Библиографическое описание:

Грищенко Я. С. Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 348-350.

Сегодня значительные изменения в области образовательных технологий затронули и обучение иностранному языку в высшей школе. Разработкой и внедрением в учебный процесс компьютерных способов обучения активно занимаются такие новаторы как Е. С. Полат, А. В. Хуторской, Т. П. Зайченко, А. А. Ахаян.

Новое развитие, с внедрением в учебный процесс информационных технологий, получил и вопрос о формировании социокультурной компетенции студентов. Отечественные исследователи рассматривают данную проблему под двумя углами: с точки зрения филологических специальностей (С. Ю. Николаева, Т. И. Олейник, О. И. Селиванова, Н. К. Скляренко, И. Г. Тараненко и т. д.) и с точки зрения технических специальностей (В. Н. Топалова [1], Р. О. Гришкова [2]). Однако, несмотря на то, что работы В. Н. Топаловой и Р. О. Гришковой посвящены проблемам формирования социокультурной компетенции студентов нефилологических специальностей ВУЗов, они не рассматривают данную проблему в соответствии с особенностями преподавания иностранного языка студентам заочной формы обучения, что и является новизной нашего исследования.

Целью нашей статьи является изучение роли новейших дистанционных технологий в формировании социокультурной компетенции студентов технических специальностей заочного отделения вузов.

С момента появления в конце ХХ века понятия дистанционного образования, в системе заочного обучения появился новый путь для повышения качества и условий обучения студентов заочного отделения технических специальностей.

Дистанционное обучение имеет большие перспективы, т. к. позволяет использовать мировые культурные и образовательные ценности, накопленные в глобальной сети Интернет, и создает возможности для обучения под руководством лучших педагогов, на основе единого информационно-образовательного пространства [3, с.92]. Однако не следует отождествлять дистанционное обучение с заочным. У заочной и дистанционной форм обучения есть только одна общая черта: в обоих случаях преподаватель и обучаемые большую часть времени находятся на расстоянии. Все остальное, т. е. формирование учебно-методического обеспечения, его отбор, структуризация, организация учебного процесса, даже контроль осуществляются принципиально по-разному [4]. Использование сети Интернет раскрывает новые перспективы для развития системы обучения студентов-заочников, предоставляет им возможность постоянного упражнения в изучаемом языке.

Следует заметить, что на занятиях по иностранному языку в аудиторных условиях также возможно использовать технологии Интернет, но, учитывая минимум времени, отведенного на аудиторные занятия на заочном отделении технических специальностей, нецелесообразно тратить часы непосредственного контакта с преподавателем на работу с компьютером как обучающим устройством. Его целесообразнее использовать для всестороннего итогового контроля и оценивания знаний студентов-заочников, при котором достигается большая объективность оценки, чем при контроле без помощи технических средств. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся, что немаловажно на заочном отделении. Это даёт возможность преподавателю уделять больше внимания другим аспектам работы со студентами-заочниками.

Наиболее широкое использование технологий дистанционного обучения возможно при самостоятельной работе студентов-заочников, на которую отведено большее время, нежели на активный учебный процесс. Поэтому возникает необходимость усовершенствования подхода именно к самостоятельной работе студентов-заочников в межсессионный период, установлению налаженного контакта между преподавателем и студентом в это время. Следует также принимать во внимание, что большинство студентов проживают не в городе обучения, и это затрудняет регулярное посещение ими консультативных занятий в межсессионный период. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать внедрение элементов дистанционного обучения в систему заочного обучения иностранному языку, а именно использование Интернета в самостоятельной работе студентов-заочников в период между сессиями.

Проведенные исследования по использованию сети Интернет в самостоятельной работе студентов заочного отделения технических специальностей показывают следующее:

  • для рационального использования консультационного времени преподавателя место проведения консультации должно быть оснащено компьютером с выходом в Интернет;

  • каждому преподавателю иностранного языка на заочном отделении технических факультетов ВУЗов необходимо иметь свой собственный сайт или страницу в Интернете, где находились бы все материалы, которые рекомендованы учебной программой как обязательные для успешного освоения курса;

  • у преподавателя должен быть электронный ящик, на который студент-заочник имел бы возможность отправить выполненное задание, а преподаватель — поместить свою оценку работы студента или рекомендации по переделке работы;

  • основное условие для сайта преподавателя иностранного языка — наличие возможности общения преподавателя со студентами в назначенное время в режиме on-line, когда студенты с других городов имели бы возможность непосредственно обратиться за пояснениями к преподавателю, а также получить практические навыки общения на иностранном языке.

В результате проведенных исследований, на экспериментальных группах студентов заочной формы обучения, было определено, что 45 % консультаций по иностранному языку должны проводиться через сеть Интернет, 45 % — проходить в аудиториях и 10 % консультаций должны быть отведены на on-lіne конференции и семинары. Именно эти 10 % времени и возможно отвести для формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов через Интернет.

Как известно, существует множество способов общения преподавателя со студентами через сеть Интернет, которые можно условно разделить на две группы: off-line и on-line общение. К первой группе, на наш взгляд, относится следующее: общение с помощью электронных сообщений (e-mail), обмен мнениями на форумах, ведение блогов, общение через Web-страницу (сайт) преподавателя. К скоростным способам взаимодействия преподавателя и студента в режиме реального времени относим: переписку с помощью клиентов ICQ и QIP, программы Skype (предусматривает переписку и аудио-визуальное общение), а также взаимодействие преподавателя и студента через систему вебинара. Согласно результатам предварительного анализа возможностей каждого из типов Интернет-взаимодействия, именно последний способ является наиболее эффективным для формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку студентов технических специальностей заочной формы обучения.

Итак, перейдем к рассмотрению вебинаров как платформы для формирования социокультурной компетенции у студентов технических ВУЗов заочной формы обучения.

Вебинар (on-lіne семинар) — технология, которая предусматривает проведения интерактивных занятий в виртуальной аудитории, которая в свою очередь предоставляет необходимый функционал для дистанционного обучение студентов. При этом виртуальная аудитория — это программное обеспечение, которое моделирует среду реальной аудитории в сети Интернет [5, с.34–35]. Кроме того, следует отметить, что вебинар — это не просто аудиторное занятие проведенное виртуально, а средство, которое дает возможность студенту-заочнику получить навыки общения на иностранном языке в заранее незапланированных реальных ситуациях, и, что в данном случае главное, расширить собственные знания о культуре страны, язык которой изучается. Учитывая то, что исследования проводились с учетом потребностей студентов заочной формы обучения технических специальностей, следует также обратить внимание на тот факт, что проведение вебинара позволяет осуществить обмен информацией социокультурной направленности и взглядами на нее студентов разных факультетов, разных специальностей, то есть незнакомых между собой участников, что практически невозможно во время аудиторных занятий. Прежде всего, подобный подход позволяет повысить заинтересованность студентов, ввести их в новый круг общения, а также дает возможность получать практику общения на иностранном языке в необычных (неподготовленных заранее) ситуациях.

Итак, вышесказанное подтверждает, что вебинар действительно может быть одним из ведущих средств формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов неязыковых ВУЗов заочной формы обучения. Данный вывод явился отправной точкой для проведения эксперимента со студентами второго курса заочной формы обучения инженерно-физического и химико-технологического факультетов.

Для проведения эксперимента было избрано время, отведенное на консультативные часы межсессионного периода, а местом проведения эксперимента стала бесплатная платформа Mіkogo. Принимая во внимание то, что пропускная возможность данной платформы имеет ограничение в 10 человек, от каждого факультета, путем предварительного компьютерного тестирования, было избрано по пять лучших студентов второго курса, которые и принимали участие в дальнейшем эксперименте. Во время аудиторных занятий была выбрана тема будущего семинара — «Englіsh and Amerіcan Іnventors and Іnventіons». Студенты получили задание просмотреть как можно больше материала об изобретениях и изобретателях в области физики и химии с тем, чтобы во время семинара иметь возможность обменяться полученной информацией. К началу семинара все участники по электронной почте получили ссылки, на которые впоследствии должны были нажать в определенное время, тем самым, подключаясь к вебинару.

Во время проведения семинара право председательствующего (студента, который имеет возможность распоряжаться ходом событий на семинаре) переходило от студента к студенту таким образом, чтобы каждый имел возможность руководить процессом проведения семинара. Такой подход помогает дополнительно усилить заинтересованность студентов в данном виде деятельности. Связь между участниками и председательствующим поддерживалась через Интернет после входа на страницу интерактивного класса (комнаты вебинара). На экране транслировались предварительно подготовленные презентации, картинки, таблицы, Интернет-ссылки; председательствующий имел возможность проводить опросы в режиме реального времени; студенты ставили вопросы и получали на них ответы, тем самым, принимая участие в обсуждении; участники, также, имели возможность работать в группах. По завершении времени, отведенного на данный вебинар (80 минут), студенты прошли компьютерный опрос и тестирование полученных знаний по теме вебинара, что дало возможность оценить эффективность его проведения, которая, по результатам проведенного опроса, составила 87 %. По завершении обработки результатов тестирования было выявлено следующее: все студенты расширили знания по данной общетехнической теме и обогатили свой словарный запас, обмениваясь мнениями касающимися величайших английских и американских ученых, а также их открытий в области физики и химии; кроме того, студенты получили практические навыки общения на английском языке с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, имели возможность отрабатывать быструю реакцию и правильность конструирования фраз при построении вопросов и ответов.

Таким образом, учитывая вышеупомянутое, вебинар действительно является эффективным средством формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технических ВУЗов заочной формы обучения. Однако следует также заметить, что полученный результат является предварительным и не может быть принят как окончательное утверждение в связи с тем, что количество участников семинара было минимальным. Поэтому перспективой своих дальнейших исследований считаем проведение экспериментов на большем количестве участников, а также исследование иных видов применения технологий Интернет на консультационных занятиях по иностранному языку на заочных отделениях технических ВУЗов.


Литература:

  1. Гришкова Р. О. Формування іншомовної соціокультурної компетенції студентів нефілологічних спеціальностей: Монографія. — Миколаїв: Вид-во МДГУ ім. Петра Могили, 2007. — 424 с.

  2. Топалова В. Н. Формирование социокультурной компетенции студентов технического вуза (на материале английского языка): Дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.02 / Киевский гос. лингвистический ун-т. — К., 1998. — 302 с.

  3. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. — М.: Филоматис, 2006. — 480с.

  4. Полат Е. С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения. — http://distant.ioso.ru/library/publication/voprosef.htm

  5. Морзе Н. В., Ігнатенко О. В. Методичні особливості вебинарів, як інноваційної технології навчання / Н. В. Морзе, О.В. Ігнатенко // Інформаційні технології в освіті: зб. наук. пр. — Херсон: ХДУ, 2010. — Вип. 5. — С. 31–39.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle