Библиографическое описание:

Жадан В. Н. К вопросу о развитии законодательства об экологических преступлениях // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 515-519.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы на основе анализа правовых норм и научных подходов в виде авторских предложений по развитию законодательства об экологических преступлениях.

Ключевые слова: вопросы, правовые нормы, научные подходы, предложения, развитие, законодательство об экологических преступлениях.

Одной из актуальных и всеобъемлющих проблем, стоящих перед всем международным сообществомявляется охрана окружающей природной среды. Воздействие человека и его деятельности в различных сферах на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что мировое сообщество в качестве важнейшей составляющей международной (всеобщей) и национальной безопасности каждого государства отводит экологической безопасности.

Учитывая значимость в национальной безопасности Российской Федерации [8] (далее — РФ, Россия) и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами охрана окружающей среды нашла свое правовое закрепление в природоохранном, уголовном и другом законодательстве, иных нормативных правовых актах. В развитие государственной природоохранной деятельности в России 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды [9], что должно не только благоприятно сказаться на экологии и среде обитания российских граждан, но и возможно на дальнейшем развитии законодательства в области охраны окружающей среды.

Происходящие в России с 90-х годов XX века реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих в условиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и болезненным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и значительный рост не только экономических, но и экологических правонарушений и преступлений, в том числе появление и новых их видов.

Вопросам анализа криминологической и юридической характеристики правонарушений и преступлений, методики расследования преступлений в области охраны окружающей среды посвящено немало публикаций [5]. В тоже время проблемных и дискуссионных вопросов в области охраны окружающей среды не становится меньше, а поэтому предметом нашего исследования будут некоторые вопросы о системе и развитии законодательства об экологических преступлениях.

В числе всех видов совершаемых и регистрируемых правонарушений и преступлений, определяющих современную криминогенную ситуацию в России, и при этом достаточно востребованных в правоприменительной практике не последнее место занимают преступления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Исходя из сказанного, представляют интерес следующие вопросы: какие общественно опасные деяния образуют преступления в области охраны окружающей среды и природопользования, какие преступные деяния образуют собственно экологические преступления? На многие из данных вопросов в законодательстве и других нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды РФ, официальных документах даются ответы в виде юридической характеристики, рекомендаций и комментариев. По указанным вопросам также имеются научные публикации, которые отчасти и будут нами использованы в ходе данного исследования.

В науке уголовного права в части определения и систематизации преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования имеются различные подходы. При этом в зависимости от оснований (критериев) преступные деяния подразделяются на определенные группы, которые были отчасти предметом нашего исследования.

Так, по общепризнанному в уголовном праве научному подходу все общественно опасные деяния, предусмотренные в Уголовном кодексе РФ [6] (далее — УК) и с учетом выполняемых ими функций, относящихся к охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные [3].

С учетом данной системы преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования в первую группу относятся преступные деяния (специальные экологические составы), которые предусматриваются в главе 26 «Экологические преступления» УК. В главе 26 имеется 17 статей (ст. 246–262 УК), которые включают свыше 30 составов преступлений. К экологическим преступлениям относятся такие преступные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок, причиняющие либо способные причинить вред здоровью человека или окружающей среде, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).

В тоже время, В. П. Кашепов и другие ученые к специальным экологическим составам относят также преступления, которые перечисленные в иных главах УК — нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), жестокое обращение с животными (ст. 245) и экоцид (ст. 358) [3].

На наш взгляд, с такой позицией согласиться сложно, так как в соответствии с законодательным построением Особенной части УК по всем видам преступлений предусматривается деление ее на разделы по родовому объекту, а на главы — по видовому объекту преступного посягательства. Исходя из такого подхода, видовым объектом преступлений, указанных в главе 26 «Экологические преступления» являются социально значимые и охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, общественного порядка в области охраны окружающей среды и природопользования.

Поэтому предложение относить указанные преступления к специальным экологическим составам противоречит законодательному построению Особенной части УК, так как нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК) содержится в главе 24 «Преступления против общественной безопасности»; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК) и жестокое обращение с животными (ст. 245 УК) — в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экоцид (ст. 358 УК) — в разделе ХII (главе 34) «Преступления против мира и безопасности человечества».

К смежным составам преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования принято относить такие, которые выполняют экологические функции лишь при определенных объективированных обстоятельствах, а именно: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК); террористический акт (ст. 205 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК); хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК) [3]. По нашему мнению, в данную группу следует относить и такие преступные деяния: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК), жестокое обращение с животными (ст. 245 УК), экоцид (ст. 357 УК) и др.Эти преступления приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых преступных деяний нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Помимо вышеуказанных преступлений в УК имеются и другие преступные деяния, которые по своему характеру не предусматривают выполнение природоохранных функций, но при определенных обстоятельствах также могут быть связаны с нарушением правил охраны окружающей среды. К дополнительным составам принято относить преступные деяния, которые предусмотрены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а именно: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), служебный подлог (ст. 292 УК) и халатность (ст. 293 УК). Указанные преступные деяния, совершаемые должностными лицами при определенных обстоятельствах объективного порядка, могут способствовать причинению вреда окружающей среде.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к преступлениям в области охраны окружающей среды и природопользования следует относить достаточно большой перечень преступных деяний, квалифицируемых по указанным статьям Особенной части УК.

Следующий вопрос, который требует самостоятельного исследования — некоторые предложения по развитию законодательства об экологических преступлениях.

В УК с момента введения и по настоящее время в главу 26 «Экологические преступления»вносились изменения и дополнения более 10 раз, а последние внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. При этом изменения и дополнения касались, как правило, совершенствования содержания диспозиций уголовно-правовых норм, корректировки санкций и введения новых видов уголовных наказаний.

В части развития уголовного законодательства об экологических преступлениях имеется также немало публикаций [4], а поэтому мы остановимся только на некоторых предложениях по совершенствованию законодательства об экологических преступлениях.

Одним из проблемных вопросов, имеющим законодательное значение и характеризующим экологические преступления является определение правового (нормативного) понятия этих преступлений. В УК не дается определение понятия «экологические преступления». Между тем определение экологических преступлений значимо, как для достижения задач уголовного законодательства, так и в не меньшей степени для правоприменительной практики.

В литературе дается достаточно много научных определений понятия экологических преступлений, чего не скажешь в части правовых понятий. Единственное правовое понятие экологических преступлений дается в Законе РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060–1 «Об охране окружающей природной среды» [1] и при этом в статье 85 указывается, что под «экологическим преступлением понимается общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека». Закон утратил силу на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [10].

Автор этих строк солидарен с научной позицией о необходимости в главе 26 «Экологические преступления» определить понятие преступлений данной категории. По нашему мнению, по аналогии с главой 33 «Преступления против военной службы», следует в первой статье главы 26 дать уголовно-правовое понятие экологических преступлений.

В связи с изложенным, предлагаем проект статьи 246 УК в следующей редакции: экологическими преступлениями признаются предусмотренные настоящей главой преступления, нарушающие правила охраны окружающей среды, если они повлекли причинение или создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, водным биологическим ресурсам, лесному или сельскому хозяйству, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия для компонентов природной среды,совершенныегражданами илилицами, ответственными за соблюдение этих правил либо с использованием служебного положения. Соответственно статью 246 УК следует считать статьей 246.1 УК.

Что касается возможного совершенствования законодательства об экологических преступлениях по другим вопросам, то рассмотрим некоторые из них:

1)        предлагаем в статье 246 УК (с учетом вышеуказанной редакции) по аналогии с главой 21 «Преступления против собственности» (ст. 158 УК — кража) предусмотреть примечание, в котором определить «значительный размер и ущерб», «крупный размер и ущерб» и «особо крупный размер и ущерб» и при этом указать конкретные суммы с учетом современных реалий (например, значительный размер и ущерб признается превышающий 5 тысяч рублей; крупный размер и ущерб — свыше 50 тысяч рублей; особо крупный размер и ущерб — свыше 100 тысяч рублей); соответственно толкование этих категорий из примечаний к статьям 260 УК «Незаконная рубка лесных насаждений» и 261 УК «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» исключить; указанные критерии позволили бы дифференцировать уголовную ответственность за соответствующие экологические преступления в зависимости от размера причиненного вреда, а также отграничить уголовную ответственность от административной;

2)        как известно большинство ученых, практиков и граждан России выступают за воссоздание (восстановление) в УК конфискации имущества как вида наказания, данной же позиции придерживается и автор этих строк; в УК предусматривается мера уголовно-правового характера (ст. 104.1 УК — конфискация имущества), при этом экологические преступления не вошли в число составов, по которым может быть назначена конфискация имущества, а поэтому предлагаем в пункт «а» части 1 статьи 104.1 УК «Конфискация имущества» включить преступления данной категории;

3)        мы солидарны с научной позицией, что в уголовных и административных нормах имеются юридические неточности, а в отдельных случаях используются одни и те же термины, а как следствие возникают вопросы в разграничении ряда составов экологических преступлений и правонарушений, предусмотренных главой 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» Кодекса РФ об административных правонарушениях [2];

4)        в УК практически отсутствует административная преюдиция, которая предусматривалась в УК РСФСР 1960 г. [7], в тоже время правоприменительная практика по экологическим преступлениям (ст. 250 УК — загрязнение вод, 251 УК — загрязнение атмосферы, 254 УК — порча земли и др.) свидетельствует о ее неоднозначности; по аналогии со статьей 151.1 УК «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции» (в примечании к данной статье предусмотрена административная преюдиция) в статье 246 УК (с учетом предложенной редакции) в примечании считаем необходимым предусмотреть привлечение к уголовной ответственности по экологическим преступлениям (например, ст. 250, 251, 254, 256, 258, 260–262 УК), если это лицо ранее привлекалось за аналогичное административное правонарушение;

5)        также полагаем, что санкции по экологическим преступлениям могут быть дополнены не только таким видом наказания как конфискация имущества (при условии, что конфискация имущества будет восстановлена в УК как дополнительный вид наказания), но и введение нового вида наказания, который предлагается многими учеными — возложение обязанности загладить причиненный вред в натуре; в УК РСФСР 1960 г. [7] данный вид наказания был предусмотрен как «возложение обязанности загладить причиненный вред» (ст. 21–22 УК) и применялся в качестве основного и дополнительного вида наказания; общепризнано, что введение в УК такого вида наказания,который будет предусматривать обязанность виновного в непосредственном устранении причиненного вреда своими силами (например, высаживание лесных насаждений, кустарников и др.; очищение водоемов, парков, заповедников и др.; зарыбление водоемов; рекультивация земли и т. д.) или в возмещении материального ущерба своими средствами, либо в иной форме устанавливаемой судом (например, в публичном извинении перед потерпевшими или членами коллектива и т. д.), в определенной степени и сводится к возмещению причиненного вреда в натуре; мы солидарны с позицией ученых, что и по экологическим преступлениям данный вид наказания следует включить в санкции уголовно-правовых норм.

Таким образом, проанализированные нормы уголовного законодательства и теоретические положения науки уголовного права, характеризующие экологические преступления позволяют акцентировать внимание на общественную опасность данных преступлений и дать некоторые авторские предложения по развитию законодательства об экологических преступлениях.

Литература:

1.         Закон Российской Федерации от 19.12.1991 г. № 2060–1 «Об охране окружающей природной среды» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 23.04.2013). Утратил силу с 10.01.2002 г.

2.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.02.2013 г. № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

3.         См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 1998. — 688 с.; Кашепов В. П. Развитие законодательства об уголовной ответственности за экологические преступления [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-bereg.ru/640.html (дата обращения: 23.04.2013); Уголовная ответственность за экологические преступления [Электронный ресурс]. URL: http://jurkom74.ru/ (дата обращения: 23.04.2013); Юридическая ответственность за экологические правонарушения [Электронный ресурс]. URL: http://isfic.info/pravov/rosp137.htm (дата обращения: 23.04.2013) и др.

4.         См.: Васильева М. И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. — 2007. — № 2. — С. 8–18; Игнатьева И. А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. — 2007. — № 1. — С. 4–11; Скобелева Л. А. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об охране окружающей среды: конституционно-правовой аспект: дисс.... канд. юрид. наук. — Казань, 2005. — 220 с. и др.

5.         См.: Виноградова Е. В. Преступления против экологической безопасности: дисс. … докт. юрид. наук. — Ставрополь, 2001. — 381 с.;Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 387–393; Жевлаков Э. Н. Экологические преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 239 с.; Лавыгина И. В. Экологические преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты: учебное пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — 160 с.; Савиченко И. А. Проблемы расследования экологических преступлений // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 1. — С. 48–52 и др.

6.         Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

7.         Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. (в ред. ФЗ от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 23.04.2013). Утратил силу с 01.01.1997 г.

8.         Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 23.04.2013).

9.         Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/acts/16219 (дата обращения: 23.04.2013).

10.     Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/ 2002/01/12/oxranasredy-dok.html (дата обращения: 23.04.2013).

11.     Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70103074/ (дата обращения: 23.04.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle