Библиографическое описание:

Гордыня Н. Д. Исследование ригидности-гибкости познавательного контроля и импульсивности-рефлективности у студентов-авиадиспетчеров // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 634-638.

Статья посвящена теоретическому анализу когнитивно-стилевых характеристик: ригидность-гибкость познавательного контроля, импульсивность-рефлективность. Проанализированы теоретические подходы к пониманию природы указанных параметров когнитивных стилей. В проведенном эмпирическом исследовании определено влияние стилевых характеристик на успешность решения задач тренажерной подготовки будущих специалистов управления воздушным движением (УВД).

Ключевые слова: когнитивные стили (КС), когнитивно-стилевые характеристики, ригидность-гибкость познавательного контроля, импульсивность-рефлективность, специалисты управления воздушным движением (УВД), тренажерная подготовка.

This article is devoted to theoretical analysis of the cognitive-style characteristics:rigidity, flexibility of cognitive control, impulsiveness-reflectiveness.

The theoretical approaches to understanding the nature of the parameters of cognitive styles in an empirical Research determined the effect of stylistic characteristics to successfully meeting the challenges of the future experts simulator training for air traffic control (ATC).

Keywords: cognitive styles, cognitive-style characteristics, impulsiveness-reflectiveness, rigidity, flexibility of cognitive control, air traffic controller, simulator preparation.

Актуальность. Проблема проявлений когнитивных стилей (КС) авиационных диспетчеров остается практически не изученной. Актуальными для инженерной психологии являются вопросы, связанные с определением особенностей влияния когнитивного стиля на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность специалиста. В связи с тем, что важным аспектом в профессиональной подготовке будущих специалистов УВД является тренажерная подготовка, среди актуальных и не изученных вопросов можно выделить: влияния индивидуальных когнитивно-стилевых характеристик на решение сложных профессиональных задач тренажерной подготовки, которые требуют быстрого и своевременного принятия альтернативных решений, гибкости мыслительной деятельности и способностей анализировать большой объем информации, системности анализа информации, высокого уровня автоматизации познавательных функций.

Анализ научной литературы за последние годы позволил констатировать тот факт, что в психологической литературе практически отсутствуют научные труды, посвященные изучению влияния когнитивно-стилевых характеристик на профессиональную подготовку специалистов УВД. Существенный вклад в исследование проблемы когнитивных стилей и их влияния на успешность учебной деятельности и профессиональное становление специалистов был внесен многими психологами (Б. Г. Ананьев, Р. Гарднер, М. С. Егорова, Л. Л. Жердецкая, Т. П. Зинченко, Е. П. Ильин, Дж. Каган, Г. Клаус Г. Клейн, В. Колга, А. В. Либин, А. П. Лобанов, О.Б Напрасная, А. И. Палей, Г. В. Парамей, А. П. Писоцкий, Л. И. Романовская, В. В. Селиванов, О. В. Скорынина, Е. Т. Соколова, В. А. Толочек, Ю. Л. Трофимов, Г. Уиткин, Р. Фарби, М. А. Холодная, И. П. Шкуратова и др.)

Изложение основного материала исследования. По мнению многих психологов, высокую эффективность профессиональной деятельности обеспечивает не одна когнитивно-стилевая характеристика, а система параметров КС таких как: поленезависимость, гибкость познавательного контроля и доминирование вербального способа переработки информации [4, 5, 7, 8]

В связи с тем, что точность и скорость считывания приборной информации непосредственно влияют на качество выполнения профессиональных задач человеком-оператором, актуальной для инженерной психологии является разработка новых эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей профессиональной деятельности авиационных диспетчеров с учетом их когнитивно-стилевых особенностей.

Исследование параметров когнитивного стиля «ригидность-гибкость» позволяет обнаружить индивидуальные различия в степени субъективной сложности при изменении способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта.

По мнению В. А. Либина (1999), М. А. Холодной (2002), когнитивно-стилевая характеристика «ригидность-гибкость познавательного контроля» характеризует степень субъективных трудностей при обработке информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о наличии трудностей в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в связи с низким уровнем их автоматизированности, а гибкий познавательный контроль свидетельствует об относительной легкости перехода к сенсорно-перцептивным функциям, в связи с высоким уровнем их автоматизированности [1, 3, 8].

М. В. Прохоровой было отмечено, что «ригидность-гибкость» определяет условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, а именно детерминирует успешность профессиональных действий [6].

Приоритетным заданием во время работы диспетчера является способность эффективно различать информацию и принимать быстрые и правильные решения. Стилевая характеристика импульсивность-рефлективность, как отмечает В. Колга, определяется двумя параметрами: точностью (содержательный аспект) и скоростью (динамический аспект) [2]. Импульсивность-рефлективность проявляется в условиях неопределенности, когда единственное правильное решение выбирается из множества альтернатив. Импульсивные респонденты быстрее реагируют на проблемную ситуацию, но решения принимаются без анализа альтернатив. Рефлективные респонденты характеризуются более замедленным темпом реагирования в аналогичных ситуациях, выдвинутые ими гипотезы детально уточняются и проверяются при принятии окончательного решения.

Склонность к риску и нерациональность действий в условиях принятия решения свойственны импульсивным респондентам, а аналитический понятийный стиль мышления; системность анализа информации; поленезависимость и успешность переноса стратегий в новые условия является психологическими характеристиками рефлективных респондентов.

Скорость и точность принятия правильного решения являются также профессионально важными качествами специалиста. Результаты эмпирических исследований влияния когнитивно-стилевых характеристик на успешность тренажерной подготовки, с нашей точки зрения, могут быть использованы с целью повышения эффективности профессионального отбора, для разработки индивидуальных программ подготовки специалистов УВД. Успешность профессиональной подготовки и деятельности специалистов УВД зависит от: умения точно воспринимать информацию, скорости принятия альтернативных решений в обычных и экстремальных условиях деятельности

Целью нашего эмпирического исследование было определение влияния когнитивно-стилевых характеристик: ригидность-гибкость познавательного контроля и импульсивности-рефлективности на успешность выполнения задач тренажерной подготовки у специалистов УВД.

Общая выборка состояла из 103 будущих специалистов УВД. Исследование проводилось на базе института аэронавигации Национального авиационного университета (Украина). В эмпирическом исследовании принимали участие 8 групп (3 группы 3 курса, 3 группы 4 курса, 2 группы 5 курса). Возраст респондентов — 18–22 года.

Для изучения успешности тренажерной подготовки студентов-авиадиспетчеров мы использовали метод экспертной оценки. Также нами была разработанная и использована анкета, направленная на определение:

–         основных трудностей, связанных с ведением радиообмена специалистами УВД во время прохождения тренажерной подготовки;

–         наиболее интересных и сложных задач, которые выполняются на разных диспетчерских пунктах (диспетчер круга, подхода, районного центра);

–         трудностей, связанных с изучением нового материала тренажерной подготовки;

–         особенностей принятия решения специалистом УВД в условиях риска;

–         способностей специалиста УВД быстрее принимать решения, по сравнению с другими специалистами;

–         эффективности взаимодействия студентов-авиадиспетчеров, работающих в одной группе;

–         особенностей отработки стандартных профессиональных задач на тренажере с максимальной интенсивностью или отработки одной аварийной ситуации.

В результате проведенного опроса студентов-авиадиспетчеров были выделены основные трудности, связанные с выполнением профессиональных задач тренажерной подготовкой. Среди них студенты-авиадиспетчеры выделили: необходимость принятия быстрых решений при УВД (34,4 %); высокая интенсивность воздушного движения (13,7 %); неисправность технического оборудования, необходимого для ведения радиообмена во время тренажерной подготовки (8 %); использование нестандартной фразеологии во время экстремальной ситуации (6,9 %); неточное восприятие студентом-пилотом соответствующих расчетов, указанных студентом-авиадиспетчером (4 %); запоминание новой английской фразеологии (3,1 %).

Экспертами было проведено оценивание выполнения профессиональных задач на тренажерах будущих специалистов УВД. Оценка 5 выставлялась при решении профессиональных задач без замечаний или с 1–2 замечаниями. Оценка 4 — при наличии 3 замечаний, оценка 3 — при наличии 4 замечаний. Прежде всего, оценивались выполнение таких профессиональных задач на тренажерах, как:

–         соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;

–         взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами и службами аэропорта;

–         ведение процедурного (планового) контроля;

–         ведения радиолокационного контроля;

–         оперативность и правильность принятия решения при УВД;

–         обеспечения безопасности полетов при УВД;

–         действия при УВД в особых условиях полета;

–         действия при УВД в аварийных ситуациях;

–         выполнение пультовых операций.

В результате проведенного оценивания успешности выполнения задач тренажерной подготовки специалистами УВД нами были выделены группы студентов, которые имеют высокий уровень, выше среднего и средний уровни успешности выполнения профессиональных задач на тренажере.

Анализ полученных результатов показал, что 60 % будущих специалистов УВД имеют высокий уровень успешности выполнения профессиональных задач на тренажерах и 40 % студентов имеют выше среднего и средний уровень успеваемости. В группу студентов-авиадиспетчеров, которые получили наивысшую оценку за выполнение профессиональных задач на тренажере, вошли 62 специалиста УВД (группа 1). Ко второй группе студентов-авиадиспетчеров, имеющих средний и выше среднего уровни успеваемости за выполнение профессиональных задач, вошли 41 будущий авиадиспетчер (группа 2).

Для исследования когнитивно-стилевых характеристик студентов-авиадиспетчеров мы использовали методику «ТОРЗ» Г. В. Залевского, направленную на изучения ригидности — гибкости познавательного контроля и методику Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков», направленную на изучение импульсивности-рефлективности.

Методика «ТОРЗ» Г. В. Залевского [4] позволяет определить низкий, средней, высокий, очень высокий уровни проявления ригидности респондента по шкалам: «симтомокомплекс ригидности» (СКР); «актуальная личностная ригидность» (АР); «сенситивная ригидность» (СР); «установочная ригидность» (УР); «ригидность как состояние» (РС); «преморбидная ригидность» (ПМР).

Анализ полученных данных показал, что, практически, по всем шкалам, которые характеризуют проявление ригидности у студентов-авиадиспетчеров 3–5 курсов, доминируют средний и низкий уровни ригидности познавательного контроля. Следовательно, большинство опрошенных студентов-авиадиспетчеров имеют низкие показатели ригидности и высокие показатели гибкости. Высокий уровень проявления ригидности, по сравнению с другими шкалами, наблюдается по шкалам «ригидность как состояние» (30,4 %), «симтомокомплекс ригидности» (24,3 %), «сенситивная ригидность» (22,3 %).

Мы выделили две группы студентов с разным уровнем успешности выполнения профессиональных задач на тренажерах. Первая группа — студенты-авиадиспетчеры, которые получили за выполнение заданий на тренажере средний балл 5 (62 специалиста УВД); вторая группа — студенты-авиадиспетчеры, которые получили за выполнение заданий на тренажере средние баллы 3 и 4 (41 специалист УВД). Полученные данные по двум группам с разным уровнем успешности тренажерной подготовки по 6 шкалам ригидности мы изобразили в виде гистограммы (рис.1)

Рис.1 Анализ показателей проявления ригидности у будущих специалистов УВД с разным уровнем успешности тренажерной подготовки

Таким образом, видно, что студенты-авиадиспетчеры с высокими показателями успешности тренажерной подготовки (группа 1) имеют низкие показатели по всем шкалам ригидности и более высокие показатели гибкости познавательного контроля, а студенты со средним и низким уровнем успешности тренажерной подготовки (группа 2) имеют более высокие показатели ригидности познавательного контроля.

Показатели проявления ригидности по шкале «симтомокоплекс ригидности» (СКР), которая отображает склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения (навязчивости, педантизма, упрямства респондентов), у студентов 2-й группы выше на 13,76 % по сравнению с показателями 1-й группы.

Шкала «актуальная личностная ригидность» (АР) определяет неспособность респондентов при объективной необходимости менять мнение, отношение, установки, мотивы. Уровень проявления данного показателя у студентов 1-й группы ниже на 7,62 % по сравнению с представителями 2-й группы.

«Сенситивная ригидность» (СР) отражает эмоциональную реакцию респондентов на определенные профессиональные ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым. По шкале «Сенситивная ригидность» показатели у представителей 2-й группы выше на 8,22 %, по сравнению с представителями 1 группы.

Шкала «установочная ригидность» (УР) также отражает личностный уровень проявления ригидности, выраженный в отношении или установке на принятие — непринятие нового, необходимости изменений самого себя — самооценки, системы ценностей, привычек. По этой шкале показатели проявления ригидности у представителей 2–1 группы выше на 12,71 %, по сравнению с представителями 1-й группы.

С помощью данных, полученных по шкале «ригидность как состояние» (РСО), можно выявить, что в состоянии стрессовых ситуаций, повышенной усталости или болезненном состоянии высокие показатели ригидности у респондентов могут проявляться чаще, нежели в обычных условиях деятельности. По этой шкале показатели проявления ригидности у представителей 2-й группы выше на 14,59 %, по сравнению с представителями 1-й группы.

Нами был проведен корреляционный анализ, направленный на установления взаимосвязи между видами ригидности у будущих специалистов УВД. В результате проведенного исследования с помощью nonparametric correlations (разрозненные статистические данные, корреляции взаимного спектра) были установлены корреляционные связи между: шкалой «симтомокомплекс ригидности» и шкалой «актуальная личностная ригидность» (ρ=0,855**) на уровне значимости (sig=0,000); шкалой «симтомокомплекс ригидности» и шкалой «сенситивная ригидность» (ρ=0,695**) на уровне значимости (sig=0,000); шкалой «симтомокомплекс ригидности» и шкалой «установочная ригидность» (ρ=0,672**) на уровне значимости (sig=0,000); шкалой «симтомокомплекс ригидности» и шкалой «ригидность как состояние» (ρ=0,695**) на уровне значимости (sig=0,000); шкалой «симтомокомплекс ригидности» и шкалой «преморбидная ригидность» (ρ=0,698**) на уровне значимости (sig=0,000).

Также мы обнаружили: чем выше показатели успешности тренажерной подготовки, тем ниже проявление ригидности. Были обнаружены обратные корреляционные связи между успешностью выполнения задач на тренажерах студентами-авиадиспетчерами и показателями ригидности по шкале «симтомокомплекс ригидности» (-0,235*) на уровне значимости (sig=0,017); между успешностью выполнения задач на тренажерах и показателем «установочная ригидность» (-0,225*) на уровне значимости (sig=0,22); а также между успешностью выполнения задач на тренажерах и показателем «ригидность как состояние» (-0,251*) на уровне значимости (sig=0,11). Эти данные свидетельствуют о том, что, чем выше показатели успешности тренажерной подготовки будущих специалистов УВД, тем ниже проявления ригидности.

Были обнаружены обратные корреляционные связи между успешностью выполнения задач тренажерной подготовки и показателями скорости выполнения задач по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» (ρ= -0,227*) на уровне значимости (sig=0,021). Между скоростью и точностью выполнения заданий по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» также выявлена обратная корреляционная связь (ρ=-0,240*) на уровне значимости (sig=0,014).

Выводы

1.         В результате проведенного анализа научных работ и эмпирического исследования нами было выявлено влияние гибкости познавательного контроля и рефлективности на успешность тренажерной подготовки. Будущие специалисты УВД с высокими показателями успешности тренажерной подготовки имеют более высокие показатели скорости и точности выполнения задач, характеризуются гибкостью мышления, способностью анализировать большой объем информации. А студенты-авиадиспетчеры со средним и низким уровнем успешности тренажерной подготовки имеют более высокие показатели склонности к риску. Проявление низкого уровня познавательного контроля у студентов-авиадиспетчеров свидетельствует о неспособности специалистов УВД приспосабливаться к новым условиям; изменять свои взгляды и убеждения в профессиональной деятельности; неумении самостоятельно и быстро принимать эффективные решения в условиях интенсивного движения воздушных судов, при решении проблемных задач в условиях дефицита времени, разнообразных конфликтных ситуациях, в экстремальных условиях деятельности.

2.         Эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи между успешностью выполнения профессиональных задач тренажерной подготовки будущими специалистами УВД и когнитивно-стилевыми характеристиками: ригидность — гибкость познавательного контроля и импульсивность — рефлективность, позволило выявить, что студенты-авиадиспетчеры с высокими показателями успешности тренажерной подготовки (группа 1) имеют низкие показатели по всем шкалам ригидности и более высокие показатели гибкости познавательного контроля, а студенты со средним и низким уровнем успешности тренажерной подготовки (группа 2) имеют более высокие показатели ригидности познавательного контроля.

3.         Выявлена отрицательная корреляция: между успешностью выполнения задач на тренажерах студентами-авиадиспетчерами и средними показателями ригидности по шкалам «симтомокомплекс ригидности», «установочная ригидность», «ригидность как состояние». Также была обнаружена отрицательная корреляция между успешностью выполнения задач тренажерной подготовки и показателями скорости выполнения задач по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков»; между скоростью и точностью выполнения заданий по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» также выявлена обратная корреляционная связь.

Литература:

1.         Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зінченко. — М.: МОДЕК, 2000 г. — 608 с.

2.         Колга В. Возможные миры стилей // Когнитивные стили / В. Колга. — Таллин: ЭННЛ, 1986. — С. 32–37.

3.         Корнилова Т. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии, 1989. — № 6. — С. 140–147.

4.         Лобанов А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей / А. П. Лобанов. — Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. — 296 с.

5.         Максименко С. Д. Роль когнітивно-стильових особливостей особистості в процесі навчальної діяльності /С. Д. Максименко, І. Д. Пасічник // Наукові записки. Серія «Психологія і педагогіка» Тематичний випуск «Актуальні проблеми когнітивної психології». — Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2010. — Вип. 14. — С. 3–10.

6.         Прохорова М. В. Індивідуальний стиль діяльності з домінуванням когнітивних компонентів: Автореф. дис....канд. психол. наук / М. В. Прохорова. — Київський університет імені Тараса Шевченка. — К., 1995. — 22 с.

7.         Толочек В. А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности / В. А. Толочек. — М., 1992. — 316 с.

8.         Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная [2-ое изд., перераб. и доп.]. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle