Библиографическое описание:

Усаров С. Р. Узбекско-индонезийское сотрудничество в сфере туризма // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 297-300.

В статье рассматриваются некоторые вопросы сотрудничества в сфере туризма имеющих место между Узбекистаном и Индонезийской Республикой. Анализируется объём и содержание работы проделанной странами в данной сфере деятельности по итогам договора, заключенного в 1995 году.


В настоящее время туризм превратился в одну из основных динамически развивающихся отраслей мировой экономики. Согласно официальным данным туристическая отрасль по поступлению валюты, занимает второе место уступая лишь отрасли по переработке нефти. [1]. Необходимо отметить, что туризм на сегодняшний день не только развивает экономические возможности какой-либо определенной страны, но также служит культурно-ознакомительным целям. Известно, что в последнее время значительное большинство туристов, помимо отдыха, проявляют заметный интерес к культуре, историческим памятникам, обычаем и традициям других народов. Это явление в свою очередь становится одной из важных причин в установлении тесных отношений между народами, улучшении и укреплении межгосударственных контактов.

Богатое культурное наследие узбекского народа, его уникальные исторические памятники, интереснейшие традиции весьма востребованы в туристическом мире. Поэтому совершенно неслучайно, ещё на заре независимости, правительство Узбекистана стало уделять пристальное внимание развитию сферы международного туризма. Было решено осуществлять интенсивные туристические связи прежде всего со странами достигшими высоких показателей в данной сфере отношений. В этой связи хотелось бы отдельно остановиться на сотрудничестве по линии туристической индустрии сложившимся между Узбекистаном и Индонезийской Республикой. Известно, что Индонезия, являясь одним из посещаемых туристами государств, привлекает к себе неповторимой красотой своей природы, множеством материальных памятников старины, богатой историей. В стране «тысячей островов» проживают многочисленные народности с весьма разнообразными обычаями и традициями.

По данным Индонезийского Статического Агентства, в 2009 году страну посетило 6,32 миллионов иностранных туристов, в 2010 году более 7 миллионов [2, с.8], в 2011 году 7,7 миллионов, а в 2012 году их число должно превысить отметку 8 миллионов [3, с.8]. Одни только эти цифры свидетельствуют о том, насколько интенсивно развивается индустрия туризма в Индонезии.

Договор о сотрудничестве между Узбекистаном и Индонезией касательно сферы туризма, был подписан 8 апреля 1995 году в ходе официального визита президента Индонезии Сухарто в Узбекистан. [4]. Однако, охвативший вскоре страны Юго-Восточной Азии и в особенности Индонезию финансово-экономический кризис, не позволил сколько ни будь серьезно оживить связи между двумя государствами. И только после преодоления последствий кризиса и стабилизации внутри политической обстановки, узбекско-индонезийские отношения возобновились. О положении дел и перспективах сотрудничества в туристической сфере двух стран, шла речь на официальных переговорах председателя национальной компании «Узбектуризм» (компания основана в 1992 г.) и чрезвычайного полномочного посла Республики Индонезии в Узбекистане Хасима Салоха состоявшихся в ноябре 2005 году. В целях увеличения потока туристов стороны условились о необходимости открытия авиарейсов между столицами двух государств. [5] Можно напомнить, что авиакомпания «Ўзбекистон хаво йўллари» осуществила свой первый полет ещё 15 января 1996 года, однако затем в силу известных причин полеты были приостановлены. [12, с.247]

Одним из самых эффективных способов увеличения потока туристов является ознакомление иностранных граждан с туристическими возможностями и культурным потенциалом своей страны. Для чего необходимо организовывать туристические ярмарки, участвовать в аналогичных ярмарках за рубежом, развивать деятельность туристических рекламных агентств, устраивать для иностранных туроператоров инфо-туры. В целях пропаганды культурно-исторического и духовного наследия узбекского народа, туристических возможностей Узбекистана, с 1995 года в Ташкенте регулярно проводятся международные ярмарки туризма. За истекший период времени они успели превратиться в крупные туристические форумы Центральной Азии. Индонезия, начиная с 2004 года, регулярно участвует на Ташкентских международных ярмарках. Ташкентские ярмарки послужили местом заключения целого ряда соглашений и договоров между двумя государствами, реально способствовавших развитию сотрудничества в туристической сфере. [6, л.4] Так, в частности, посольство Индонезийский Республики в Узбекистане в сотрудничестве с Министром культуры и туризма Индонезии приняло участие на XV международной ярмарке туризма «Туризм по Великому шёлковому пути», проходившей 21–22 октября 2009 года в Ташкенте. [7, с.9–10] На очередной XVII Ташкентской международной ярмарке туризма «Туризм по Великому шёлковому пути-2011», состоявшейся в ноябре 2011 года, участвовали 90 туристических компаний из 36 стран мира. Экспозиции представлявшие Индонезию, Малайзию, Турцию и Индию вызвали среди посетителей огромных интерес. [8, с.1–2]

Кроме того, в целях увеличения потока туристов из Узбекистана в Индонезию, посольство этой республики регулярно организовывает в Ташкенте встречи с туроператорами Узбекистана. Одна из таких встреч, на которой участвовали чрезвычайный и полномочный посол Республики Индонезии в Узбекистане Шахрил Сабаруддин и председатель ассоциации частных туристических организации Узбекистана Саида Рубаева, проходила 29 февраля 2009 г. в конференц-зале отеля «Le Grand Plaza». На этой встрече индонезийская сторона представила туроператором из Узбекистана подробные сведения о возможностях своего туристического потенциала. [9, с.10] Организованный для узбекских туроператоров инфотур (состоялся 7–16 декабря 2009 г. на индонезийском о-ве Бали), позволил им ещё ближе ознакомиться с положением дел в сфере индонезийского туризма. В инфотуре организованном в Джакарте, участвовали около десяти туроператоров из Узбекистана. [6, л.7]

За последние годы исламский туризм превратился в одну из перспективных отраслей международного туризма. Тот факт, что в своё время на узбекской земле жили и творили крупнейшие знатоки ислама, и то что здесь сосредоточены многочисленные святыни непосредственно связанные с историей исламской религии, говорят в пользу того, что Узбекистан имеет все возможности для развития исламского туризма. Исходя из этого, в последние годы, в республике стали уделять серьезное внимание решению данного вопроса. Учитывая то, что основная масса граждан Индонезии исповедуют ислам, соответствующие организации Узбекистана проводили работу способствующую увеличению потока туристов из этой крупной мусульманской страны.

В феврале 2006 года, председатель Комитета по делам религии Республики Узбекистан, принял участие на проходившей в Индонезии работе международной выставки на тему: «Хадж и умра в развитии мусульманского туризма». В ходе работы выставки состоялась презентация возможностей Узбекистана в развитии исламского туризма. Участники выставки дали высокую оценку хорошему состоянию исламских памятников в Узбекистане, качеству реставрационных работ а также работе по организации паломничества по святым местам. На представительной международной выставке исламского туризма, работавшей в феврале 2008 года в Джакарте, Узбекистан вновь продемонстрировал свои достижения в области туристической индустрии вообще и исламского туризма в частности. [6, л.2,6]

Следует отметить и то, что в Индонезии паломничество к святыням ислама (хадж) успело превратиться в одного из основных направлений туризма. Если учесть, что по числу верующих мусульман Индонезия занимает ведущее место в мире, то с уверенностью можно говорить и о перспективах развития данного направления туризма в этой стране.

Не мало полезных дел для развития туризма в Узбекистане сделано действующей более 10 лет в переделах Узбекистана индонезийской компанией «PT Hikman Albros». За истекший период времени национальная компания «Узбектуризм» сумела наладить а затем и расширить сотрудничество с выше названной компанией (компания «PT Hikman Albros» является владелицей отеля «Le Grand Plaza» расположенного в Ташкенте). В настоящее время компания «PT Hikman Albros» владеет правом контроля над 42,5 % ценных бумаг совместного предприятия «Уз Олмон Хотелз». Благодаря чему данная компания четко и эффективно управляет популярными среди туристов сетью гостиниц расположенных в городах — Самарканде, Бухаре и Урганче. [6, л.1] Сотрудничество с компанией «PT Hikman Albros» имеющей большой опыт в сфере гостиничного обслуживания, способствует приезду в Узбекистан не только индонезийских туристов, но и туристов из других зарубежных государств, ибо их ожидает здесь сервис и обслуживание на уровне мировых стандартов.

Важным шагом в развитии индонезийско–узбекского сотрудничества явилось подписание в апреле 2007 года агентского соглашения между национальной компанией «Узбектуризм» и индонезийской компанией «Апекс Индонуса и Прима» («PT Apex Indonusa and Prima»). Соглашение гласит о том, что выше названная индонезийская компания будет представлять интересы «Узбектуризм»а, как в Индонезии, так в Сингапуре. [11, л.2]

16 августа 2007 года в джакартской гостинице «Сари Пан Пасифик» состоялась масштабная презентация туристических возможностей Узбекистана, которая была организована посольством Республики Узбекистан в Индонезии, а также туристическими фирмами «Долерос Тур» (Узбекистан) и «Апекс» (Индонезия). На презентации участвовали около 40 индонезийских туристических компанией и агентств. [6, л.4]

Очередная подобная презентация была организована в сентябре 2008 г. Джакарте, при участии посольства Узбекистана в Индонезии и она была связана с 17 годовщиной независимости Республики Узбекистан. На сей раз презентация проходила в рамках трехдневного международного фестиваля под названием: «Продовольствие, туризм, историческое и культурное развитие».

Со своей стороны Национальная компания «Узбектуризм», правительство республики также осуществляют ряд мер направленных на более широкое привлечение индонезийских туристов в Узбекистан. Так например в ноябре 2005 года, затем в июне 2007 года для ведущих туроператоров из Индонезии были организованы инфо-туры по Узбекистану. [6, л.3]. До настоящего время для индонезийских, а вместе с ними и для туроператоров из Сингапура, Брунея трижды были организованы инфо-туры по областям и городам нашей страны. Несмотря на то, что для развития сотрудничества в сфере туризма и увеличения притока туристов стороны проделали значительную работу, однако ещё немало предстоит сделать.

Если обратить внимание на число посетивших Узбекистан индонезийских туристов, а также на то с какой целью они приезжают, то выявляется что в наиболее «продуктивном» 2011 году из 265 человек, 79 человек заявили что приехали в Узбекистан в качестве путешественников. [13, л.4.]

Думается что такого рода положение, если конечно учесть возможности обеих сторон, не может удовлетворить ни одну из сторон. В этой связи нам представляется, что дальнейшие масштабное развитие узбекско–индонезийского сотрудничества в сфере туризма, которое отвечало бы самым высоким требованиям, вполне осуществимо, если воплотить в плоскость практической деятельности следующее:

  • Принимая во внимание многолетний опыт и достигнутый высокий уровень индонезийской стороны в области строительства и эксплуатации больших и малых гостиниц, кемпингов и мотелей узбекской стороне для всестороннего развития своего туристического менеджмента следует создавать самые благоприятные условия с целью привлечения индонезийских инвестиций.

  • В целях повышения квалификации узбекских специалистов и их профессионального уровня необходимо систематически практиковать обмен опытом между специалистами высших туристических школ Индонезии и Узбекистана. Было бы целесообразным организация краткосрочных учебных курсов в индонезийских туристических организациях.

  • В столицах и регионах сотрудничающих государств периодически организовывать презентации их туристических возможностей.

  • Всячески содействовать прямым индонезийским инвестициям в такие направления туристической индустрии Узбекистана как, лечебно-оздоровительный туризм, эко-туризм а также строительство частных гостиничных комплексов. [6, л.3–4]

  • Нам представляется, что делу увеличения потока туристов из стран Юго-Восточной Азии, в том числе из Индонезии в Узбекистан и обратно, должны будут служить также и упрощения визового режима.

Таким образом, тесные узбекско-индонезийские связи в сфере туризма, являющейся одним из ключевых звеньев во всеохватывающей системе сотрудничества двух государств, в перспективе может послужит важнейшим фактором в развитии взаимовыгодного партнерства между Индонезийской Республикой и суверенным Узбекистаном. Ибо правовые основы и возможности для осуществления широкомасштабных и эффективных контактов в сфере индустрии туризма сегодня уже созданы.


Литература:

  1. Фролова Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 // www.aup.ru/books/m204

  2. Индонезийские новости // Ежемесячный бюллетень посольство Республики Индонезии в Ташкенте, 2011, № 2.

  3. Индонезийские новости, 2011, № 11.

  4. http://www.davs.ru/hotels_catalog/guide/index.php?te2=yes&country=uz&page=743

  5. Узбекистан-Индонезия: укрепление контактов// http://tour.solutions.uz/ru/content.scm?contentId=7846

  6. Текущий архив Национальной Компании «Узбектуризм» — Сведения о сотрудничестве в сфере туризма между Узбекистаном и Индонезией.

  7. Индонезийские Новости. 2009, № 10.

  8. В.Рзаева. «ТМТЯ-2011: Шелковой пут–мировой бренд туризма»//Деловой партнер.UZ. 2011, № 44.

  9. Индонезийские Новости. 2009, № 2.

  10. Махкамов Р. Узбекистан-Индонезия: новые планы и проекты// http://www.novostiuzbekistana.st.uz/49_331/bz.htm

  11. Текущий архив Министерства внешне экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан — Информация о торгово-экономическом сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Индонезией.

  12. Тюриков В., Шогулямов Р. Независимая Республика Узбекистана: памятные события и даты (1991–1996). — Т.: Ўзбекистон, 1997, 335 с.

  13. Текущий архив Государственного статического комитета Республики Узбекистан — Сведения о численности иностранных граждан (индонезийских) посетивших Республику Узбекистан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle