Библиографическое описание:

Орлова М. А. К вопросу о роли политических партий в современном демократическом обществе // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 434-436.

Вопрос о роли политических партий в современном обществе обсуждается уже давно, и все же однозначных ответов так и не найдено, поэтому его все еще можно считать открытым.

Автор данной статьи не ставит целью выявить новые направления в исследованиях о роли партий в демократическом обществе, а лишь ограничивается попыткой сделать некоторые обобщения уже существующих взглядов и мнений по этой теме.

По мнению аналитиков не важно, как мы определяем современную демократию, одно остается неизменным: демократической системе необходимы группы, которые выступают посредниками между правительством и обществом, а также механизмы для выражения и отстаивания различных точек зрения и политических предпочтений. Задача ученых состоит в том, чтобы выяснить, обязательно ли в роли этого механизма должны выступать политические партии. Так, из-за развития современных технологий, и особенно из-за усиления роли Интернета как средства обмена информацией, многие авторы выражают сомнение в необходимости существования политических партий для правильного функционирования демократической системы. Электронные средства коммуникации сокращают дистанцию между избирателями и политическими кандидатами, которые теперь могут напрямую обращаться к своей аудитории через электронные СМИ и Интернет. Посредничество политических партий здесь уже не требуется.

Расцвет гражданского общества и заинтересованных групп снижает важность партий на политической арене. Все точки зрения, интересы или идеологии могут быть представлены заинтересованными группами. Так, старший исследователь Гуверовского института Ларри Даймонд описывает восемь функций, которые выполняет гражданское общество: (1) обеспечение основы для ограничения государственной власти и отслеживание возможных злоупотреблений властью; (2) дополнение роли политических партий в стимулировании участия демократических граждан в политическом процессе, усилении их политического влияния и развитии навыков, а также пропагандирование прав и обязанностей демократических граждан; (3) выполнение роли арены для развития таких демократических ценностей, как толерантность, умеренность, готовность к компромиссам и уважительное отношение к чужим точкам зрения; (4) создание каналов, которые помимо политических партий могли бы выражать, объединять и представлять различные интересы; (5) помощь в создании широкого круга интересов, которые могут затрагивать и смягчать противоположные точки зрения в политических конфликтах; (6) поиск и обучение новых политических лидеров; (7) поддержка демократии, например, посредством наблюдения за ходом выборов и (8) распространение информации с целью помочь гражданам в отстаивании своих интересов. Очевидно, во многом функции политических партий и заинтересованных групп пересекаются.

Сближение политических партий в вопросах политики и идеологии снижает роль межпартийной конкуренции. В современных демократических странах различия между политическими партиями в вопросах идеологии и политических программ становятся все менее заметны. Сближение политических позиций Лейбористской партии и Консервативной партии в Великобритании служит ярким примером. Пытаясь получить голоса избирателей, которые придерживаются нейтральных взглядов, политические партии позиционируют себя таким образом, чтобы апеллировать к большинству избирателей. В результате, различия между ними становятся менее очевидными, чем раньше. Поскольку политические партии начинают сходиться во взглядах, конкуренция между ними теряет свое значение и становится ненужной тратой ресурсов. С этой точки зрения нет смысла делать ставку на политические партии.

Кроме того, современные избиратели в некоторой степени разочаровались в политических партиях и профессиональных политиках — они воспринимаются как коррупционеры, препятствующие реформам и политическому обновлению. Политическая номенклатура стала рассматриваться как препятствие для прогресса. Некоторые авторы утверждают, что чем меньше политический партий, тем лучше для развития и реформирования.

Политическая партия, по определению экспертов, — это сеть, созданная и управляемая политически амбициозными людьми, которых объединяет общая идеология. Они пытаются привлечь тех, кто интересуется политикой для того, чтобы расширить сферу своего влияния и укрепить свои позиции. Определяя политические партии таким образом можно с уверенностью сказать, что они все еще необходимы современным демократическим государствам — даже в электронный век. Прежде всего, хотя электронные средства связи обеспечивают избирателям упрощенный доступ к нужной информации и дают политикам больше возможностей для непосредственного обращения к избирателям, организация избирателей, а также выражение идеологических и политических взглядов — две главные функции политических партий — все еще не могут выполняться кем-то еще. Обращения и призывы онлайн — пассивный способ действия, его эффективность ограничена. Кандидатам по-прежнему нужны местные партийные организации, более эффективные в том, что касается влияния на избирателей и организационных вопросов. Кроме того, использование исключительно электронных средств без опоры на политические партии делает возможной ситуацию, в которой несколько состоятельных граждан становятся кандидатами и выигрывают выборы просто потому, что могут позволить себе доминировать в электронных средствах массовой информации.

Далее, гражданское общество и ряд заинтересованных групп во многих аспектах не заменяют, а только дополняют политические партии. Несмотря на то, что некоторые функции действительно дублируются, политические партии более ориентированы на власть и конкретные действия, у них более комплексные программы, включающие широкий спектр социальных, политических, экономических и культурных вопросов. Гражданские группы обычно ориентированы на определенные сегменты общества и заняты решением каких-то отдельных вопросов. Когда заинтересованная группа занимается решением большого количества вопросов, затрагивающих интересы разных слоев населения, а также предпринимает действия, которые влияют на политику правительства или даже его состав — в этом случае она мало чем отличается от политической партии. Например, партия «зеленых» в Германии служит отличным примером того, как при наличии соответствующих условий заинтересованная группа может превратиться в политическую партию.

Кроме того, сближение партий в идеологических и политических вопросах ставит перед ними новые задачи, но это не свидетельствует о конце партийной политики. Сближение не означает, что партии встают на одинаковые позиции по всем вопросам. Разные политические партии все еще обеспечивают избирателям возможность выбора. В конце концов, исследователи сравнивают избирателей с покупателями, которым нравится выбирать зубную пасту из множества предложенных брендов, хотя разница между ними минимальна.

Наконец, тот факт, что люди устали от коррупции и партийной политики также не означает, что партии должны уйти с политической арены. Это говорит о том, что нужно изменить некоторые приемы партийной деятельности, а сами партии реформировать.

Таким образом, вышеупомянутые четыре причины для исчезновения политических партий со сцены — это на самом деле четыре задачи, которые современные партии должны решать. Более того, это — возможности, которые партии могут использовать для реформирования самих себя и улучшения качества выполнения традиционных функций. Партии останутся важной политической силой в современных демократиях, поскольку они являются наиболее эффективным и действенным организационным средством достижения власти для политически амбициозных людей.

Какие же партии способствуют укреплению и правильному функционированию демократической системы, а какие нет?

Укрепление демократии — это процесс, в ходе которого демократия настолько широко принимается гражданами и глубоко проникает в общество, что ее крах становится крайне маловероятным. Демократию можно назвать прочной, если она принята большинством граждан как оптимальная форма правления. Процесс укрепления включает в себя поведенческие и законодательные изменения, которые нормализуют демократическую систему и повышают ее устойчивость. Такая нормализация требует большой вовлеченности граждан, развития демократической культуры, увеличения числа лидеров и повышения их образования, функционирования зрелого гражданского общества и, что еще важнее, политической стабильности. Для укрепления демократии необходимо, чтобы нормы и процедуры демократического решения конфликтов стали общепринятой нормой. Ключом здесь является внимание к повседневной практике государственных учреждений.

Принципиальный показатель укрепления демократии — это процент избирателей, которые считают демократию необходимым условием жизни страны. Что касается производительности демократии, ее качество можно оценить по состоянию следующих областей: защита прав человека, защита справедливости и равенства, оперативность и эффективность управления, ненасильственное выражение политических взглядов.

Политологи сходятся во мнении, что в условиях раздробленной партийной системы ни одна партия не может постоянно получать избирательное большинство.

Помимо того, если партийная система не имеет законодательной основы, значит у партий неглубокие корни в обществе. Один из показателей” укорененности” в обществе — это процент избирателей, которые доверяют партиям, имеют четкие партийные предпочтения или идентифицируют себя с той или иной партией. Низкий уровень доверия к партиям в обществе вредит демократии как минимум по двум причинам.

Во-первых, отсутствие принадлежности к какой-либо партии среди избирателей ведет к непостоянству взглядов избирателей.

Во-вторых, если партийная система не закреплена законом, то избиратели голосуют, исходя из личных предпочтений или связей, а не партийных задач. А это, в свою очередь, увеличивает шансы непартийных кандидатов выиграть выборы, особенно президентские.

Популизм наиболее распространен в странах, где отсутствует четкая структура партий и партийной иерархии. Механизм демократической ответственности здесь ниже, а политические лидеры более непостоянны и чаще нарушают негласные правила игры. В обществах с более прочной демократической властью символы партий имеют больше значения, а партийные обещания — надежности. Символы и программы партий помогают гражданам понять, кто и какую роль играет в политике, без необходимости читать между строк, а это обеспечивает необходимый контроль.


Литература:

  1. Diamond L. “ Is the Third Wave Over?” Journal of Democracy, 1996, № 3

  2. Зотова З. М. ‘’100 лет российской многопартийности”, 2006г.

  3. Борисовская Н. В. ‘’Значение и роль политических партий в современном демократическом обществе’’, 2010г.

  4. Нидермайер Оскар “Развитие партийной системы в новых федеральных землях Германии’’, Observer № 3 (170)


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle