Автор: Расулова Нигора Нематовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Расулова Н. Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 500-502.



Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой сферы.

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм

В условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям изменилось её экономическое положение в мировом хозяйстве. Этому способствовали институциональные и структурные преобразования, нацеленные на создание открытой рыночной экономики. Главной целью Узбекистана на пути к ней является повышение эффективности внешнеэкономических связей до уровня развитых индустриальных стран, выпуск и экспорт готовой высокотехнологичной продукции, рост конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На пути к достижению этой цели сделано немало. Например, рост реального ВВП в 2015 году на 8 % связан в большей степени именно с динамичным развитием базовых отраслей экономики. В прошлом году промышленное производство увеличилось на 8 %, производство сельскохозяйственной продукции на 7 %, строительство на 18 %. Также была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развития сферы услуг и сервиса,как одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей. [3]

В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения. [4]

Ускорению преобразований и экономическому развитию страны, и в частности регионов способствует становление и развитие туристкой отрасли. Туристическая отрасль — одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей Узбекистана. Статистические данные за годы независимости, свидетельствуют о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в стране. Каждый год Узбекистан посещает около 2 млн. граждан зарубежных государств. Основную долю туристов, посетивших Узбекистан в прошлом году, составили гости из России (22,4 %), Кореи (8,2 %), Германии (3,8 %), Франции (3,6 %), а также других стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. За последние три года количество иностранных туристов, приезжающих в Узбекистан, увеличилось более чем на 30 %. Сегодня в Узбекистане действуют 1279 туристических организаций, в частности, 548 гостиниц, туристических баз и кемпингов, 731 туристических компаний. [6] Спрос на организацию досуга среди иностранцев и граждан страны растет, пропорционально ему увеличивается количество предложений.

Это неудивительно, поскольку Узбекистан — страна контрастов, где современные строения успешно сочетаются с архитектурными шедеврами наших предков. Следует отметить, что Узбекистан занимает девятое место в мире по количеству исторических и архитектурных памятников. Прохождение по территории страны в прошлые столетия Великого шелкового пути придает облику Узбекистана особую загадочность, что вызывает немалый интерес среди иностранных гостей. Наряду с этим можно выделить такие немаловажные факторы, как безопасность, неповторимый вкус национальной кухни, известные во всем мире города, живописная природа, наличие прямых авиарейсов, а также сохранившаяся самобытность народа, его традиции, обычаи, менталитет, дружелюбность и гостеприимство. Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы позволяют развивать все виды туризма, как экотуризм, геотуризм, альпинизм, экстремальный, культурный туризм, рыбалка, рафтинг; различные туристические маршруты и принимать гостей круглогодично. Как результат, Узбекистан способен предложить широкий спектр услуг как для любителей культурно-познавательного отдыха, так и для активного отдыха.

Разработкой единой государственной политики в сфере всесторонней модернизации и развития туристской отрасли занимается созданная по указу Президента Республики Узбекистан от 27.07.1992 г. Национальная компания «Узбектуризм». Приоритетными направлениями Национальной компании являются развитие правовых и экономических основ туризма, совершенствование его инфраструктуры в республике за счёт привлечения иностранных инвестиций, проведение широкой пропаганды исторического наследия и туристических возможностей Узбекистана. [6]

Регулирование туристской отрасли в стране осуществляется на базе нормативно-правовых документов, представленных в виде законов «О туризме», «О страховании», «О сертификации», «О государственной границе», постановлений правительства. Эти документы направлены на формирование инвестиционного климата, разгосударствление и приватизацию в туристической сфере, предоставление льгот, улучшение гостиничной инфраструктуры, строительство сетей дорог, курортов и. т.д. В республике разработаны национальные стандарты для туристской и гостиничной инфраструктуры страны с учетом природно-климатических, культурных и национальных особенностей гостеприимства.

Важным руководством к действию в развитии туризма и туристической инфраструктуры, активном продвижении национальных туристских услуг на международные туристические рынки служит Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан” от 10 октября 2012 года. В центре внимания находятся задачи и перспективы развития въездного и внутреннего туризма, расширение туристических предложений в сфере активного отдыха в Узбекистане, продвижение туристического бренда нашей страны, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры туризма, а также оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма. [2]

В деле продвижения бренда Узбекистана важная роль отводится участию страны в различных международных выставках, ярмарках и конференциях.

За годы независимости значительно улучшена транспортная и гостиничная инфраструктуры, открыты новые авиа, железнодорожные и автомобильные маршруты. Для улучшения транспортной инфраструктуры в 2015 году был подписан контракт между АО «Узбекистон темир йуллари» и испанской компанией «Patentes Talgo» на поставку двух высокоскоростных поездов повышенной вместимости.

В целях развития и повышения качества туризма уделяется особое внимание по следующим направлениям:

‒ развитие существующих туристских услуг.

Туристские услуги — услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. [1] Для развития туристических услуг имеет значение повышения познавательно-просветительского и культурно-эстетического направления этих услуг, что подразумевает организацию музейных экспозиций, выставочных показов, фестивалей традиционной культуры и. т.д. К примеру, фестиваль «Шелк и Специи» ежегодно проходит в Бухаре в конце мая, и он уже становится визитной карточкой города. В 2015 году 200 ремесленников, художников, дизайнеров, национальных ансамблей и поваров со всего Узбекистана собирались вместе, чтобы удивлять и развлекать гостей фестиваля. За 3 дня фестиваль посетило 60 000 гостей, среди которых 10000 были иностранными. В фестивале участвовало 20 международных организаций.

‒ создание новых туристских услуг, таких как экологический туризм вкупе с познавательными турами по городам-памятникам;

Среди самых значимых видов туризма можно отметить гастрономический, медицинский, шопинг-туризм и, конечно же, экотуризм. [5,с.48] Экотуризм сегодня признается во всем мире самым доходным, модным и «зеленым» видом туризма. Этот факт особенно радует страны с красивой природой, ландшафтом, климатом, — всем этим гордится наша страна. Но сам факт требует дополнительных вложений, так как потребителю важен весь пакет услуг: как и на чем он доедет, где и в каких условиях будет проживать, какие и какого качества спектр услуг для комфортабельного отдыха ему предоставляются. Изучение имеющегося потенциала с точки зрения потребителя, создание необходимой инфраструктуры, разработка туристических маршрутов по экотуризму являются основными задачами для предпринимателей, планирующих осуществлять деятельность в сфере экотуризма.

‒ расширение применения маркетинговых приёмов, в том числе, проведения маркетинговых исследований для изучения состояния туристских услуг;

В Узбекистане есть опыт маркетингового подхода к решению вопроса. В конце 2014 года в рамках проекта ЮНВТО «Коридоры наследия Шелкового пути» были проведены социологические исследования и подготовлена публикация «Узбекистан глазами туристов. Результаты опроса международных посетителей Узбекистана по экономическим показателям 2014 года». Исследование было организовано при сотрудничестве с НК «Узбектуризм» и ЮНЕСКО. Опрос, проведенный в Международном аэропорту «Ташкент», КПП «Гишткуприк» и «Олот», фронт-офисах гостиниц в гг. Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива, осуществлен при содействии Ташкентского Государственного экономического университета, Самаркандского института экономики и сервиса, Ургенчского Государственного университета и Бухарского Государственного университета.

Согласно данным опроса, отмечен рост посещений Узбекистана иностранными гражданами, основные въезжающие в Узбекистан — граждане России, Турции, Индии, Германии и Кореи, наиболее активными путешественниками являются люди в возрасте старше 50 лет, имеющие высшее образование.

‒ широкое вовлечение местной общественности и властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение её безопасности;

Компания «Узбектуризм» отобрала 93 населенных пункта, которые потенциально могут быть внесены в туристические маршруты, и предложила предпринимателям разработать проекты по развитию экотуризма. В основном это села на побережье Амударьи и памятники природы.

‒ развитие связей между организаторами туризма и региональными структурами власти с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения.

Успешная реализация задач в этих направлениях позволит расширить сферу туристских услуг, которая займёт достойное место в экономике Узбекистана.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О Туризме». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан”. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 41–42, ст. 478
  3. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http://www.press-service.uz/
  4. Статистический сборник об основных итогах экономического и социального развития Республики Узбекистан в годы независимости и прогнозных показателях на 2011–2015 гг. –Т.: Узбекистан.
  5. Ли Д. М. Основы туризма. Учебное пособие для студентов вузов — Т: ТГЭУ, 2011. — 160 с.
  6. http://uzbektourism.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, туристских услуг, Министров Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, законодательства Республики Узбекистан, Республике Узбекистан, сферы туризма, перехода Республики Узбекистан, развитию сферы туризма, туристской отрасли, Республики Узбекистан «О, Кабинета Министров Республики, развития туристской отрасли, развития Республики Узбекистан, туристской деятельности, Узбекистан способен, Постановление Кабинета Министров, Собрание законодательства Республики, годы независимости, развитие инфраструктуры туризма.

Ключевые слова

туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос