационных воздействий любого характера, способности распознавать скрытые угрозы, способствовать принятию правильных решений. Вследствие чего возрастает роль такого элемента содержания образования как введение вопросов в школьный курс основ безопасности жизнедеятельности защиты несовершеннолетних в информационной среде. Где, одной из главных задач школьного курса ОБЖ в вопросах обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения является формирование и развитие компетентной личности в области инфосферы, информационной безопасности, способной самостоятельно совершенствоваться в вопросах информационной безопасности, адаптировать ее (личность) к решению задач в обеспечении безопасности школьника в информационной сфере.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle