Библиографическое описание:

Валиева Э. И., Ибрагимов У. Ф. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 287-290.

В рыночной экономике соединение факторов производства для создания товаров и услуг осуществляется в основном посредством предпринимательской деятельности. Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в рыночной системе ее выделяют в качестве самостоятельного фактора производства в силу особой значимости. Рыночную экономику называют «экономикой свободного предпринимательства», поскольку свободное предпринимательство выступает одним из определяющих признаков. Предприниматели во всем мире играют ведущую роль. Их усилия, личная энергия и капитал, умение организовать свой труд и деятельность коллективов работников способствуют росту общественного богатства.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А.Смит. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он характеризовал предпринимателя как собственника капитала, идущего ради какой-то коммерческой идеи на экономический риск и получение прибыли. В частности, ученый обращал внимание на два важных условия деятельности предпринимателя: 1) у него должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях.

Большой интерес представляет толкование предпринимательства Ж. Б. Сэем. В частности, в «Трактате по политической экономии» (1803) он утверждал, что предприниматель — это экономический агент, который комбинирует факторы производства (труд, земля, капитал), " перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство- это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.

Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализация потребителям с учетом спроса — можно рассматривать как основы нынешнего понимания сущности предпринимательства.

На рубеже XIX-XXвв. Экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу- четвертый- организацию.

Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства внес Й.Шумпетер. В работе Теория экономического развития» (1912) он дал фактору «организация» современное его название- предпринимательство; назвал предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. Предложенная Шумпетером идея творческого предпринимателя является и поныне наиболее распространенным определением сути предпринимательства.

Предпринимательство есть разновидность экономической активности. Последняя стимулируется потребностями в продуктах труда. Предпринимательство и бизнес — близкие понятия, однако между ними имеется существенная разница. Бизнес- это дело, любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду. В этом смысле афера — тоже бизнес.

Бизнес — это в большей степени образ, характер, способ, чем отрасль и сфера экономической деятельности.

Следует обратить внимание на тот факт, что в литературе нередко отождествляются понятия «бизнес» и «предпринимательство». Но есть точка зрения, что предпринимательство — это категория бизнеса. В хозяйственной практике «их часто отождествляют. Однако это не синонимы. Но не каждый бизнесмен может быть назван в полной мере предпринимателем. Хотя в обыденной жизни предпринимателями называют всех, кто занят бизнесом, в научном смысле ими являются только те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым характером, преодоление страха стереотипов и границ. Предприниматель изначально занимается творческой, продуктивной (неповторяющейся) деятельностью, ищет и осваивает новые рынки, товары и услуги, финансовые и материальные ресурсы, постоянно генерирует новые идеи.

Итак, что же такое предпринимательство? Это — инициативная, самостоятельная новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем, на получение прибыли или личного дохода. Осуществляется от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность за результаты и последствия своей деятельности.

В экономической теории понятие «предприниматель» долгое время ассоциировалось с понятием «собственник» и «капиталист». В дальнейшем в теории и практике хозяйствования утверждается мысль о том, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи. Предприниматель может быть, а может и не быть собственником, используемым им ресурсов, например,- применять заемный капитал. В то же время собственник может получить доход от своей собственности, не занимаясь предпринимательством, например, — сдавать в аренду землю, принадлежащую ему по праву собственности. В этом случае предпринимателем будет арендатор. Совпадение в одном лице собственника и предпринимателя было характерно для мелкой частной собственности и начальных этапов капиталистического предпринимательства. С массовым же развитием кредита, акционерных обществ и формирования управленческой техноструктуры такое совпадение встречается весьма редко. Вознаграждением за предпринимательство является предпринимательский доход. Это-та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию факторов производства, за инновации и монопольную рыночную власть, за риск.

Экономическое содержание предпринимательства охватывает характеристику его экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.

Предпринимательство как экономическая категория выражает всю совокупность экономических, социальных, организационных, личностных и других отношений, связанных с производством товара, выполнения работ, оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования) с банками и другими субьектами рынка, с наемными работниками и, наконец, с органами государственной власти.

Предпринимательство отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики.

Субъектами предпринимательства могут выступать частные лица (или семьи), коллективы (группа лиц) и государство в лице его соответствующих органов. Деятельность частных предпринимателей (организаторов единоличного, семейного, а также более крупного производства) осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Субъектами коллективного предпринимательства представлены различного рода ассоциации и т. д.

Объектом предпринимательской деятельности является осуществление наиболее эффективной комбинации всех факторов производства с целью максимизации дохода. Создание всевозможных, новых способов комбинации экономических ресурсов, новых технологий и новых сфер вложения капитала — это то, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника.

В процессе конкурентного взаимодействия субъектов рыночного хозяйства предприниматели стремятся создать для себя лучшие условия хозяйствования, завоевать конкурентные преимущества. В этом смысле выделим основные признаки предпринимательства как метода хозяйствования.

1.         Экономическая свобода хозяйствующего субъекта.

2.         Экономическая ответственность за принимаемые решения, за последствия и связанный с этим риск.

3.         Ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Это основная цель предпринимателя, вытекающая из самой природы предпринимательства. Отмечая важность данного признака, подчеркнем вместе с тем, что в современном бизнесе он является самодовлеющим.

4.         Новаторство, творческий поиск. Этот признак является стержневым. По меткому выражению Шумпетера, предпринимательской задачей является «созидательное разрушение», функциональная роль предпринимательства заключается в " осуществлении новых комбинаций», то есть в получении чего-то нового, отличного от предыдущего. В осуществлении новых комбинаций, по Штумпетеру, входит: 1) изготовление нового продукта; 2) внедрение новых технологий; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) освоение новых источников сырья; 5) проведение соответствующей реорганизация структуры.

Истинной причиной побуждающей предпринимателя к новаторству, выступает конкуренция между ними, стремление к получению прибыли.

Таким образом, предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие, считал Й.Шумпетер. Безусловно, предпринимателями в известном смысле становятся. Для этого человек должен получить необходимое образование (например, в РГЭУ «РИНХ»). Но этого все-таки недостаточно. Предприниматель должен обладать своего рода «даром божьим». Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки еще недостаточно, чтобы стать предпринимателем.

Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности является инновация. Под этим понимается сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие и изобретение доводятся до коммерческого успеха, реализуются в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса и др. Инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателем научно-технического прогресса, придает производственному процессу интенсивный характер, активизирует удовлетворение личных и общественных потребностей.

По мнению Р.Барра, крупного экономиста, бывшего премьер- министра Франции, сегодня, в связи с развитием крупных корпораций, предпринимательство приобретает следующие черты:

1.                  Научный характер руководства. «Чутье в делах» уступает место компетенции многих лиц. Иными словами, управление, основанное на интуиции, уступает место научному управлению.

2.                  Главной целью предпринимательской деятельности становится не извлечение прибыли в данный момент, а постоянство, стабильность, устойчивость получения прибыли в течении длительного периода.

3.                  Расширение экономического кругозора предпринимателя.

4.                  Развитие чувства социальной ответственности (перед акционерами, поставщиками, потребителями).

Как видим, в современном обществе в развитых странах во многом изменяется и сам предприниматель: ныне он все в большей мере чувствует социальную ответственность за свои действия. Предприниматели все чаще начинают осознавать свое предназначение служить обществу. В большей степени к этому его побуждают общественное мнение, социальная среда, законодательство. [8, с.105]

Литература:

1.         Горфинкель В. Я. Предпринимательство: [учеб. пособие для вузов]. /В. Я. Горфинкель. — М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2008. — 735с.

2.         Самуэльсон П. Экономика: [пер с англ.: В. Д. Антонова]. — М.: Начала,1994. — 404 с.

3.         Камаев В. Д. Экономическая теория: [учеб. пособие для вузов]. /В. Д. Камаев. — М.: ЗАО «ВЛАДОС», 2012. — 622 с.

4.         Ядгаров Я. С. История экономических учений: [учеб. пособие для вузов]. / Ядгаров Я. С. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 480 с.

5.         Бирюков А. — Развитие малого и среднего бизнеса — локомотив экономики (опыт Тайваня) / А. Бирюков // Вопросы экономики.2004. № 9. с.

6.         Гурков И., Аврамова Е., Тубалов В. — Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий (по результатам массового опроса их руководителей) / И. Гурков, Е. Аврамова, В. Тубалов // Вопросы экономики. 2013. № 2. с.

7.         Мациев О. — Венчурное предпринимательство (мировой опыт и отечественная политика) / О. Мациев // Вопросы экономики. 2006. № 5. с.

8.         Кузнецов Н. Г. Экономическая теория: [учеб. пособие для вузов]. / Кузнецов Н. Г. — М.: «МарТ», 2010. — 496 с.

9.         Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики. 2012. -№ 7. — С.38–41.

10.     Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 2013. -№ 1.- С.15–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle