Библиографическое описание:

Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509.

Проблема жестокого обращения с детьми в замещающих семьях является актуальной в современных педагогических и психологических науках.

По статистике МВД ежегодно в России совершается более 100 000 преступлений в отношении детей, из них от жестокого обращения в замещающих семьях страдает — около 200 детей.

Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.

Современные исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми.

Большинство исследователей совершенно справедливо считают, что распространение самых различных форм и видов жестокого обращения с детьми обусловлено социально-экономическими и психологическими причинами.

Исследователи отмечают, что жестокое обращение зачастую передается из поколения в поколение.

Среди современных исследователей нет четкого выявления склонности родителей к жестокому обращению [1, с. 23].

10 % детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, головы, определенный тип ожогов и другое.

  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.

  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой.

Возраст 0–6 месяцев:

  • малоподвижность;

  • безразличие к окружающему миру;

  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

  • редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.

Возраст 6 месяцев — 1,5 года:

  • боязнь родителей;

  • боязнь физического контакта со взрослыми;

  • постоянная беспричинная настороженность;

  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

  • испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5–3 года:

  • боязнь взрослых;

  • редкие проявления радости, плаксивость;

  • реакция испуга на плач других детей;

  • крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3–6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

  • пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • псевдовзрослое поведение (внешне ребенок копирует поведение взрослых);

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению к животным.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя, наркотиков [3, с. 155].

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют следующие особенности:

  • часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников,

  • позже начинают ходить, говорить,

  • реже смеются,

  • хуже усваивают школьную программу,

  • наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом,

  • часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала) [1, 27].

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины.

Некоторые из них, наоборот, чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, аддиктивного поведения [3, с. 84].

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, и не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков, могут наблюдаться попытки суицида [4, с. 137].

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

В результате жестокого обращения с детьми в замещающих семьях одновременно проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы [3, с.105].

Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Прежде всего, жестокое обращение по отношению к детям, характеризуется для общества следующими последствиями:

  • потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,

  • это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;

  • это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;

  • это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками [4, с. 203].

Хотелось бы отметить, что разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.


Литература:

  1. Дементьева, И. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития / И. Дементьева // Социальная педагогика, 2010.- № 2. — С. 23–30.

  2. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2007, 256 с.

  3. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 265с. — ISBN 970–5-14–037135–4

  4. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с. — ISBN 3–086–74133–7


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle